Тайные ученики или Бог второго шанса

Пс.33:5: Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

Возможно, этот стих относится к ситуации, когда Давид находился непосредственно перед Анхусом. И тогда возможен вопрос: как это Давид одновременно и обманом занимается, и тут же внутренне молится о Божьей помощи? Я ответ вижу в следующем: этот псалом не оправдывает грех или слабость, но показывает реальную жизнь – иногда в своей немощи мы поступаем неправильно и одновременно молимся при этом Богу. Благодать в том, что Бог выходит навстречу и в таких ситуациях. Более того, Ангел Господень ополчился вокруг Давида (Пс.33:8), защищая его в то время, когда он находился в стране Анхуса.

(Возможно, между первым и вторым стихом псалма либо чуть позже произошло покаяние Давида. Косвенное подтверждение – 19-й стих, где говорится о сокрушении, а также последний стих псалма, где вторая половина стиха в переводе РБО звучит так: «кто уповает на Него – избегнет кары». О чем Давид сокрушался? Возможно, о том, что убежал в эту область, не помолившись Богу – о других ключевых решениях этого периода он постоянно молился, не зря указания на это приведены в книгах Царств и Паралипоменон. При этом его решения стоят жизни 85 священникам, а еще после этого происходит эксцесс с похищением жен и детей. Возможно, он сокрушается о поведении перед Анхусом. Так или иначе, Давид оказывается в Гефе с мечом Голиафа, который родом отсюда и которому этот меч не помог в сражении против молящегося Богу человека. Давид приходит сюда без молитвы, и, возможно, Пс.33 – это первое его обращение к Богу после некоторого перерыва, занятого действиями по плоти. И какие сразу следуют стихи – о просветленном лице, о защите Ангела Господнего!)

Другая подобная библейская история: история Есфири и Мардохея (я все хотел написать о них
отдельно, но так и не написал, может, еще возвращусь к этому). Они в наших глазах однозначно герои. Но почему-то обычно не обращают внимание на то, что желая помочь народу Божьему, эти двое нарушают ряд заповедей. Есфирь выходит замуж за необращенного язычника, а в законе сказано, что нельзя выдавать замуж еврейских девушек за язычников. Она почти наверняка ест нечистую, некошерную пищу, а примерно в эту же эпоху Даниил и его друзья готовы были умереть ради того, чтобы отстоять право не есть такую пищу (Дан.1:18-21). О том, что Есфирь еврейка, никто не догадался, пока она не сказала об этом сама. А о том, что Мардохей еврей, участники истории узнали, когда он об этом сообщил, т.е. его внешний вид и какое-то специфическое поведение об этом сразу не говорили.

Было три волны возвращения из плена в Израиль (Зоровавель, Ездра, Неемия). События книги происходят между первой и второй волнами. Скорее всего, самые ревностные, самые духовные евреи собрались и ушли в Иерусалим с первой волной. Тот факт, что Мардохей и Есфирь остались, не прямо, но косвенно говорит о том, что они были «обмирщвленной» частью Израиля. Т.е. не такими принципиальными и ревностными, как ушедшие с первой волной. И кстати, книги Ездры и Неемии говорят о духовном состоянии ушедших со второй и третьей волнами. На повестке дня стояли вопросы браков с язычниками и торговли в субботу, а решать эти вопросы руководителям поколения приходилось буквально силой. Эту эпоху описывают книги малых пророков, уговаривавших возвратившихся прекратить уже обустраивать свои дома и хоть немного времени и денег потратить на восстановление храма. Содержание книги Малахии напоминать не буду. Еще немного, и Бог замолчит вообще на несколько веков до прихода на землю Его Сына. А то, что Его имя не упоминается в книге Есфирь – не случайность. Он скрывает Себя и Свое имя от тех, кто Его не слушает и не ищет.

Итак, Есфирь и Мардохей (имена которых, кстати, прямо отсылают к именам главных языческих богов того времени – Астарты и Мардука) были людьми, которые нарушали заповеди, и при этом молились Богу и просили Его о помощи с постом. Что сделал Бог? Оставил их молитвы без ответа? Он сделал то же, что и с молитвой Давида, оказавшегося перед Анхусом и покаявшегося, кажется, только через время.

Один из посылов этих историй: дела Божьи не совершаются только в одном месте или только там, где собраны самые ревностные Его последователи. Ушедшие в Иерусалим с первой волной могли думать пренебрежительно об оставшихся у персов: «Слабаки... Отступники...». Но наступает критический момент, когда эти «слабаки» выходят из укрытия, рискуя жизнью, и Бог делает через них Свои дивные дела. У Него есть тайные ученики – вспомним семь тысяч при Илии, а также Никодима и Иосифа, которые хоронили Иисуса (Ин.19:38-42), когда разбежались «ревностные», которые говорили, что вот точно никогда не оставят Иисуса, даже если и все оставят (ах, так и вижу, с каким воодушевлением они пели бы сегодня рядом с нами «Навеки не оставлю святую Библию» и «Все Иисусу отдаю я»). И наверняка эти «ревностные» тоже ни во что не ставили Никодима и Иосифа, которые до времени из страха перед иудеями скрывали свою веру и свое ученичество. Как эти истории должны учить нас осторожности при оценке других и самооценке...

