В своем Отечестве Пророков нет Глава 32

На следующую ночь Владимир в числе сорока других студентов был арестован и отправлен в полицейский участок. Всех арестованных, в порядке характерных для периода царствования Александра III методов борьбы с «непокорством» исключили из университета и выслали на «место родины».

 Позже еще одна группа студентов покинула Казанский университет в знак протеста против репрессий. В числе добровольно ушедших из университета был двоюродный брат Ульянова, Владимир Ардашев.

После ходатайства тети Владимира Ульянова, он был выслан в деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии, где он жил в доме Ардашевых до зимы 1888-1889 годов.

Так во время полицейского следствия были выявлены связи молодого Ульянова с нелегальным кружком в университете Богораза, а также по причине казни его брата Александра, он попал в список «неблагонадежных» лиц, подлежащих полицейскому надзору.

По этой причине ему было запрещено восстановиться в университете, а соответствующие прошения его матери раз за разом откланялись.

 В этот период Владимир много читал. Он штудировал «прогрессивные» журналы и книги 1860-1870 годов, особенно труды Н.Г. Чернышевского, которые по его собственным словам, оказали на него решающее влияние.

 Это было трудное время для всех Ульяновых: симбирское общество бойкотировало их, поскольку связи с семьей казненного террориста могли привлечь нежелательное внимание полиции.

Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он в последствии вступил в один из марксистских кружков, организованных Н.Е. Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Г.В. Плеханова.
 
В 1924 году Н.К. Крупская напишет в «Правду»: Плеханова Владимир Ильич любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный подход, и потому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение он переживал крайне болезненно».

В Казани и Самаре Владимир последовательно отыскивал народовольцев, от которых узнавал о практической организации движения, на тот момент выглядевшего как замаскированная дисциплинарная организация «профессиональных революционеров».

В 1890 году власти смягчились и разрешили ему готовиться экстерном к экзаменам на юриста. В ноябре 1891 года Владимир Ульянов сдал экстерном  экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт- Петербургского университета.

 После этого он изучил большое количество экономической литературы, особенно земских статистических отчетов по сельскому хозяйству.

В 1892-1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал - демократическим. При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство «капиталистической» страной.

 Кредо ленинизма было окончательно сформировано в 1894 году.

«Русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции».

Главной практической целью жизни Ленина отныне добиться революции в России, независимо от того, созрели или нет там материальные условия для новых производственных отношений.

Молодого человека не смущало то, что было камнем преткновения для других русских марксистов того времени. Пусть Россия отстала, считал он, пусть ее пролетариат слаб, пусть российский капитализм еще далеко не развернул всех своих производительных сил - не в этом дело.

Главное - совершить революцию!

…Опыт «Земли и воли» показал, что надежда на крестьянство как на главную революционную силу себя не оправдала.

 Горстка революционной интеллигенции была слишком малочисленна, чтобы без опоры на какой-то крупный класс перевернуть махину царского государства: безрезультатность террора  народников продемонстрировала это со всей ясностью.

Таким крупным классом в России в тех условиях мог быть только пролетариат, численно быстро возраставший на рубеже XIX и XX веков. В силу его концентрации на производстве и выработанной условиями труда дисциплинированности рабочий класс являлся тем социальным слоем, который можно было лучше всего использовать как ударную силу для свержения существующего строя.

Максим Горький писал о Ленине: «для него рабочий класс - Что для кузнеца руда».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии