Пособия харедим

ПОСОБИЯ ХАРЕДИМ

Краткое содержание

Изучение Торы и выполнение заповедей – самая важная работа для евреев. Государство платит харедим не пособие, а зарплату за выполнение заповедей и изучение Торы. Эти люди молятся и учат Тору за себя и за тех светских, которые заняты в экономике, которые живут в свое удовольствие и даже не думают ничего соблюдать. Поэтому светские израильтяне не имеют права упрекать религиозных евреев в безделии и иждивенчестве.

Часто от светских израильтян, не соблюдающих заповеди, можно услышать упрёк в адрес религиозных евреев, харедим, что они «не работают, живут на пособие, целый день молятся и учат Тору». Хочется им ответить. Государство платит харедим не пособие, а зарплату. Зарплату за выполнение заповедей, в первую очередь, за выполнение заповеди изучения Торы. Ведь эти люди молятся и учат Тору за себя и за тех светских, которые заняты в экономике, которые живут в свое удовольствие и даже не думают ничего соблюдать.
Согласно древней традиции, тот, кто не способен к учению, или кому это никак не удается из-за множества неотложных дел, должен снабжать всем необходимым тех, кто учится, и ему это будет засчитано, как будто он учился сам. Это вывели иудейские мудрецы, благословенной памяти, из стиха «…радуйся, Звулун, выходу своему, а Иссахар — в шатрах своих» (Дварим 33, 18). Звулун и Иссахар объединились: Звулун занимался торговлей и содержал Иссахара, чтобы у того было время заниматься Торой. Поэтому в стихе упоминается сначала Звулун, а потом уже Иссахар — поскольку Иссахар учил Тору только благодаря Звулуну.
То же самое мы находим в Мишне: «Шимон, брат Азарьи, сказал (…)». Шимон имеет значение как будто не сам по себе, а только как брат Азарьи, поскольку Азарья занимался бизнесом и снабжал всем необходимым своего брата Шимона, который учил Тору. И они условились между собой, что часть награды Шимона за изучение Торы будет принадлежать Азарье.
Светским и религиозным евреям нужно научиться уважать друг друга.


Рецензии