Еще один пример в эту серию с Есфирью, Давидом и Никодимом – Самсон. Человек, который все делал не так. Который презрел и нарушил все три ограничения назорейского обета. Который делал подвиги из бахвальства, жажды острых ощущений и плотских удовольствий, но не из желания спасти народ. О котором сказано больше, чем о каком-либо другом судье, но который помолился лишь дважды за весь этот длинный рассказ, и то о своем избавлении и о своей мести. Ок, он ведет себя жутко неправильно, но что делают «правильные» иудеи этой эпохи? Оказывается, народ достоин своего руководителя, и он просто является сыном и героем своего времени, зеркалом и маркером общего состояния. «Правильные» (об идолопоклонстве и бесхребетности которых говорит контекст книги) сдают Самсона, как только запахло жаренным, и не заступаются за своего судью. А в Евр.11:32 Самсон вдруг назван героем веры, в 11:16 же сказано, что Богу не стыдно называть Себя его Богом (или 16-й стих к Самсону не относится?).

Конечно, эти истории не учат оставаться в грехе, «чтобы умножилась благодать» (Рим.6:1). Помимо упомянутого выше урока, думаю, они учат еще тому, что Бог – это Бог не только первого шанса, но и второго, третьего и даже четвертого. В Библии немало историй о том, как Бог использовал непослушных людей, чтобы сделать Свое дело. Кроме уже упомянутых – Иаков, Иона, Петр…

Это все не правила, это исключения. Нам сложно принимать нестандартные решения и поступки таких людей. Они вызывают неудобство, чувство дискомфорта и даже раздражения у консервативных людей нарушением привычного им порядка. Но реальность заключается в том, что такие исключения встречаются как в Библии, так и в нашей жизни и практике. И мы должны признать, что такое может быть, что не надо торопиться осуждать тех, кто ведут себя не так, как мы ожидаем. Человек может оказаться в разных обстоятельствах, которые нам даже представить себе тяжело. Скажем, ситуация Есфири или Давида. Мы, скорее всего, никогда не окажемся в такой ситуации и не встретимся с такими искушениями, с такими возможностями, с такой ответственностью. Есть «тайные ученики», которые не так дела Божьи делают, как мы привыкли понимать и делать.

И несколько слов о сопоставлении книг Есфири и Даниила. Различия очевидные и разительные. Даниил радикален в отстаивании святости и богопочитания. Книга полна его молитв и свидетельств о его вере. В книге Есфири молитв нет вообще (есть упоминание про пост). Принципиальность Даниила и его друзей несколько раз приводит лидеров языческой империи к признанию существования Бога и познанию Его силы. В книге Есфирь язычники примыкают к евреям из страха за свою жизнь, но не из убеждения и не по причине познания Бога. Результат исследования Даниилом Писания и его молитвы, а также плод всей его посвященной жизни – возвращение первой волны евреев в Израиль и связанное с этим духовное пробуждение. Результат подвига Есфири – физическое избавление народа. Бесспорно, замечательный результат, но признаков духовного пробуждения, обращения к Богу и покаяния, увы, не заметно. Оценки Есфири и Мардохея пророками (а это значит и Богом, пророки ведь от Него говорят) в Библии нет, а оценка Даниила есть, и она очень высокая. Я не к тому, чтобы высказать за Бога Его оценку Мардохея, просто подчеркиваю, что нам она неизвестна.

Аналогично Самсон спасал народ чисто физически, но духовного пробуждения, сопоставимого с результатами служения первых судей, не вызвал. И погиб он, если разобраться, бесславно, т.е. пожал, что посеял. Я говорил три проповеди о Самсоне и, кажется, в третьей сказал, что Самсон ходил у края, и при таком хождении не знаешь, сколько Господь будет терпеть. Бог на то и Бог, что мы не можем за Него решить, когда Он еще по милости поможет, а когда уже даст грому грянуть, чтобы мужик перекрестился.

Если выбирать, кому подражать – Даниилу или Мардохею, лучше избирать линию Даниила. Но если мы давно Есфири и Мардохеи, то рассмотренные истории говорят: никогда не поздно встать и сделать подвиг.

А потом хорошо бы примкнуть к кружку Даниила.

16.11.2019


Рецензии