О воскресении Иисуса из Назарета

О ВОСКРЕСЕНИИ ИИСУСА ИЗ НАЗАРЕТА

(Бней Ноах. Взгляд с позиции психологии масс)

Евангельский Иисус из Назарета, как и всякий былинный персонаж, вероятнее всего имел несколько реальных исторических прототипов, образы которых самым причудливым образом соединились в народном сознании. Проповедники, учителя, врачи, революционеры и реформаторы от религии. Сейчас уже точно не выяснишь. Возможно, все они были вполне искренними и праведными людьми. Имя Иешуа-Иисус было очень распространено в еврейской среде того времени. Римляне в сговоре с коррумпированной саддукейской верхушкой казнили одного из них, тело тайно вынесли из гробницы и спрятали. Другие же продолжали жить и трудиться, что в итоге и породило версии о чудесном воскресении. Волны слухов накатывались друг на друга, истории переплетались, обрастая новыми подробностями, которые и зафиксированы в Евангелиях.




О ВОСКРЕСЕНИИ ИИСУСА ИЗ НАЗАРЕТА

(Бней Ноах. Взгляд с «фарисейской» позиции в контексте полемики с саддукеями)

Краткое содержание

В Библии и других источниках говорится о двух типах воскресения из мертвых: в обычном человеческом теле и в теле нового типа с новыми свойствами (возможность мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, принимать те или иные материальные образы).
Таких случаев в мировой истории зафиксировано множество, и случай с евангельским Иисусом из Назарета – один из них. Воскресение из мертвых – явление хоть и сверхъестественное, но обыденное, которое не дает нам права обожествлять воскресшего. Евангельская история вполне уместна в контексте полемики с саддукеями, которые отрицали загробную жизнь и воскресение из мертвых.


Что есть живой человек, а что есть мертвый. С религиозной точки зрения живой человек – это душа, облечённая в тело, а мертвый – душа, лишенная тела. Пока человек жив, он может не только воспринимать информацию, но и принимать решения, делать выбор, действовать, меняя материальный и духовный мир вокруг себя. При загробном существовании душа может воспринимать информацию, но делать выбор, принимать и осуществлять решения она не в состоянии. То есть наше бренное тело есть оболочка души, позволяющая ей выполнять эти функции.
Из Святых Книг следует, что обещанное воскресение из мертвых – это придание душе новой оболочки, которая позволит ей выполнять описанные выше функции. Эта оболочка нового типа будет обладать во многом принципиально иными свойствами, чем наше теперешнее материальное тело, хоть внешне будет напоминать его. Душа в этой оболочке приобретет некоторые свойства ангелов. Как и ангелы, она сможет общаться с людьми и помогать им, мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, принимать те или иные материальные образы, но при этом, как человек, будет, в отличии от ангелов, обладать свободной волей, самостоятельно принимать и осуществлять решения, сможет при необходимости делать выбор. Уже сейчас, такими свойствами обладают души многих прежде почивших. Много раз за всю историю человечества, с давних времен по настоящее время, описаны случаи, когда давно почившие в трудной ситуации активно помогают живым не только информацией, но и физически, например, во время кораблекрушений, пожаров, боевых действий. Есть такие свидетельства и в иудаизме, особенно богатый материал собран хасидизмом, но не только им. И случаев таких тысячи, игнорировать данные свидетельства трудно. Следовательно, многие люди уже прошли через воскресение по данному типу - воскресение к вечной жизни.
В Библии и других источниках описаны также случаи воскресения в обычном человеческом теле (3-я Царств 17:17-21; 4 Царств 4:32-35; 4 Царств 13:21), но это не предмет анализа данной статьи.
А теперь рассмотрим события Евангелия, связанные со смертью и воскресением Иисуса из Назарета. Христианские комментаторы утверждают, что он первый, кто воскрес для вечной жизни. Но это прямо противоречит Евангелию от Матфея 27:52,53, где сказано, что в момент смерти Иисуса «…гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, вошли во святый град и явились многим». Сказано именно «явились» и «многим», а не сказано, что «все прохожие и пребывающие во граде это видели». Это значит, что воскресшие чудесным образом перемещались, проявляя себя далеко не каждому, хоть и многим. Следовательно, это уже было воскресение нового типа, свои впечатления от которого описал евангелист. Стоит ли всех воскресших в тот день почитать богами?
Далее евангелия нам рассказывают, как Иисус «явился в ином образе» своим ученикам (Марка 16:12), участвовал с ними в трапезе, а потом , явив себя стал невидим для них (Луки 24:13-31). После он чудесным образом появился в запертом доме среди одиннадцати апостолов, чем очень их испугал, ел и пил перед ними (Луки 24:33-42, Иоанна 20:19). То есть он мог мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую и принимать те или иные материальные образы. Это все говорит о воскресении в оболочке нового типа, в новом преображенном теле. Причем это тело отличалось от обычного настолько, что многие его близкие ученики, даже узнав Иисуса, продолжали сомневаться в его «подлинности» (Матфея 28:17).
Чем евангельский случай отличается от сотен других? Данное явление, воскресение из мертвых в теле нового типа к вечной жизни, хоть и сверхъестественное, но вполне обыденное, очень распространенное явление. Но ведь мы не обожествляем каждого воскресшего, поскольку понимаем, что такое обожествление – языческая практика. Вполне может быть, что один из прототипов евангельского Иисуса из Назарета, праведник и мудрец Торы, действительно воскрес из мёртвых после смерти на кресте, воскрес к вечной жизни, как многие до него и многие после него. Но это не делает его богом. Эта история – подтверждение фарисейского взгляда на проблемы существования души, загробной жизни и воскресения из мертвых, очень уместная в контексте спора с саддукеями, которые отрицали воскресение и загробную жизнь.


