1904 апрель русские войска в Манчжурии

17 апреля 1904 г.н.с. природа: на Уимблдон внезапно упала темнота

Н.Непомнящий «100 великих рекордов стихий»:

«17 апреля 1904 года на английский Уимблдон внезапно упала темнота. На протяжении десяти минут люди на ощупь передвигались по городу, а те кого это явление застало в домах, - боялись выходить из них. Мрак достиг такой густоты, что люди не видели собственную вытянутую руку.»

18 апреля 1904 г.н.с. пресса: напечатан 1-й выпуск газеты «L’Humanit;»

18 апреля 1904 г.н.с. напечатан первый выпуск газеты «L’Humanit;», которую основал волновой герой французский социалист Жан Жорес (см. 18 июля 1914 г.с.с.). Газета «L’Humanit;» стала центральным органом первоначально Французской Социалистической, а позднее Французской Коммунистической партии.

19 апреля 1904 г.н.с. Испания: умерла королева Изабелла II 

К.Рыжов «Все монархи мира. Западная Европа.»:

«ИЗАБЕЛЛА II Королева Испании из династии Бурбонов,  правившая  в 1833-1868 гг. Дочь Фердинанда VII и Марии Христины Сицилийской. Замужем с 1846 г. за герцогом Кадисским Франциском (род. 1822 г. Умер 1902 г.). Род. 10 окт. 1830 г. Умерла 19 апр. 1904 г.» «Изабелла была до глубины души испанкой: открытая, общительная, с большим чувством юмора. Ее очень любили мадридцы. Однако, несмотря на доброту и милосердие, она не обладала ни политическим умом, ни  волей и вплоть до своего низвержения оставалась игрушкой в руках честолюбцев, оспаривавших друг у друга ее милости. К тому же она проявила склонность к интригам, коварству и была очень неразборчива в любовных связях.»

17 апреля 1904 г.с.с. Россия: Николай II навсегда покидает Зимний дворец

А.Суслов «Зимний дворец», Л., 1928:

«Николай II жил во дворце (зимние месяцы) до 17 апреля 1904 г. (год объявления японской войны), а с этого года и в зимнее время – в Царском Селе, в Александровском дворце, приезжая в Зимний дворец только для участия в парадных обедах, завтраках, приемах; и лишь в феврале 1913 г. останавливался в нем на два дня во время торжеств 300-летия дома Романовых.»

Итак, согласно источнику 1928 года, с 17 апреля 1904 г.с.с. император  Николай II не жил в Петербурге в Зимнем дворце, законно спросить – к кому же шел народ 9 января 1905 г.с.с.?  События «кровавого воскресенья» становятся непонятны.

18 апреля 1904 г.с.с. русско-японская война: «случайное» начало войны на суше

Захват бухты Чемульпо, в которой погибли «Варяг» и «Кореец», был важен со стратегической точки зрения – эта самая северная бухта, которая  не замерзает. Японцы вели в этой бухте высадку своих дивизий в течение 3 месяцев. Русские войска стояли в Китае на правом берегу пограничной реки Ялуцзян без движения. 12 апреля японские дивизии подошли к реке Ялуцзян с юга и начали переправу. Лишь 18 апреля 1904 г.с.с. корпус генерала Засулича вступил в бой с японскими войсками – это и есть начало сухопутной войны. 1-й бой произошел, случайно. «Великий  стратег» волновой герой генерал Куропаткин (см. 17 марта 1848 г.с.с.) уже дал приказ об отступлении, однако телеграфный провод «случайно оборвался» и приказ не дошел до Засулича. Генерал Засулич свой первый бой не проиграл, но отступил от реки с потерями.


