О красивой жизни элиты
(Бней Ноах. О красивой жизни религиозных и политических деятелей через призму Письменной и Устной Торы)
Наблюдая нездоровый интерес, который проявляют СМИ и некоторые несознательные граждане к образу жизни различных религиозных и государственных деятелей, к их красивой жизни, к их роскоши и богатству, хотелось бы привести в качестве примера образ жизни и деятельности величайшего еврейского мудреца, кодификатора Мишны Иехуды бен Шимона.
Он был одним из самых любимых и уважаемых наси, кнеязей-этнархов, руководивших еврейским народом после разрушения Второго Храма, сохранившимся в народной памяти. Его часто называют просто Рабби. Согласно аггадической легенде, он родился в тот день, когда умер рабби Акива.
Он был человеком великой скромности и огромной души, что дало ему любовь всех, кто его знал. Выдающийся ученый и кодификатор, именно он считается последним из величайших законоучителей, так называемых таннаев, завершившим великую эру этих ученых. Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие. Однако вся эта роскошь имела целью служить повышению престижа и авторитета патриархата, а не личному возвеличению наси.
Рабби был чрезвычайно состоятельным человеком. В его доме не было недостатка ни в чем, и, согласно талмудическому свидетельству, стол на свадьбе его сына Шимона ломился от яств. Его зять, Бен Эльаса, также был очень богатым человеком (говоря о свойственном ему расточительстве, Талмуд рассказывает, что он платил большие деньги парикмахеру за стрижку, называемую "прическа первосвященника"). Имеются также свидетельства того, что Рабби постоянно принимал у себя в доме богатых гостей. Иегуда-а Наси владел многочисленными морскими судами, большим поголовьем крупного рогатого скота (при этом, согласно Талмуду, этот скот находился в совместном владении Рабби и императора Антонина).
Оценивая стиль его жизни в целом, Талмуд говорит "Рабби оказывал уважение богатым".
По аналогии с жизнью и деятельностью этого величайшего еврейского законоучителя можно сказать, что красивая и роскошная жизнь ведущих религиозных и политических деятелей наших стран имеет целью служить повышению престижа и авторитета этих государств в мире, особенно среди развивающихся стран, а не личному их возвеличению.
Да будет Имя Господне благословенно отныне и довека! Аминь.
Свидетельство о публикации №219111600380
И Лев Толстой вел скромный образ жизни.
И И. В. Гёте устами Фауста наставлял:
"Учитесь честно достигать успеха
И привлекать благодаря уму.
А побрякушки, гулкие, как эхо,
Подделка и не нужны никому."
Истинные сокровища духа не нуждаются в мишуре.
Томас Твин 16.11.2019 08:33 Заявить о нарушении
Максим Иващенко 2 16.11.2019 08:51 Заявить о нарушении
Ну а насчёт созидания богатыми я бы поспорил. По большей части богатые только заказывали и оплачивали, а создавали мастера - бедные да "средние".
Для богатых? А разве великолепные храмы возводились для богатых? Разве мало делалось в благотворительных целях или украшения города (Больница им. Склифасофского, музей изобразительного искусства, Консерватория, Адмиралтейство, Музеон)?
Но главное моё возражение относится к посылу Вашей статьи - богатство и роскошь не предосудительны, поскольку придают дополнительный блеск величию.
По-моему, это слишком смелое обобщение.
Красивая рама уместна, когда обрамляет достойное содержание. Между тем, богатство нередко достаётся людям ничтожным, которые не брезгуют подлостью и преступлением или получили его по наследству.
С уважением,
Томас Твин 16.11.2019 11:17 Заявить о нарушении
Даже эдемский сад нуждался совершенствовании.
Сделанное руками человека лучше непосредственно созданного Богом. Сладкие булочки питательнее колосьев пшеницы, статуя прекраснее куска мрамора, добытого в шахте, садовые сорта цветов, выведенные человеком, красивее их полевых сородичей. Человек стремится к красоте и порядку, такова его природа: возделывать (Бытие 2:15) и совершенствовать созданное Богом, и такова заповедь.
Когда человек разбивает парк, сад, газон или клумбу, он не прячет произведение своих рук за высоким забором. Наоборот, делает так, чтобы как можно большее число людей видели его, восхитились красотой и последовали его примеру.
А вспомните, каке роскошные дома строили себе цари-пророки Давид и Соломон. Бог создл мир для челоека, в том числе и золото, и алмазы.
Максим Иващенко 2 16.11.2019 11:34 Заявить о нарушении
- Эдем, но не мир
- в дальнейшем Бог изгнал Адама из Эдема и возделывание земли превратилось в борьбу с терниями и волчцами
- потомков Адама Бог уничтожил потопом, а Ною никакого совершенствования мира не заповедал, хотя о размножении говорил неоднократно
- Сын Божий призывает совершенствовать себя, но не мир. Это было бы даже странно, так как "Ученик не бывает выше своего учителя"...
Уточню: я вовсе не отрицаю, что люди стремятся к красоте, но почему это - заповедь? Они ведь и к прелюбодеянию стремятся, вопреки чёткому божьему запрету))
Но даже если Бог заповедал совершенствовать мир, то всем, а не кучке богатеев.
Ещё раз повторю: украшают мир в основном не богатые, а искусные.
Между тем, сокровища скапливаются в основном у богатых и Бог к этому не имеет никакого отношения.
С уважением,
Томас Твин 17.11.2019 20:26 Заявить о нарушении
Максим Иващенко 2 17.11.2019 22:40 Заявить о нарушении
Я думаю, никто из рассудительных людей не будет оспаривать основы политэкономии. Капитал должен концентрироваться и работать на нужды экономики, но богатство и роскошь - это не капитал. Если они отражают роль владельца в общественной жизни, то их можно рассматривать как плату и это не вызывает возражений.
Однако значительная часть богатств приобретается преступным путём личностями ничтожными, экономику не продвигающими, а разрушающими. Вот такое присвоение и вызывает справедливое возмущение людей.
С уважением,
Томас Твин 18.11.2019 07:48 Заявить о нарушении
Максим Иващенко 2 18.11.2019 12:34 Заявить о нарушении