Р.S.

Рабби Йеуда а-Наси после своей «смерти» приходил домой каждую Субботу (Ктубот 103а). Его ученики говорили: «Кто скажет, что Ребе мертвый — будет заколот мечем» (Ктубот 104а). Объяснил Бен Иш Хай, что из-за того, что сказали про Ребе что он жив, ему дана была сила приходить домой после смерти и делать кидуш.
В книге «Сефер Хасидим» сказано, что рабби Йеуда а-Наси в течение года приходил домой в Субботу вечером в праздничных одеждах (после своих «похорон») и делал кидуш для своих домашних. А ведь известно, что на умерших заповеди не распространяются, вплоть до того, что Шулхан Арух запрещает, например, на кладбище ходить с выпущеными наружу кистями цицит — чтобы не обидеть покойника, который эту заповедь не может исполнить. А рабби Йеуда мало того, что сам делал кидуш, но и выводил присутствующих евреев, ответивших «амень» (тем самым им защиталось, что они кидуш сделали сами).
Так объяснил это рабби Акива Эйгер: «Каждый субботний вечер он приходил домой в праздничных одеждах, делал кидуш и всем присутствующим защитывалась заповедь кидуш. И он был не как другие мертвые, которые свободны от заповедей, а как живые праведники». Когда служанка возвестила о его приходе, он перестал приходить чтобы не смущать других мертвых праведников. Раши объясняет, что они не были настоящими праведниками так как не получили разрешения придти домой как Ребе.



Р.Р.S.

Часто христиане говорят, что Иисус из Назарета был первым, кто воскрес из мертвых для вечной жизни. Но сам Иисус в своих дискуссиях с саддукеями (евангелия Марка 12:26-27 и от Луки 20:37-38) подтвеждает то, что воскресение из мертвых к вечной жизни было и до него.

"А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?»
Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых".

Праотцы еврейского народаназваны живыми, то есть они к тому моменту, к моменту жинии Иисуса уже воскресли к вечной жизни, а не ожидают воскресения в будущем. Иначе он бы не зазывал их живыми


Рецензии