Тору - евреям, науку - народам

ТОРУ – ЕВРЕЯМ, НАУКУ – НАРОДАМ

(Бней Ноах)

Краткое содержание


Согласно Виленскому Гаону, Тора и наука идут рука об руку. Тора и наука – сверхъестественное и естественное божественные откровения соответственно. Евреи должны сосредоточится на изучении Торы как сверхъестественного божественного откровения, а неевреи – науки как естественного божественного откровения, поскольку задача неевреев – освоение материального мира, а задача евреев – обеспечить связь материального мира с Богом посредством выполнения заповедей.

Наш материальный мир мудрецы недаром называют естественным божественным откровением. Чем больше мы узнаем его, тем больше удивляемся его устройству, восхищаемся гениальностью Проектировщика. На человечестве лежит заповедь освоения Вселенной, что не возможно без знаний. Согласно Писанию, Г-дь Б-г сказал первым людям «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1:28), а затем, после потопа, повторил эту заповедь сыновьям Ною и его детям (Бытие 9:1). Под словом «земля» здесь подразумевается не только наша планета, но и весь материальный мир, вся Вселенная. Мы, согласно первейшей заповеди, обязаны осваивать планеты, превращая Вселенную в живой цветущий сад.
Для того чтоб осваивать планеты, нужны знания, космические корабли. Чтоб было, кем населять планеты, нужны люди. Для того, чтоб дать возможность человеку гармонично развиваться, стать высококвалифицированным специалистом, необходимо могучее, богатое, развитое, социальное государство, которое снимет с человека проблемы образования, медицины, жилья и пропитания. И снова знания: физика, химия, биология, экономика, социология. Мудрецы считают, что заповедь освоения Вселенной относится главным образом к народам мира, неевреям.
Виленский Гаон считал, что светские науки необходимы также при изучении Торы: "Если человек невежда в светских науках, он в сто раз больший невежда в Торе, ибо Тора и наука идут рука об руку". Главная заповедь евреев – изучение Торы, поскольку их задача – обеспечить связь материального мира с Богом посредством выполнения заповедей. На неевреев в деле выполнения этой заповеди наложены некоторые ограничения, нееврей не должен изучение Торы ради Её Самой делать смыслом своей жизни. Его Тора – наука. Знание ценно само по себе, поскольку оно направляет деятельность мозга в нужное русло, и нееврей, который смотрит научно-популярную передачу, подобен еврею, который изучает Тору. Евреи, по замыслу Творца, должны сосредоточится сверхъестественном божественном откровении (Торе), а неевреи – на естественном божественном откровении (науке). И все же, для лучшего понимания Торы еврею необходимо обладать фундаментальными знаниями в области светских наук (физики, химии, истории, биологии). А для лучшего понимания принципов функционирования материального мира нееврею не помешает набор базовых знаний в области Письменной, Устной Торы и Хасидизма.


Рецензии