Научно практическая конференция, в мечети Ихлас

  09.11.19. в Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция, в честь юбилейных дат и творчеству Ризаитдина Фахретдинова (160 лет), Мухлисы Буби (150 лет), Марьям Султановой (160 лет) и Виля Казыханова (80 лет).
  Организатор мероприятия мусульманская религиозная организация Кировского района Уфы «Ихлас» ДУМ РБ.
  Присутствовали солидные учёные, писатели, поэты, журналисты, видные общественные-, религиозные деятели, и т.д. Участникам (150 человек), были представлены интересные выступления, и даже - два краткометражных фильма.
  Я и не предполагала, что эта тема конференции окажется  интересной  тем, кто не посетил её… Меня попросили изложить, как обычно делаю, содержание. Они ссылаются на то, что  проучившись в русской школе, они не знают своих великих людей (в программе не предусмотрено, тем более религиозных деятелей). Раньше, имя Мажита Гафури у них ассоциировалось только с театром, или улицей Гафури. А после моей статьи они уже знают в честь кого они названы… Некоторые москвичи, интересующиеся и следящие за моим творчеством, до недавнего времени считали Башкирию «Уралом» -страной заснеженных гор, дремучих  лесов, и т.д. И, благодаря таким статьям открывают для себя то, что это вовсе не так. Поэтому, ваш покорный слуга сделал небольшую подборку о жизни и творчестве этих видных деятелей мусульманской
культуры, кому был посвящён этот форум. Спасибо Гуглу.


                РИЗАИТДИН  ФАХРЕТДИНОВ  (1859 – 1936)

  16 января 1859 года в деревне Кичутатово Бугульминского уезда Самарской губернии в семье сельского муллы родился мальчик Риза. Именно он стал впоследствии видным  татарским и башкирским  писателем-просветителем, ученым-востоковедом, религиозным деятелем Ризой (Ризаитдином  Фахретдиновичем)  Фахретдиновым.
  Он обучался в медресе. Владел арабским, персидским, турецким  и русским языками. После окончания медресе около двух лет был имамом, открыл медресе.
Слава о молодом талантливом наставнике из Кичучата разлетелась по всему краю. В июле 1889 г. общество деревни Ильбак Бугульминского уезда пригласило Ризаитдина Фахретдинова на должность местного имама и мударриса.
  В мечети этого селения Ризаитдин-хазрат служил по февраль 1891 г. При этом, будучи рядовым деревенским муллой, он выпускает несколько книг, беспрецедентный случай даже для нашего времени!  В 1887 году, в Казани, опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») — первое произведение Ризаитдина Фахретдинова, посвященное арабскому языку.               
  В 1891 переехал в Уфу, где  он служил казыем в Оренбургском Магометанском духовном собрании, которое управляло делами мусульман Европейской части Российской империи и России.
  В 1906—1908 — помощник редактора либеральной татарской газеты «Вакыт», в 1908—1918 гг  редактор журнала «Шуро», которые издавались в Оренбурге. Здесь,  им  опубликованы 179 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала Фахретдинов Р. отстаивал точку зрения преемственности Волжской Булгарии,  и современных татар.
  В 1923 году  избран муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири. Он, как ученый-энциклопедист «кипит и варится»   в центре многих авторитетных международных симпозиумов.
  В 1925 году, Ризу  Фахреддина, президиум Академии наук СССР приглашает на 200-летний  юбилей  Академии, где  он участвует  в качестве ученого-востоковеда.
  В 1926 году, совершает  паломничество в Мекку, а также принимает участие в работе Всемирного конгресса мусульман в Саудовской Аравии, где его избирают вице-президентом конгресса. Выдающийся ученый и религиозный деятель Ризаитдин Фахреддин выступил с речью на арабском языке и с большой почестью был принят королем Саудовской Аравии.
  Муфтий Риза-хаджи способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран, выступал против колониальной и империалистической политики Запада. Проводил исследования по истории  и  культуре народов Урала и Поволжья.   
  В 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов — 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, от 90 до 97% мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности.
  Риза Фахретдин  протестовал против закрытия мечетей, арестов и уничтожения религиозных библиотек.  Он  неистово пытался отговорить  чиновников страны Советов, что отказ от религии, в дальнейшем,  приведёт к духовно-нравственному падению (без комментариев…  Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. 
  В 1930 году муфтий  Риза Фахретдин  даже собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на положение религии Ислама в СССР.
  Литературное и научное творчество Ризаитдина Фахретдинова, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжского региона. Его имя  также  было широко известно в Средней Азии и Казахстане.
  Ризаитдин Фахретдинов является крупным религиозным философом Башкортостана. Им написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903),  в которых выступает сторонником приобщения народа к передовой европейской культуре, поднимает проблему эмансипации женщины.
  Важнейшее место в наследии Ризаитдина Фахретдинова занимает многотомная историко-библиографическая книга «Асар» («Асар»), посвященная жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.
  В Казани и Оренбурге было издано 15 выпусков первых 2-х томов, рукописи неизданных томов хранятся в Уфе), в котором представлены очерки о 1009 известных мусульманских ученых,  и государственных деятелях  Х-го начала ХХ вв., в т.ч. периода Казанского ханства.
  Сведения «Асар», отразившие формирование исторических знаний татар, продолжили традицию изучения национальной истории, заложенную Хусаином Амирханом и Шигабутдином Марджани. Значение «Асар» как исторического труда, базирующегося на сведениях огромного количества письменных и устных источников, трудно переоценить.
  Ризаитдин  Фахретдинов  закончил свой творческий и жизненный путь на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в городе Уфа. Риза-казый скончался в своем доме в Уфе, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления. По преданию, тысячи мусульман, узнав о смерти Ризы Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» (поминальной молитвы) по усопшему.
Он похоронен на мусульманском  кладбище  г. Уфы, где  на одном из эпитафий выведены следующие строки: «Ученый - историк муфтий Ризаэддин Фахреддинов, 1859-1936».
«Слава Ризы Фахреддина не ограничивалась в пределах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт-Петербурга. Она широко распространилась в других государствах, особенно в историческом и исламском мире, - пишет известный ученый Рафаэль Хакимов. – Восточные языки он знал как свой родной, постоянно находился в творческой связи с профессором Петербургского университета Джамалетдин аль-Афгани, с российскими академиками А.Н. Самойловичем, В.В. Бертольдом, И.Ю. Крачковским. Он также имел переписку с учеными из США, Германии, Японии, Канады, Франции, Испании, Китая и Скандинавских стран».
*
Гимранова Диляра Габдлкавиевна - кандидат филологических наук, директор музея Ризаитдина Фахретдина, досконально знающая биографию, творческое  наследие
выступила с блестящим докладом  на тему «Идея «матерей нации» в трудах Р. Фахретдинова». Она покорила участников конференции не только увлекательным (устным) преподнесением  и глубоким знанием темы, но также – манерой методического изложения,  чёткой дикцией, любовью к великому человеку и его трудам. Также она привезла в подарок новый сборник трудов своего героя, подчеркнув, что таких книг по духовно-нравственному воспитанию человека нет ни у одной народности!
Я заинтересовалась этим неординарным человеком, и обнаружила, что плюс ко всему, она 
-Лауреат премии имени Рафаэля Тухватуллина (2014),
-победительница зонального тура Республиканского конкурса «Женщина года в номинации «Женщина-ученый» (2016).
  Вот, благодаря организаторам этой научно-практической конференции, нам посчастливилось послушать интересного человека.
  Этот раздел, посвящённый великому человеку, я завершаю фрагментом статьи Виля Казыханова (сокращённый вариант):

 "Ризаэддин Фахретдин о воспитании"

  Современники дали ему высокую оценку. Великий просветитель Мифтахетдин Акмулла назвал его «совершенным существом». Классик татарской литературы Габдулла Тукай считал его «прекрасным писателем». В его наследии множество статей по проблеме истории, археологии этнографии, нумизматики, философии, географии, юриспруденции, педагогике, языкознании, истории религии и др.
  Риза Фахреддин, обладая энциклопедическим умом,  написал сотни статей и произведений, посвященных подрастающему поколению. Нам, педагогам, родителям, особо близки такие его труды, как «;;вамигуль к;лим - ш;рхе» («Толковый словарь афоризмов пророка») и «Н;сыйх;т» («Наставление»). Первая из них состоит из 344 афоризмов философского содержания пророка Мухаммеда, а вторая - «Н;сыйх;т» («Наставление») из 33 разделов («Мать и отец», «Соседи», «Школа», «Дом», «Наставники и учителя», «Близкие родственники», «Нравы лица», «Нравы глаз», «Нравы зла» и др.)
  Здесь следует особо отметить, что в трудах Ризы Фахреддина центральное место отводится культу отца, на передний план всегда ставиться решение мужчины. Это связано со строгим, традиционным распределением обязанностей в семье: отец – кормилец, мать – воспитатель ребенка, хранительница очага.
  Труд Р. Фахреддина под названием «;д;бе т;гьлим» («Обучение нравам») был издан в 1909 году. Он начинается словами: «Детей своих воспитывайте подходящими к другой, новой эпохе, а не к той, в которой вы сами живете, ибо они рождены для жизни в другое время, чем вы сами».
  Ознакомим читателей с некоторыми нравами, касающимися учителей, воспитателей:
«Если то, чему учит учитель, полезно будет в жизни, в его слова поверят не только учащиеся, но и птица в небесах. Если учитель на солнце протянет руку, то ученики становятся его тенью, и если учитель напишет книгу, то ученик будет страницей этой книги. По написанной книге можно определить уровень знаний и ума учителя. Точно так же по ученику можно оценить способность учителя.
  Учителя должны быть мягкосердечными и порядочными. Иначе им не справиться с этой ролью, от их работы толку для детей не будет... Учитель, обладающий тонкостями мастерства воспитателя, никогда не будет срывать своё  зло на детях, возьмёт себя в руки и сохранит своё  достоинство. Умеющий себя вести и считающий себя зрелым человеком, учитель будет остерегаться  всего, что ему покажется ниже его достоинства и привычек… Чтобы стать настоящим человеком, надо быть образованным и воспитанным, это нельзя отделять друг от друга, а воспитанность прививается с детства…
  Воспитатель должен убеждать своих питомцев не только словами, но и своим личным примером. Он систематически должен работать над самовоспитанием, над усовершенствованием своих положительных привычек. Иначе, его наставления будут неубедительными и безрезультатными… Во многих случаях воспитанники подражают своим учителям. Детей не следует наставлять: «Будьте такими!», «Поступайте так!». Нужно личным примером, благородными поступками показывать это… Воспитатель еще должен быть справедливым, иначе он не завоюет уважение своих воспитанников».
  Источник развития общества Ризаэддин Фахреддин видел в просвещении народа. В написанном по этому поводу книге под названием «;;вамигуль к;лим - ш;рхе» («Толковый словарь афоризмов пророка») он показывает пути воспитания личностей, способных бороться за интересы народа.
  Считая воспитание детей основной обязанностью родителей, Р. Фахреддин многократно подчеркивает роль общественности. «Каковы пути воспитания благочестивых детей?» - спрашивает ученый и отвечает: «Святые дети не падают с неба, а созревают в семьях. Здесь путь один – дать с детства хорошее воспитание.
Это – основная обязанность родителей. Разрешать детям с малых лет находиться в кругу беспутных, играть на улице с кем попало – дело не их пристойных. Дети похожи на чистый лист бумаги или зеркало, с которого можно увидеть любое изображение. Поэтому надо стремиться писать на этом листе хорошие слова и рисовать красивые рисунки. Надо сделать всё возможное, чтобы они выросли воспитанными и становились порядочными людьми. Приведенные в книге афоризмы актуальны и имеют неоценимое значение в нравственном воспитании современного юного поколения.
  Приведём некоторые из них. «Очернять людей и наносить им обиду - удел безнравственных и невежественных людей. Не занимайся этим. Не трать впустую время, не теряй достоинства. Жизнь человека на земле очень коротка. Ни для кого не секрет, что у некоторых она проходит бессмысленно – во вражде, ссорах, зависти.
  Умный человек из малых слов поймет многое. Если человек, хочет узнать каков он на самом деле, пусть прислушивается к мнению соседей. Известно, что глупость из сорта болезней, к которым нельзя найти лекарство. Богатство уже имеет цену, а на человеческий поступок в будущем спрос. Всему есть лечение, кроме старости. Прежде чем обсуждать недостатки других, в первую очередь постарайся исправлять свои ошибки и воспитать себя хорошим человеком.
  Авторитет родителей могуч в правильном воспитании своих детей. Только личным примером родители могут завоевать любовь своих детей. Если вы посеете семена знания и воспитания искренне и любя, в будущем пожнёте полезные плоды их.
Безделье порождает цель, а лень – скуку. Его лекарство – умственный и физический труд».
   Поговорка «Лень очернит душу» - это золотое и мудрое слово, считал Риза Фахреддин, и оставил нам богатый запас наставлений по трудовому воспитанию.
«Для того чтобы избавиться от земного вреда, надо иметь светлое образование и совершать благородные поступки.
  Каждый человек должен иметь профессию, а трудиться до тех пор, пока сможет и должен помочь своей нации стать богатой.
  Истинное счастье – в сочетании умственного и физического труда.
  Люди должны заниматься трудом и свое дело выполнять сами. Ребёнок должен выполнять своё дело самостоятельно.
  Труд хлеборобов украшает весь земной шар».
  В книге «Т;рбияле бала» («Воспитанный ребенок») Р.Фахреддин считает важнейшими качествами воспитанного ребенка: соблюдение режима, аккуратность, приличное поведение в школе и на улице, подчинение воле родителей, соблюдение правил личной гигиены и т.д. В книге описаны также правила поведения во время игр, за столом, наставления по культуре речи.
  Автор защищает разделение мальчиков и девочек в играх с раннего детства: «Большим неприличием для девочек является игра с мальчишками, споры с ними, беготня с мальчишками; воспитанные девочки должны остерегаться всего этого».
  Риза Фахреддин интересовался и проблемами истории. Его книжки «Асар» («Произведение»), вышедшее в 15-ти выпусках, освещают биографию ученых и знаменитых людей мусульманских народов и охватывают преимущественно материал о деятельности духовных лиц. Имеются и сведения о видных деятелях татарской культуры (о Курсави, Х. Фаезханове и др.).
  Фахреддинов Р.  проводит в них идею о том, что мусульмане совершенно напрасно игнорируют западные издания. При характеристике знаменитых людей Востока, автор приводит список сочинений каждого из них, указывает годы смерти авторов и выхода в свет того или другого произведения на восточных и западных языках. Работа имеет неоценимый библиографический интерес и теперь.
  Такой же характер носит его работа «М;ш;;р хатыннар» («Знаменитые женщины») о выдающихся женщинах в различных областях жизни.
  Р.Фахреддин большое внимание уделял семейному воспитанию. Его прекрасные труды «Т;рбияле ана» («Воспитанная мать», Казань-Оренбург, 1898-1909), «Т;рбияле хатын» («Воспитанная женщина», Казань-Оренбург, 1899-1910), «Т;рбияле ата» («Воспитанный отец», Казань, 1898) являются путеводителями в учебно-воспитательном процессе.
Ученый хорошо понимал, что обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения образованности и культуры являются необходимыми условиями обеспечения прогресса. «Первым воспитанием детей выступает женщина – мать», - пишет Риза Фахреддин. Он считает, чтобы успешно выполнять эту задачу и воспитать достойных граждан, женщина-мать должна быть образованной. А образованные родители особое внимание должны уделять обучению детей чтению и письму, воспитанию добропорядочности и высоконравственности. Автор делает вывод: «Если мать образованная, интеллигентная, духовно развитая, то её ребенок будет счастливым, а если невоспитанная мать, то ребенок будет несчастливым». Читатель замечает, что женщина – главная фигура в обществе и нации.
  Книги и труды ученого посвященные педагогике, имели огромное значение в жизни и пользовались популярностью среди читателей. Педагогические произведения Ризы Фахреддина были изданы по 10-12 раз в Казани, Оренбурге и в Уфе.
  Мы вступаем сегодня в такой период развития общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом. Этот долг заключается, прежде всего, в воспитании будущего поколения. Чтобы воспитать нравственную личность, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей. В этом помогут нам педагогические труды великого ученого-просветителя Ризаитдина Фахреддинова.
 Кем бы, и где бы только он ни работал , он всегда был верен своим педагогическим взглядам. Работая редактором в журнале «Шура» («Совет», 1908-1918) 10 лет в рубрике «Т;рбия в; т;гълим» («Воспитание и нравы»), он опубликовал более 500 статей по педагогике. В статьях были подняты проблемы национального воспитания, о педагогических методах, об индивидуальном и дифференцированном подходе в образовании. Материалы и статьи по педагогике были собраны в разделе «М;кт;п м;гъриф;т» («Школа и просвещение»). Р. Фахреддин любил свой народ, гордился им, в то же время с уважением относился и к другим народам.


