Дыхание Смерти

     Безликую многоликость Смерти до того дня никому не удавалось обмануть. Она приходила к каждому с косой, но в узнаваемом обличье. От неё веяло жизнью, и нельзя было просто так отвернуться от неё. От основания мира страна мёртвых ежедневно пополнялась теми, кому уже не было места под солнцем даже в самых холодных и туманных землях.
     Но Смерть не убивает – она только помощник, который подставляет костлявую руку, чтобы можно было опереться на неё и подняться на ноги, и проводник, который указывает, куда нужно держать путь.
     Вот, на каменный холодный пол падает корзина с чёрным виноградом; сок из десятка гроздьев от удара вырывается наружу, брызгает во все стороны. Женщина средних лет смотрит на запачканный подол своего синего платья, в котором она собирается пойти в гости, и переживает, что пятна будут слишком заметными. Она сделала последний вдох...
     Откуда-то слева появляется её муж. Женщина не может увидеть его лицо, но непременно бы увидела, если бы глаза слушались её. Но это точно он: вычищенные до блеска  тёмно-оливковые туфли, кремовые штаны, бордовая рубашка.
     Он наклоняется к ней, шепчет что-то неразборчиво-знакомое, и целует в губы. Холодный, как лезвие ножа, поцелуй. Как удар электричеством в детские годы. Как неотвратимое предчувствие разочарования родителей из-за провала на экзаменах. Как страх и боль после падения на аттракционе. Как виноградный сок на каменном полу.
     Смерть вдыхает в лёгкие женщины немножечко жизни. Сущие крохи. Столько жизни, сколько хватит, чтобы дойти до страны мёртвых. Женщина поднимается и – словно в полусне – бредёт к огромному столбу света, видневшемуся вдали. Ничто не интересует её, не отвлекает, поскольку она понимает, что если не дойдёт до столба за отведённый срок, она навсегда потеряет себя.
     Но в тот день Смерть просчиталась. Она была обведена вокруг пальца хулиганом, заносчивым мальчишкой, который верил в сказки и волшебство. С пелёнок он наблюдал за тем, как Смерть уводила его близких и друзей. Он чувствовал, как она бродила вокруг него, словно что-то замышляла, вынашивала пакостливые мысли в его отношении. С пелёнок он внимательно слушал рассказы бабушки, в которых было больше её мыслей, чем некогда прочитанного. Её три поросёнка объединились и прогнали волка; колобок не сбежал от старика и старухи; а Пиноккио удалось убежать от бандитов, спрятавшись в дупле дуба.
     Мальчишка с каждым словом впитывал в себя зёрна знаний, в которые можно было только верить. Он был уверен, что Смерть придёт за ним, и готовился к этой встрече всю жизнь. Он не представлял, что нужно будет сделать в то роковое мгновение, избежать которого никому ещё не удалось, но догадывался, что это должно было быть что-то необычное, дерзкое, что не может прийти на ум.
     И вот, в тот день, когда девяностодевятилетний старик отпустил гостей по домам после своего дня рождения, он внезапно почувствовал, что между ним и окружающим миром оборвалась роднившая их столько лет нить.
Явилась Смерть. Но старик видел только свою бабушку. Она наклонилась к нему и он почувствовал её целебное дыхание. Воздух между ними дрожал от волшебства, он казался самым желанным явлением, который может получить умерший. Дарительница  раскрыла уста для поцелуя, через который собралась поделиться кусочком жизни. Она делала это миллионы раз…
     Но тут старик внезапно обхватил её и со всей силы втянул в свои лёгкие столько воздуха, сколько смог. Пронзительный крик помощницы мёртвых услышали даже живые: в домах по всей округе выбило окна, со стен попадали картины и тарелки с узорами. Звон упавшей на пол косы чуть не лишил слуха пассажиров проезжающего по ближайшей дороге автобуса.
     Старик вновь стал мальчиком. Он на мгновение посмотрел в глаза Смерти, чтобы знать доподлинно, о чём рассказывать теперь людям, поднялся и выскользнул из дома. Он бежал по необычайно яркой траве, не оглядываясь.
     И снова дожил до девяноста девяти лет.
     Говорят, при второй встрече он пожаловался на то, что ему никто не поверил, и попросил у Смерти прощения за своё сумасбродство. Но это неправда.

17.11.2019, Москва.


Рецензии