Справка по волновому герою генералу Куропаткину - командующими русскими войсками в Японской войне

17 марта 1848 г.с.с.  близ Холмска родился Алексей Куропаткин – генерал. В начале военной карьеры Алексею Куропаткину довелось служить с волновым героем Михаилом Скобелевым (родился 17 сентября 1843 г.с.с.). Скобелев был командиром 16-й дивизии, а Куропаткин начальником ее штаба – эта дивизия отличилась в русско-турецкой войне 1878 г. в сражениях за Плевну (18 июля 1878 г.н.с.). Дальнейшая карьера Куропаткина была не менее успешной, но на востоке фортуна от него отвернулась, он неудачно командовал русскими сухопутными силами в войне с Японией. Император Николай II прислал ему на помощь адмирала Рожественского. Как говориться «пришла беда – отворяй ворота» - два «героя войны 1904-1905 гг.» с Японией - Куропаткин и Рожественский родились в один день! Помощь оказалась весьма своеобразной - Куропаткин уже терпел поражения от японской армии на суше, а  Рожественский «помог» ему и покрыл позором поражения русский флот в сражении при Цусиме на море.

«Б и Е»:

«Куропаткин Алексей Николаевич — русский генерал. В январе 1898 г., после Ванновского, поставлен во главе военного министерства; в 1901 г. ген.-от-инфантерии, в 1902 г. — генерал-адъютант. 13 февраля 1904 г. назначен командующим русскими сухопутными силами на Дальнем Востоке; главнокомандующим еще раньше был назначен генерал-адъютант Алексеев. 15 марта К. прибыл в Ляоян. Ход военных действий с первых же дней обнаружил крайнюю неподготовленность России и в чисто военном отношении; ответственность за это падает отчасти на К., как на военного министра. Дальше последовали и стратегические ошибки в ведении войны. За поражение генерала Засулича в битве у Тюренчена (18 апр. 1904) целиком отвечают те, кто либо не знал о взаимном отношении сил русских и японцев перед этим боем, либо, зная о нем, самонадеянно допустил бой, в котором поражение русских было неизбежно. Движение генерала Штакельберга на выручку Порт-Артура с недостаточными силами, окончившееся поражением при Вафангоу 2 июня, было тоже несомненной ошибкой.  В каких пределах ответственность за эти ошибки падает на К. — сказать с уверенностью трудно. С самого начала сухопутных военных действий стали распространяться слухи, что между К. и Алексеевым существует борьба, что последний стоит за наступление во что бы то ни стало, тогда как первый еще до поездки на театр военных действий выработал следующий план: отдать японцам Порт-Артур и весь юг, быстро отступить к Харбину и затем, собрав силы, начать наступательную войну. План этот был забракован, и тем не менее его автор отправлен на театр военных действий приводить в исполнение чужой план, с которым он был совершенно не согласен.  Судя по тем же слухам, К. приказал Засуличу отступить, но тот получил от Алексеева противоположный приказ; движение Штакельберга также было совершено против воли К. Слухи эти поддерживались и в печати (в особенности "Новым Временем"). Из иностранных газет органом борьбы за К. против Алексеева стала газета "Berliner Tageblatt", военный корреспондент которой, полковник Гэдке, постоянно восхвалял К.  Благодаря всему этому целый ряд жестоких неудач мало подорвал авторитет К. Однако, и в России, и за границей слышались обвинения против К.  Страшный бой при Ляояне 11 — 21 августа окончился полной неудачей для русских; 21 августа К. очистил Ляоян. Поражение объяснялось тем, что русские не заметили своевременно переход японской армии Куроки через р. Тайдзыхе (16 авг.), что дало возможность Куроки укрепиться и двинуться в обход К. Если это является несомненной и роковой ошибкой К., то совершенное им без чрезмерных потерь отступление представляет столь же несомненную его стратегическую заслугу. В сентябре была организована 2-я маньчжурская армия (Гриппенберга), и значение К., как командующего 1-й армией, фактически пало: из командующего всеми сухопутными силами он обратился в равноправного Гриппенбергу командира лишь одной их части. 18 сентября К. отдал приказ своим войскам, в котором объяснял, что после "вероломного" нападения японцев на русских 27 января отступление было безусловной необходимостью. "Я приказывал вам отступать с горестью в сердце, но с непоколебимой верой, что отступление наше на подходящие подкрепления было необходимо для одержания над врагом, когда наступит для сего время, решительной победы... Теперь настало желанное и давно ожидаемое всей армией время идти самим вперед навстречу врагу. Пришло для нас время заставить японцев повиноваться нашей воле, ибо силы маньчжурской армии ныне стали достаточны для перехода в наступление... Мы должны идти вперед бестрепетно с твердой решимостью".  27 сент. — 3 окт. происходил упорный бой на р. Шахэ. Он не был так несчастен для русских, как все предыдущее и в особенности бой при Ляояне; обе стороны удержали приблизительно свои позиции, но во всяком случае победы одержано не было. Этот бой, в связи с неудачным приказом, почти совершенно подорвал авторитет К. в глазах русского общества. 12 окт. К. назначен вместо Алексеева главнокомандующим всех русских сухопутных и морских сил на Дальнем Востоке. Назначение было несомненной уступкой требованиям общественного мнения, но уступкой запоздалой; оно было сделано тогда, когда о вере в К. не могло уже быть и речи. Более 4-х месяцев армии К. и японская стояли на северном берегу р. Шахэ друг против друга, ничего решительного не предпринимая. В первых числах февраля 1905 г. японцы перешли в наступление; бой, сосредоточившийся в окрестностях г. Мукдена, длился почти месяц и все ближе и ближе подходил к Мукдену. 25 февраля русские очистили Мукден; 2 марта они, как гласила телеграмма К., "прошли мимо Телина". Бой окончился полным разгромом русской армии. Вчерашние поклонники К. стали всю вину взваливать на него лично. 2 марта К. был отставлен от должности главнокомандующего и заменен командующим 1-й армией Линевичем, место которого занял К. После уничтожения русского флота при Цусиме в мае 1905 г. К. вместе с Линевичем посылал телеграммы Императору, убеждая его продолжать войну и настаивая на том, что дух армии бодр, что на победу можно рассчитывать с полной уверенностью. Несмотря на эти телеграммы, мир был заключен.»