                МУХЛИСА БУБИ (1869–1937)

  Вашему вниманию представляется доклад   Айдара  Хабутдинова (Доктор исторических наук, заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения, профессор Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета)  « Мусульманка как учитель и судья: Мухлиса Буби».
  В настоящее время ведутся дискуссии о роли женщины в мусульманском мире России. Кто-то готов превратить женщину только в домохозяйку, кто-то готов выпустить ее на подиум или в интернет в почти, или просто голом виде под влиянием то ли арабской революционной «свободы на баррикадах», то ли «супермодели» Ирины Шайхисламовой. На самом деле все эти крайности глубоко чужды миру мусульман России. Для понимания правового статуса и судеб российских мусульманок обратимся к опыту Мухлисы Буби (Нигматуллиной) — первой казыи (судьи) исламского мира, члена Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) и Голямалар Шурасы (Совета улемов) при нем. 
  P.S. Буби: род имамов и мударрисов.
  Мухлиса Буби родилась в 1869 г. в селе Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии. Она была дочкой имама и мударриса и сестрой выдающихся педагогов Габдуллы и Губайдуллы Буби.
 Первоначальное образование Мухлиса получила у своей матери — Бадрельбанат-абыстай. Он была дочерью Иманкула Махмуда, имама и мударриса из аула Чебенле Мензелинского уезда Уфимской губернии, знала арабский и фарси. Уже Бадрельбанат-абыстай с Габдулгаллямом начали обучение детей в Буби. Мухлису рано выдали замуж — за старого муллу из Мензелинского уезда Уфимской губернии. Однако брак оказался неудачным, и братья привезли ее обратно в Иж-Буби с двумя дочерьми (родной и приемной).
  С 1895 г. Мухлиса с жёнами своих братьев принимала активное участие в создании женского медресе. В 1901 г. была открыта 6-летняя татарская женская школа, где она стала заведующей. Как пишет Габдулла Буби, эти три женщины «отдавали работе в этой школе всю душу, все свои способности, жертвовали всем ради благополучия и процветания женской школы. Они втроем по вечерам брали у нас уроки, целыми днями обучали в школе и преодолевали немыслимые, никем до сих пор невиданные препятствия. Во имя направления женщин России по пути знания и просвещения, они, выслушивая самые грубые обвинения, брали на себя многие беды и тяготы, и, не получая ни копейки жалования, лишь ради нации вкладывали огромные труды и старания, присущие только великим людям».
  Действительно, эти уроки следует взять на вооружение тем, кто бьет себя в грудь с воплем «миллят» (нация) и сменил партийно-комсомольские собрания на мусульманские меджлисы и аши. Только пользу нации это не приносит…
  Наряду с религиозными предметами в Буби, начальной школе (1–4 классы) девочкам преподавались светские дисциплины, включая чтение и письмо на родном языке. Старшие классы медресе (5–8) были ориентированы прежде всего на подготовку учительниц-мугаллимов. А.Х.Махмутова на 1910 г. в качестве основных предметов выделяет вероучение (включая основы мусульманского права), татарский язык и литературу, русский язык и литературу (с 1905 г. начали обучать и русскому языку), математику. Также преподавались арабский язык, география, естествознание, педагогика и методика, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие.
  В 1907 г. за счет Сарапульского уездного земства было открыто одноклассное женское русско-татарское училище, ставшее составной частью женского медресе. В 1907 г. от Сарапульского училищного совета было получено разрешение на прием экзаменов на звание учительницы (мугаллимы) женского мактаба и выдачу свидетельств лицам, выдержавшим эти экзамены.
  Медресе стало первым учебным заведением, готовившим учительниц и для женских медресе и мактабов. По подсчетам Махмутовой А.Х., в 1908–1911 гг. на летних педагогических курсах в Буби прошли подготовку около 170 учительниц (от 6 в 1908 г. до 58 в 1911 г.). Фактически именно курсы в Буби превратились в основной учебно-методический центр (своеобразный ИПКРО) для российских учительниц-мусульманок. Здесь учились девушки из Европейской России, Казахстана, Средней Азии.
  Однако, все попытки мусульманской фракции Госдумы добиться признания этих дипломов или открыть учительскую школу для мусульманок, несмотря на поддержку ряда земств, блокировались имперскими властями. Разгром мужского медресе Буби, и арест обоих братьев в январе 1911 г. прозвучал как звон похоронного колокола по попыткам российских мусульман провести реформы образования, не вмешиваясь в вопросы политики. Со следующего 1912 г. мы видим резкий рост влияния молодых социалистов среди российских мусульман, отныне радикалы начинают преобладать над умеренными.
  После разгрома медресе Буби и ареста братьев (1911) началась кампания запугиваний. Женщин из рода Буби вынуждали закрыть школу якобы по собственной инициативе, угрожая арестом. Однако Россия того времени отличалась хотя бы частичным следованием законам. Арестам женщины не подверглись. В итоге, минимальные сроки по суду получили и братья.
 В попытке спасти женскую школу с 1 февраля 1911 г. ее заведующей стала выпускница Уфимской женской гимназии, обладавшая полученным в ней свидетельством учительницы Миниджихан Шагивалиевна Сайфуллина. Но, делу это не помогло, и 18 января 1912 г. женская школа, и все другие школы Буби, были закрыты приказом директора народных училищ Вятской губернии «за допущенное ими уклонение от своего прямого назначения». Действительно, формально могло вестись конфессиональное образование для мальчиков и начальное образование для обоих полов.
 Мухлиса Буби переехала в г.Троицк (Оренбургская губерния), где возглавила женский мактаб «Сююмбика». В Троицке действовала, пожалуй, самая вменяемая модель взаимоотношений властей и городской татарской общины. Мусульмане не вмешивались в политику, а власть в их религиозные, образовательные и благотворительные проекты.
  С 1913 г. М.Буби преподавала вероучение в женской гимназии.
  В 1914 г. с помощью купцов Яушевых Мухлисе-ханум удалось открыть женское медресе. 7 августа 1914 г. на открытии школы она произнесла речь, где определила роль женщин-матерей следующим образом: «Если у них не будет представлений о религии и благочестии, сведений об истинной морали и хороших обычаях, то,  как они могут направить детей на хороший путь, воспитать во имя прямой и надежной цели. Дети, выросшие на руках воспитанных, религиозных, благочестивых матерей, знающих о мире и Судном дне, несомненно, когда вырастут, будут религиозными, благочестивыми, с истинной моралью, будут совершенными их национальные чувства. Пусть с самого детства прочно выучат „аузу“ и „бисмилла“; пусть с детства растут, зная, о единстве Аллаха и посланнической миссии Мухаммада (мир ему); пусть с детства понимают, что есть добро и что есть зло: не говорят плохих слов, избегают дурного, при встрече с людьми, задевающими религию и национальные чувства, пусть знают о необходимости сохранять свои чувства в сердце…
  Радость и счастье нашей нации в руках этих детей, с этими детьми наша нация продвинется вперед; широкие двери будущего откроются руками этих детей; поднимутся птицы счастья и благополучия стараниями этих детей; через них будет наконец-то достигнут рай Аллаха, бесчисленная радость и счастье»!
  2 июля 1915 г. на открытии в Троицке женской учительской школы «Даруль-мугаллимат», признанной властями, М.Буби произнесла свое, пожалуй, наиболее четко изложенное понимание роли женщин в судьбах мира Ислама, начиная с дар ас-саадат. Вначале, во-первых, она указывает, что ранее учительницы-мугаллимы не имели права на преподавание из-за отсутствия свидетельства, теперь они должны его получить. Во-вторых, она говорит, что в школе сотни и, возможно, тысячи девушек получат образование на «национальном языке и будут воспитаны в национальном духе». Эти знания они принесут детям-мусульманам. Заметим, что М. Буби не делит российскую умму по этноплеменным группам. Ссылаясь на Абу Муслима, она приводит слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что вставшего на путь знания человека, Аллах этим путем приведет в рай.
 М.Буби сравнивает нацию, где обучаются только мужчины, с парализованным человеком. Такая нация, в сравнении с нацией, где учатся оба пола, потерпит поражение на поле жизни. М.Буби говорит, что мужчины — это левая рука нации, а женщины — правая. При этом, у каждого выдающегося мужа была помощница и единомышленница женщина. Она указывает, что «у самого великого человека и Пророка в мире Мухаммада сына Мустафы (мир ему) в самом начале принявшей религию, служившей распространению Ислама имуществом и языком, вселявшей силу в сердце милостивого Пророка во времена больших беспокойств от кафиров, разгонявшей грусть, была наша мать Хадича-ханум».
  М.Буби говорит, что роль женщин в распространении Ислама получила отражение в словах Пророка: «Рай под ногами ваших матерей». Поэтому необходимо обучать девочек не меньше, чем мальчиков, всем наукам и искусствам, чтобы приготовить их к жизненным испытаниям. Она указывает, что эта истина была известна женщинам эпохи Пророка (мир ему) и дар ас-саадат: «Поэтому в это время из женщин вышло очень много выдающихся личностей. Они читали хутбы в мечетях, давали публично уроки, везде читали вагазы (проповеди) и насихаты (наставления)».
  М.Буби указывает, что даже основатель одного из четырех мазхабов имам Шафии получал знания от самой знаменитой женщины того времени Сайиды Нафиса, которая прочитала джаназа-намаз после его смерти. Далее М.Буби связывает уничтожение прав женщин с обычаями иранцев (при Аббасидах), приведших к запрету женщинам посещать мечети, развивать науки и просвещение. Она сравнивает такое положение женщин с вечной  тюрьмой и арестом.
  М.Буби указывает, что сейчас нация осознала свое несчастное состояние, и поэтому истинные мусульмане должны помогать школе, и учащимся в ней девочкам. На стороне М. Буби оказался городской средний класс мусульман-татар Европейской России и Центральной Азии, но при всем своем рвении он был абсолютным меньшинством.

Революция и последующие годы
  На I Всероссийском мусульманском съезде 1917 г. Мухлиса Буби была избрана членом ЦДУМ и кади-казыей (судьей). На этом же съезде были приняты решения о запрете многоженства, необязательности хиджаба, возможности развода по инициативе  жены («хула») без предоставления доказательства несостоятельности мужа.
  С 1917 г. Мухлиса-ханум работала в Уфе, руководила отделом по семейным делам ЦДУМ, занималась ведением метрических книг, регулированием семейных дел, работой по обращению в Ислам.
  Мухлиса Буби с 1900-ых гг. вела также большую организационно-просветительскую работу среди женщин, выступала со статьями в изданиях «Ульфат», «Ахбар», «Вакыт», «Сююмбике», «Ислам маджалласы», в которых освещала роль женщины в семье и обществе и задачи, стоящие перед ней, обращала особое внимание на то, что сохранение языка и традиций — главный долг женщины.
  Основой её взглядов было убеждение в том, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и, не нарушая заветов ислама.
  Она обладала огромной популярностью среди всего женского населения округа ЦДУМ. До перехода властей к прямому насилию в конце 1920-ых гг. женщины-мусульманки под ее лидерством весьма эффективно блокировали все попытки разрушения религиозных устоев в семьях.
  Мухлиса-ханум была переизбрана на посту казыи на всех трёх Всероссийских съездах улемов и мутаваллиев при ЦДУМ в 1920,1923,1926 гг., в 1926 г. на III-ем съезде стала членом Голямалар Шурасы.

"Бобинская к этой роли совершенно не подходит"…
 Такую оценку дал сотрудник Восточного отдела ОГПУ Петросьян, Мухлисе Буби в письме в Президиум ЦИК СССР в январе 1928 г. Оно стало внутриведомственным ответом на просьбу председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Ризаитдина Фахретдина об открытии медресе.
  В составе руководства ЦДУМ была всего одна женщина, но именно ей мужчины доверили обратиться к властям СССР. Риза-казый писал властям «в качестве духовного главы многомиллионного мусульманского населения».
  Почему же именно Мухлиса Буби вызывает такой негатив властей? В 1926 г. она обратилась в Наркомат просвещения Татарстана с просьбой допустить женщин к преподаванию вероучения в религиозных школах. При этом женщины в городах начали организовывать свои попечительские советы-мутаваллияты. Такой попсовет был создан в 1926 г. в Казани при 12-м приходе. Он провозгласил лозунг повсеместного создания мутаваллиятов для женщин, религиозного просвещения женщин, уравнения женщин в правах с мужчинами в посещении мечетей. Поэтому в округе ЦДУМ повсеместно наблюдался рост посещения мечетей женщинами, участие делегаток в окружных мусульманских съездах. В итоге, во многих регионах была парализована деятельность советских женских отделов.
  Уже в 1926 г. возникает движение за отзыв Мухлисы Буби из руководства ЦДУМ, но мусульманки Казани сорганизовались за её сохранение на посту. В ходе III-го съезда улемов и мутаваллиев при ЦДУМ в 1926 г. Мухлиса Буби получила 343 голоса «за» при 48 голосах «против».
  Советская власть в 1920-ые гг. стремилась подорвать традиционные основы морали и нравственности. «Освобождение женщин» сопровождалось распутством в стиле «Дом  2». В ходу была теория Александры Коллонтай, которая считала, что половой акт так же естественен, как выпитый стакан воды. В итоге, опросы среди тогдашних студентов показали, что 63% юношей и 49 % девушек постоянно имели случайные половые контакты, причем в состоянии алкогольного опьянения. В свободных союзах жили больше трети студенток. Внебрачные половые связи имели 25% состоящих в браке. Причем 85% признавались, что при близости удовлетворяют только свои физические желания. Это поветрие охватило и сельские районы. Так, в 1926 г. на собрании крестьян выступил муэдзин аула Кокры-Елга Бугульминского кантона Татарстана. От имени крестьян он указал: «В нашем строе порядок сейчас приближается к жизни настоящих дикарей… распространяются различные болезни. Летом в рабочее время собираются в клуб… Там собираются не для того, чтобы учиться, а чтобы заводить знакомства с женщинами. В связи с этим в одной деревне есть десять беременных девиц».
  В этих условиях Мухлиса Буби выполняла выдающуюся роль в одновременном сохранении традиций мусульманской женщины и получении девушками образования и реального равноправия. В 1924 г. в статье «Женщины в мире Ислама» она писала: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями». Ключевыми обязанностями женщин современности Мухлиса Буби называет: «Одно из них — сохранение религиозных обычаев, второе — сохранение языка». Эти заветы более чем актуальны и в новом тысячелетии.
  В ноябре 1937 г. Мухлиса Буби была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной повстанческой националистической организации Башкирии», вела себя с редким мужеством, не оговорила никого, и была расстреляна 23 декабря 1937 г. Сегодня некоторые пытаются бросить тень на её труды и дни. Бог им судья! Но если мы хотим спасти нацию от исчезновения, то мы должны пойти по трудному, но благословенному пути Мухлисы Буби.
  Постановлением Президиума Верховного суда Башкирской АССР от 23 мая 1960 года Мухлиса Буби была оправдана и реабилитирована.
*
  Да, были времена, цитируя Вячеслава Пяткова, экс-председателя Совета по делам религий при правительстве РБ: «Государство более жестко относилось к вопросам религий. Сегодня имею право сказать, если бы в то время не трогать религию, дать развиваться духовной части, наверное, Советская власть продержалась бы еще 100 лет. Религию, как что-то сакраментальное, нельзя было отнимать у людей ни в коем случае. Мы знаем из истории, когда расстреливались священники, когда сбрасывались колокола, когда разрушались синагоги, мечети. Разве могло на этом сломанном обрывке культуры построиться нормальное сообщество? Никогда. И поэтому сегодня очень отрадно отметить, что государство исправляет свои ошибки, восстанавливает историческую несправедливость, то есть активно происходит возврат культовых зданий, храмов, их реконструкция".
*

  Таким образом, Мухлиса Буби прожила жизнь, посвященную распространению света знаний, учености, воспитанию матерей нации – будущих педагогов, журналисток, деятелей культуры в духе гуманизма, милосердия и просвещенности, в защите социальных прав женщин и детей. Мухлиса Буби, трагически погибшая, но сохранившая верность вере и своему долгу, является гордостью и достоянием не только российских мусульман, но и всей исламской Уммы.
  22 сентября 2019 года в г.Москве  150-летию со дня рождения российского мусульманского общественного и религиозного деятеля, педагога и просветителя, первой женщины-казыя (судьи) Мухлисы Нигматуллиной-Буби (1869–1937) прошла III-я Региональная  научно-теологическая конференция «ЧТЕНИЯ ИМЕНИ МУХЛИСЫ БУБИ».
 Она была  организована  Централизованной религиозной организацией Духовное управление мусульман Российской Федерации;  Частным учреждением — образовательной организацией высшего образования Московский исламский институт; Ассоциацией психологической помощи мусульманам;  Санкт- Петербургским государственным университетом,  при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, Благотворительного фонда «САФМАР». Тема конференции «Наука о душе в помощь мусульманам».
*
  Муллагалиева  Земфира  Мухарямовна, руководитель организации имени Мухлисы Буби, поэтесса выступила с докладом  «Образ  Мухлисы Буби в новой поэме». Она зачитала фрагмент из этого своего труда. Рассказать, или написать об этом, это значит ничего не сказать…  Земфира-ханум конечно же умеет задеть самые тонкие струны человеческой души! Ах, как она читала! Настолько проникновенно, и даже не сказать чтоб это было художественное чтение, нет – скорее всего – артистичное!  Я обратила внимание, что женщины сидели и своим хеджабом  вытирали,  ручьём лившиеся, слёзы… Среди них были небезызвестные люди. Было желание описать их, но потом подумала, что это будет неэтично.
   Дина Мурзакаева - главный редактор журнала «Ихлас», в своём выступлении подчеркнула, что эту  поэму можно прочесть в их свежем номере.
  Я как-то уже писала об одном из выступлений Земфиры Муллагалиевой. Думаю, что вам будет интересно почитать:  «поэтесса из Стерлитамака – красивая и грациозная Земфира Муллагалиева – прочитала своё стихотворение. Я недостаточно хорошо знаю татарский язык, но она великолепно его продекламировала. И, скорее, по наитию, на невербальном – духовном – уровне, я поняла смысл того, что хотел сказать автор своего стиха. Это мольба о любви и девичьей гордости, о преданности и чистоте сродни свежевыпавшему белому снегу), отношений между влюблёнными, пронесёнными сквозь вечность и пространство… Хотя, временами, словно в бессильном отчаянии, Земфира читала почти шёпотом, в зале стояла гробовая тишина. Было слышно, что кто-то уже всплакнул, и видно, что на глазах у слушателей навернулись слёзы…
Это мастерство автора, которая смогла не только написать, но ещё и преподнести своё произведение! Настолько искренне всё это произносилось, что порою казалось, что её обнажившаяся, словно оголённый провод, душа, не выдержит и сорвётся как натянутая струна… Но, слава Богу,   накинутая на плечи поэтессы белая шаль упала к её ногам, напоминая о  чистоте и девственном снеге, а сама она сделала поклон  и заполучила шквал аплодисментов…
   Может быть, читателям покажется не очень уместным исполнение такого стихотворения во время проведения Праздника. Но, я отвечу – Душа очищается слезами! И, многим это просто необходимо… Катарсис!
После окончания торжества, я подошла к ней, и поблагодарила».

 
                МАРЬЯМ ТИМЕРБУЛАТОВНА СУЛТАНОВА (1859 -1928 гг)

  Султанова М.Т. — известный общественный деятель, меценат. Дочь крупного симбирского фабриканта Тимирбулата Акчурина.
  Марьям была от природы умной, одаренной девушкой. Окончила Казанскую женскую гимназию, мечтала стать учительницей. В 1886 году Марьям Тимербулатовна вышла замуж за старшего сына главы духовного управления мусульман России муфтия Мухамедьяра Султанова Арслана-Али — человека передовых взглядов, предводителя Стерлитамакского уездного дворянства, продолжительное время служившего поверенным в Уфимском окружном суде, а затем почетным мировым судьей по Белебеевскому и Уфимскому округам.
  Еще до встречи с Марьям, Арслан-Али Султанов много занимался благо-творительностью. В 1899 году учрежден Уфимский попечительский комитет о бедных мусульманах, одним из учредителей которого был дворянин Султанов А.
  После женитьбы молодые супруги все свои свободные средства передавали этому комитету и всеми силами способствовали прогрессу в мусульманском обществе, заботясь об образовании как мужчин, так и женщин.
  В Уфе в конце 1907 года было создано Уфимское мусульманское Дамское благотворительное общество, по разрешению исполняющего должность губернатора графа А.П.Толстого был зарегистрирован его Устав, в котором определены основные цели — «культурно-просветительские, нравственно-воспитательные и трудовспомогательные».
  Это общество стало первой организацией мусульманских женщин в России.
Оно было создано  для оказания благотворительной помощи мусульманским учебным заведениям, содействия прогрессу, открывало школы для мусульманок, материально помогая учителям и учащимся, библиотеки и читальни, «дома трудолюбия», где девочки обучались различным ремеслам и грамоте, приюты для сирот, лечебные учреждения.
  Председателем Уфимского мусульманского Дамского общества была избрана Марьям Султанова. Оно оказывало материальную помощь и приют для престарелых мужчин и мальчиков-мусульман (он располагался на улице Тукаева,33).
  Кроме того, Общество вносило плату за обучение в гимназии детей из малоимущих семей. Пособия выдавались также на приобретение одежды, учебников и школьных принадлежностей. Характерно, что в благотворительной деятельности женщинам помогали мужчины — мужья, братья. Они и сами входили в состав попечительских и благотворительных обществ, комитетов, союзов и выделяли им для развертывания деятельности капитал.
 Супруги Султановы открыли бесплатную русско-башкирскую школу для девочек. Обучали, приглашенные Марьям Тимербулатовной, учительницы - мусульманки. Обучение велось как светским, так и религиозным дисциплинам. Своих детей у супругов не было.
  После смерти мужа в 1908 году Султанова в 1913-м году открыла в своём двухэтажном доме, подаренном отцом в качестве приданого, школу-приют для девочек-сирот. Там же размещалась общественная организация женщин-мусульманок. В одноэтажном же здании, во дворе, было более 10 комнат. Места хватало и для классов, и для спален, и для столовой, и для помещений, где девочек обучали шитью и вязанию, изготовлению обуви из материи и кожи.
Обучение в школе было бесплатным, воспитанницам преподавали светские и религиозные дисциплины.
  Развитие просвещения среди мусульманского населения и увеличение количества периодических изданий на родном языке вызвали необходимость открытия библиотек и читальных залов. Официальное открытие первой мусульманской библиотеки-читальни Уфы состоялось 23 февраля 1914 года в доме, находившемся в собственности Общества. Библиотека работала без выходных. Женщины могли посещать её ежедневно с 14.00 до 16.00, кроме воскресенья; мужчины — с 19.00 до 22.00 и в воскресенье — целый день.
  К моменту открытия в библиотеке насчитывалось около 500 книг.
Денежные средства, поступавшие в Общество, состояли из членских взносов, доходов от капиталов и имущества; пожертвований (членов общества, посторонних лиц и различных учреждений) как деньгами, так и движимым и недвижимым имуществом; сбора по подписным листам и книжкам; публичного сбора и «сбора в кружки»; пособий от правительства и различных общественных учреждений; платы за слушание лекций, за учение и т.п. Были также пожертвования в виде продуктов питания, одежды и прочих необходимых вещей.
  Пожертвования в пользу Общества поступали не только от лиц мусульманского вероисповедания, но и от русских купцов, даже от представителей других регионов.
Когда перед общественностью Уфы встал вопрос о необходимости строительства нового здания для медресе «Галия», в котором наряду с богословскими дисциплинами преподавались светские науки, первыми внесли деньги на строительство Суфия-бикэ Янтурина, семья бая Садри Назирова, Сабиржан Шамгулов. Жена муфтия Мэдина Султанова купила на одеяла для шакирдов тысячу метров сукна, известный оренбургский поэт Заки Рамиев выслал 500 рублей для покупки кроватей. Марьям Тимербулатовна подарила будущему медресе 900 аршинов желтого и 100 аршинов зеленого сукна.
  О высокой образованности Марьям Султановой говорит и факт её знакомства с ученым Ахмет-Заки Валидовым, которому она оказала помощь в приобретении собственной исторической библиотеки, содействовала деньгами.
«…Воспользовавшись этой помощью, я выписал исторические сочинения, изданные на арабском языке в Европе, на фарси в Бомбее и Калькутте, труды иранского и персидского историков Мирхонда и Хондермира, такие значительные произведения, как «Бабурнаме», каталоги восточных рукописей, хранящихся в европейских библиотеках… Таким образом, с помощью Марьям-ханум я превратился в обладателя собственной исторической библиотеки…» — писал А.З. Валидов в своих воспоминаниях. В частности, в книге говорится, что Марьям Тимербулатовна знала турецкий язык, орфография ее была правильной, почерк красивый. В 1926 году с братом и родственниками она совершила Хадж в Мекку и Медину, и посвятила это паломничество памяти своего отца.
Умерла в Москве в марте 1928 года.
*
  На этой  конференции Акчурина Нафиса Файрузовна – руководитель дискуссионного клуба имени Марьям Султановой (г.Уфа),  выступила с интересным докладом «Наследие Марьям Султановой и современность».
  Я уже, как-то в одном из своих публикаций писала,  что 7-го июня 2019 года, по приглашению  Нафисы  Файрузовны  Акчуриной, присутствовала на  торжественном открытии мемориальной доски,  на доме Марьям Султановой по адресу  Габдуллы Тукаева 33, (напротив соборной мечети).
  Этот объект, в столице Башкортостана, является памятником архитектуры. На нём сохранился вензель с инициалами Марьям Султановой — «МС». Инициаторами и организаторами установки памятного знака являются общественная организация «Берлек».
        Заключительная часть конференции прошла под названием «Памяти Учителя к 80-летию со дня рождения В.С. Казыханова. Докладчиками выступили заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета, профессор, (д.ф.н) Валерий Хазиев, и руководитель школы  Виля  Казыханова, журналист Фатима Фаткуллина.

 
                ВИЛЬ СУФИЯНОВИЧ КАЗЫХАНОВ  (1939-2012)

           «Если мы сегодня не воспитаем нравственное поколение, то в чьих руках
            окажемся завтра? Не опоздать бы»!  В.Казыханов.

  Виль Суфиянович Казыханов - известный педагог, заслуженный учитель России, РБ, член Союза журналистов РФ и РБ, писатель, лауреат премии имени К.Насыйри. Неоднократно избирался депутатом районного совета, был депутатом Курултая РБ. Он один из наиболее известных педагогов нашего времени; ученый, который внес огромный вклад в развитие и внедрение новых педагогических технологий. Его можно назвать даже основоположником новой отрасли знания – «Нравологии», органично соединившей в себе учебную и воспитательную составляющие. Он одним из первых обратился к опыту народной педагогики, начал внедрять в школах ознакомительные курсы по духовной этике и самовоспитанию. Это самобытный поэт, песенник, чьи произведения любят и поют в Башкортостане.
  Виль Казыханов  родился 24 сентября 1939 года в городе Дюртюли. Детство Виля Казыханова пришлось на военные годы. Литературой увлекался со школьных лет Поэтому тема войны широко отражена в его произведениях. Первое стихотворение было опубликовано в 1953 году в журнале «Пионер» («Аманат») Написал 4 документальные повести, посвященные героям Великой Отечественной Войны.  Выпустил несколько сборников стихов для детей, такие как «Тарзан», «Почему не спит Юлдуз?» и т.д. 
В учебнике  «Ислам и уроки нравственности» изложена методика преподавания школьникам основ религии. В нем предлагаются для обсуждения такие темы, как «Пьяному море по колено», «Доброта – наилучшее богатство», «Знай меру в еде». По словам самого автора, книга составлена с учетом новейших форм обучения и воспитания. По его мнению, ученик должен не просто пассивно воспринимать материал, а активно участвовать в учебном процессе, высказывать свое мнение.
"Сегодня нравственное воспитание должно стать первостепенным в обучении школьников, - говорил  Виль Казыханов. – Нашим детям надо прививать здоровый образ жизни и обучать нормам морали и нравственности".
  Мы, оглядываясь назад видим, что Виль Суфиянович шагал намного(!!!) впереди времени, предвидел намного раньше, что уроки нравственности являются составляющим ФГОС. Воспитательная работа каждой школы неразрывно связана с этими уроками, основополагающим элементом, которого стала технология творческого развития личности, и проводятся эти уроки в Дюртюлях с 2000 года. В настоящее время невозможно школу рассматривать отдельно от настоящей жизни.

Вспомнили заслуженного учителя
  В декабре  2012 года, здесь же, в мечети "Ихлас" состоялась конференция по проблемам нравственного воспитания молодежи на основе разработок и трудов Виля Казыханова - заслуженного учителя Российской Федерации. Отметим, что Виль Казыханов был членом общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие", членом Президиума Конгресса исламской интеллигенции России.
  Конференция проводилась при поддержке ЦРО "ОИК России" (Объединенный муфтият) и Башкирского Государственного педагогического университета имени Акмуллы. В работе конференции приняли более 300 человек - педагоги, общественные и религиозные деятели.
  Имам-хатыб мечети "Ихлас", член Президиума общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие", председатель Конгресса исламской интеллигенции России Мухамет Галлямов, открывая конференцию,  отметил выдающуюся роль Виля Казыханова - гумманиста, философа, педагога - в нравственном воспитании молодежи.
  Председатель ЦРО "ОИК России" (Объединенный муфтият) и ООД "Российское исламское наследие" Шавкат-хаджи Авясов отметил значительные заслуги Виля Суфияновича в разработке эффективной методики нравственного воспитания, которая получила популярность не только в Республике Башкортостан, но и во всей стране. Его последний труд был представлен на Всероссийской научно-практической конференции "Формирование духовного пространства современной России" в г. Пятигорске в июне этого года. Виль Казыханов был в составе делегации ЦРО "ОИК России" и выступил с докладом по методике нравственного воспитания.
  Шавкат-хаджи Авясов, в своем выступлении  подчеркнул, что обучение по разработанным Вилем Казыхановым пособиям "Уроки нравственности", которые используются на занятиях в некоторых учебных заведениях, способствует укреплению межнационального и межрелигиозного согласия и профилактике идеологии радикализма и экстремизма.
  О роли нравственного воспитания на основе трудов педагога и мыслителя современности Виля Казыханова говорил и казый Республики Татарстан Джалиль-хазрат Фазлыев, отметивший особое значение его трудов для мусульман Поволжья.
В докладе профессора Башкирского государственного педагогического университета Валерия Хазиева особо подчеркивалась роль трудов Казыханова в профилактике идеологии шовинизма, радикализма и экстремизма.
  О ценности наследия Виля Казыханова также рассказали общественные и религиозные деятели - Рифат-хазрат Зарипов, Фатима Фаткуллина, Розалия Халикова.
  В заключении конференции выступила вдова Виля Суфияновича Фаузия Казыханова и рассказала о его жизненном пути. Она поблагодарила всех, кто был рядом с ним и помогал в издании и распространении его трудов.
  По предложению председателя ЦРО "Объединенный исламский конгресс России" (Объединенный муфтият) Шавката Авясова было принято единодушное решение о создании общероссийской Школы нравственного воспитания имени Виля Казыханова.
  В этом году исполнилось бы  80-лет со дня рождения выдающегося педагога, журналиста, поэта, писателя Виля  Казыханова.
*
  19 Октября 2019  в городе Дюртюли, по случаю юбилейной даты в его родной гимназии  №3, которою он возглавлял на протяжении 28 лет, состоялось торжественное открытие информационного стенда-памятной мемориальной доски первому директору третьей школы, писателю Вилю Суфияновичу Казыханову. В честь такого события сюда приехали коллеги, выпускники из городов и районов Башкортостана, а также Республики Татарстан.
  На данное мероприятие  приехали ученики, коллеги, друзья, родственники известного педагога, первого директора гимназии. Все кому когда-либо посчастливилось знать, общаться, работать с Вилем Суфияновичем вспомнили его добрым словом, ученики отдали дань памяти его творчеству, научным работам, с теплом предались воспоминаниям  школьных лет.
Педагог-новатор воспитал не одно поколение успешных людей. Кроме того, сотни учителей вышли из-под его наставнического «крыла». И в судьбе всех из них Виль Казыханов сыграл отнюдь немалую роль. Он помогал советом и собственным примером, стал наставником для каждого из них.  Его уникальное научное и творческое наследие знакомо не только в Башкортостане и Татарстане, но и во многих других регионах России, республиках бывшего СССР.
- В то время здесь учились более двух тысяч ребят в четыре смены, работали 250 сотрудников. Наша школа добилась больших успехов: педагоги всегда находились в поиске нового, экспериментировали, были увлечены наукой.
И эта мемориальная доска будет символизировать не только деятельность одного педагога, а увековечит в памяти коллектив школы тех лет – учителей, учеников, а также их родителей. Поэтому эта дата - историческая как для гимназии, так и для района в целом. Спасибо всем, кто поддержал эту инициативу, - выразила слова признательности супруга великого педагога, педагог-математик, Фаузия Гиниятовна Казыханова.
В этот день близкие люди вспоминали о трудовом и жизненном пути Виля Суфияновича - человека интересной судьбы, новатора; о том, каким он был талантливым, интересным человеком,  оставившим после себя огромное творческое наследие.
- Мы старались перенять от него богатый опыт, навыки, потому что он человек твердой закалки, высокой дисциплины. Хотели жить по его принципам, убеждениям и ориентирам. Теперь наша обязанность – придерживаться заветов учителя и сохранить все самое ценное для наших потомков, - рассказали о нём друзья.
*
  Так же, по случаю юбилейной даты в газете «Республика Башкортостан» от 8 ноября 2019,  Фиргат Давлетзянов  опубликовал статью:
  "Нравология по;Казыханову"
  Для дюртюлинского педагога учительство было сродни творчеству. В год Олимпиады-80 в Дюртюлях случилось ЧП — сгорел огромный, многометровый портрет Ленина, возвышавшийся на пересечении центральных улиц рабочего поселка. «Антисоветская диверсия в Башкирии!» — чуть ли не в тот же вечер сообщили зарубежные радиоголоса. На ноги были подняты партийные, советские и правоохранительные органы, подключился могущественный КГБ. Виновных определили довольно быстро: в поджоге сакрального плаката обвинили двух мальчишек 9 и 10 лет, учившихся в школе № 3. Они прибежали поглазеть на пожар и попали под подозрение.