На иллюстрации русские войска в Манчжурии - 1904 год.

18 апреля 1904 г.с.с. Чехия: умер Антонин Дворжак – известный композитор

Б и Е:

Дворжак, Антон — известный чешский композитор; род. в 1841 г. Из крупных его произведений выдаются реквием, оперы "Wanda" и "Der Bauer ein Schelm", славянские танцы и рапсодии. В 1890 г. Д. был приглашен Имп. русским музыкальным обществом в Петербург и дирижировал в симфоническом собрании своей симфонией d-dur и scherzo capriccioso; умер в 1904 г.

БСЭ:

«Оперы Д. составляют основу чеш. нац. оперного репертуара. Ему принадлежат нар. бытовые оперы "Упрямцы" (1874) и "Хитрый крестьянин" (1877); лирич. опера-сказка "Русалка" (пост. 1901- одна из популярнейших чеш. опер); "Якобинец" (пост. 1889); "Дмитрий" (соч. 1882; на сюжет из рус. истории, но с идеализированным образом Самозванца); "Армида" по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симф. и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чеш. нар. песни в крест. устной традиции особенно ярко проявилась в обработках нар. славянских (чеш., словацких, серб., польск., укр.) танцев-"Славянские танцы" (для оркестра и для фп. дуэта) и "Славянские рапсодии", в к-рых отразилось интонационно-ритмич. своеобразие муз. творчества славянских народов. Связи со славянской песеннотанцевальной музыкой ощущаются и в многочисл. камерно-инструментальных ансамблях (в т.ч. трио "Думки"). Ярко нац. по колориту соч. Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танц. чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Междунар. фестивалях "Пражская весна" проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака.»


Рецензии