  Дальше все должно было пойти по устоявшемуся сценарию: обсуждение обвиняемых на собраниях, вызов к директору школы, разбор на педсовете, исключение из пионеров, изгнание из школы и общественной жизни. Но… ничего этого не случилось. «Директор Казыханов даже родителей не вызывал, ни одного плохого слова с его стороны не прозвучало. За что мы ему до сих пор благодарны», — вспоминает сейчас один из героев нашумевшей истории Фирдавис Ш. А между тем, не выдержав давления, от мальчишек отворачивались даже самые близкие, родные люди. Но не руководитель школы № 3, депутат поселкового и республиканского советов, заслуженный учитель России и Башкортостана Виль Казыханов — он своих учеников в беде не бросал.
Говорят, большое видится на расстоянии.
  Прошло уже семь лет со дня смерти Виля Суфияновича, но до сих пор сложно обрисовать масштаб его личности. По сути, это пример универсального человека, полимата, таланта и одаренности которого хватило бы на полноценную биографию нескольких людей. Его песнями и стихами до сих наслаждаются слушатели.
Недавно по радио ведущий представил слушателям «народную» песню «Мин энкэемне тешемдэ курдем» («Мне приснилась мама»). Подумалось, что отчасти он прав — ведь в народе ее любят, значит, она действительно стала народной. Тем не менее слова для нее написал Виль Казыханов. Как и для песни «Сарманай», ставшей неформальным гимном Дюртюлинского района.
  Если взять общественную сторону деятельности Казыханова, то благодаря ему в Дюртюлях сберегли от сноса целый район малоэтажной застройки, так называемый Финский поселок; обустроили бесплатные водоколонки, к которым выстраивались большие очереди любителей родниковой воды. А писательский талант Виля Суфияновича, его журналистская деятельность!
  Перу Казыханова принадлежат десятки очерков, рассказов, повестей, газетных публикаций, в которых он писал о трудовых и воинских подвигах своих земляков. Причем это были настоящие документальные исследования, подтвержденные архивными документами, свидетельствами близких и очевидцев событий, ради встреч с которыми неутомимый краевед объездил почти всю страну. Но главным его призванием, конечно же, было учительство.
  В 90-е годы супруги Виль и Фаузия Казыхановы приступили к научно-методической работе в лаборатории творческого развития Института непрерывного педагогического образования в Набережных Челнах. Я там редактировал журнал «Наука и школа», практически каждый номер которого выходил либо со статьей Казыхановых, либо с разработкой занятий по их технологии. Некоторые относились к этому довольно ревниво. Помнится, на ученом совете института одна дама высказала претензии — почему, мол, так много публикуется казыхановских работ. Я показал на пухлую папку: «Вот это готовые статьи Казыхановых. Дайте мне свои работы, и я их опубликую».
  Пожалуй, никто не обладал такой творческой продуктивностью, как эти прославленные педагоги из Башкортостана. Их смело можно назвать не только методистами, но и разработчиками новых педагогических технологий. Скажем, Фаузия Гиниятовна Казыханова создала развивающие учебно-методические комплексы обучения математике для разных классов, а Виль Суфиянович стал творцом новой учебной дисциплины, названной им нравологией. Ее цель — обучение детей азам нравственности, передача им духовных знаний на основе национальных культур коренных народов России, воспитание с учетом традиций народной педагогики. Сейчас много различных работ в этом направлении, но именно Вилю Казыханову удалось гармонично слить воедино науку, этику и проверенную годами образовательную практику. Так появились его знаменитые учебно-методические комплексы «Основы веры», «Уроки нравственности». Признанием педагогических заслуг Казыханова стало присуждение ему Государственной премии Татарстана имени Каюма Насыри.
  Говорят, что за спиной каждого выдающегося мужчины стоит женщина. Фаузия Гиниятовна Казыханова была рядом со своим мужем во все радостные и тяжелые моменты их жизни. Однажды стал свидетелем примечательного разговора: Вилю Суфияновичу позвонил один знакомый и начал рассказывать о своих семейных неурядицах. Он спокойно все выслушал и сказал: «Знаешь, энем (братишка), я к своей жене, Фаузие Гиниятовне, отношусь как к королеве. Спросишь, почему? Да потому, что рядом с ней я и сам король».
  На днях в Дюртюлях отмечали 80-летие со дня рождения Виля Казыханова: на фасаде гимназии № 3 была открыта памятная доска, в Молодежном центре прошло торжественное собрание.
  Выступая перед полным залом, глава администрации района Риф Юсупов произнес знаменательные слова: «Благо всегда возвращается добром». Подтверждением тому станет и предстоящий научно-общественный форум в Уфе, посвященный выдающимся деятелям республики — Ризаэтдину Фахретдину, Марьям Султановой, Мухлисе Буби. Наряду с ними будет звучать и имя Виля Казыханова.
  Именем Виля Казыханова названы школы и улицы. А жил и трудился известный педагогический  деятель на родной Дюртюлинской земле. Сегодня  методы его воспитания в духе высокой культуры и нравственности продолжают его многочисленные приемники.
*
  В книге «Ислам и уроки нравственности» Казыханов В.С. изложил методику преподавания  дисциплины, связанной с духовным воспитанием школьников.
Пособие составлено с учетом новейших форм обучения. Суть его в том, что ученик должен не просто пассивно воспринимать материал, а активно участвовать в учебном процессе, учиться высказывать свои мысли.
— Сегодня нравственное воспитание должно стать первостепенным в обучении школьников. Сколько раз я видел, как в деревнях возле мечети нет ни одного человека, а возле магазина, где продают алкоголь и сигареты толпами стоят молодые люди. Нашим детям надо прививать здоровый образ жизни и обучать нормам морали и нравственности. — отметил Виль Суфиянович.
*

  Таким образом, в заключение хочется подчеркнуть, что благодаря этой подборке, надеюсь, что я удовлетворила просьбу тех, кто просил меня об этом. Эти великие имена как:  Ризаитдин Фахретдинов, Мухлиса Буби, Марьям Султанова  и Виль  Казыханов это - педагоги-воспитатели, обладатели большого таланта, которые  оставили после себя яркий след. Их труды, богатое наследие не пропали без вести, их  имена теперь, благодаря таким научно-практическим конференциям  звучат всё чаще; к тому же, тем, кто в поиске, помогут найти свой Путь в жизни.
  Огромное спасибо организаторам, и всем тем, кто принимал участие в этом форуме!  И, уверена, что  жизнь, и труды великих юбиляров, послужат хорошим подспорьем для людей, заинтересованным в светлом будущем, причём не только своей страны, но и всего человечества.

 Автор-составитель Нажимова Г.Т., врач, к.м.н., член Союза писателей РФ и РБ.


Рецензии