1904 май японцы блокируют Порт-Артур

17 мая 1904 г.н.с. кино+театр: родился Жан Габен – французский артист

17 мая 1904 г.н.с. в Мериэле родился Жан Габен – артист. Работал эстрадным танцором, певцом в варьете, играл в кинооперетте,  затем на рубеже 31-32 лет перешел на роли деклассированных элементов и гангстеров, после 50 лет стал играть уверенных, мудрых героев.

БЭ К и М:

В послевоенной Франции актеру нужно было искать нового героя. В 1949 он появился еще в привычном образе е фильме Р. Клемана «У стен Малапаги». Но в 1953 он блестяще сыграл отошедшего от дел пройдоху-гангстера в фильме Ж. Беккер в «Не тронь добычу», за что был удостоен премии Венецианского кинофестиваля (1954) за лучшую мужскую роль, а затем появился в новом образе: многоопытного, уверенного в себе мужчины, который сам вершит свою судьбу и неподвластен женским чарам («Сильные мира сего», 1955, «В случае несчастья», 1958, «Потерянные собаки без ошейников», 1955 и др.). У новых персонажей была и новая система ценностей: на смену идеализму и безрассудной храбрости пришли рассудочность и прагматизм. В эти же годы им был сыгран и ряд комедийных ролей («Архимед-бродяга», 1959, «Старая гвардия», 1959, «Президент», 1961 и др.). В последнее десятилетие своей жизни Габен через мудрость и человечность своих героев не раз доказывал, что добродетель и борьба за справедливость всегда вознаграждаются («Героин», 1970, «Двое в городе», 1973, «Святой год», 1976). Пробыв на экране почти полвека и снявшись более чем в 80 фильмах, Габен остался в истории кино примером редкого сочетания подлинного искусства и коммерческого успеха.

18 мая 1904 г.н.с.  Европа: Европейское соглашение о пресечении торга женщинами

18  мая 1904 г.н.с. в Париже представителями 13 европейских государств, включая Россию, подписано международное соглашение о принятии административных мер для пресечения торга женщинами. Прошло 110 лет – вопрос не решен и поныне, более того, география вопроса расширилась.

19 мая 1904 г.н.с. Индия: умер Джамсетджи Тата – металлург, создатель крупнейшей индийской корпорации

19 мая 1904 г.н.с. в Наугейме, Германия, в возрасте 65  лет умер крупнейший индийский промышленник Джамсетджи Тата. С 19 лет (1858 г.) Тата стал работать в торговой фирме отца, которая имела отделения в Японии, Китае, Европе, Соединенных Штатах. Тата занимался хлопком, затем он ввел в Индии производство сырого шелка. К концу 19-го века Тата начинает создавать металлургическую промышленность Индии, в 1898 г. Тата предоставляет землю для исследовательского института, который позже был основан его сыновьями как Индийский Институт Науки в Бангалоре. В 1901 г. работы в области металлургии перешли в практическую стадию, а в 1907 г. (после смерти Джамсетджи Тата) сыновьями основателя была организована «Tata Iron and Steel Company» - крупнейшая корпорация Индии, которая занимается металлургией, цементом и строительными материалами, химическим производством, производством сельхозтехники, грузовиков, автомобилей, локомотивов, электрооборудованием, текстилем и еще многими направлениями.
 
С. Таммитата-Дельгода «Индия. История страны», (2003), М, Эксмо, 2010:

«Джамсетджи Тата стал основателем индийской металлургии: в 1907 году в Джамседжпуре (штат Бихар) была основана его сталелитейная компания. Названный в честь его основателя, Джамшедпур постепенно превратился в крупнейший сталелитейный завод мира.»

Джамсетджи Тата входит в семерку знаменитых металлургов 19-го века – волновых героев:
• 17 марта 1805 г.с.с.  родился Евгений Шнейдер – промышленник, политик
• 19 января 1813 г.н.с. родился Генри Бессемер – изобретатель, металлург
• 18 августа 1824 г. родился Пьер Мартен – известный металлург
• 19 ноября  1839 г.н.с.  родился Эмиль Шкода – немецкий инженер и фабрикант
• 18 апреля 1880 г.с.с.  умер Николай Путилов -  русский инженер
• 17 июня 1889 г.с.с.  умер Джон Юз – английский металлург

Шнейдер, Бессемер, Мартен, Шкода, Путилов, Юз, Тата – неполный список волновых героев, создавших мировую металлургию.

19 мая 1904 г.н.с. пресса: издана книга Н.Ленина «Шаг вперед, два шага назад»

19 мая 1904 г.н.с. в Женеве типографией РСДРП издана книга Н.Ленина «Шаг вперед, два шага назад». Это большой труд – более 200 страниц, посвященный в основном внутрипартийным вопросам и критике Мартова.
 
«Даты жизни и деятельности В.И.Ленина», Полн.собр.соч., М.,ИПЛ, 1979:

Май 6 (19) (1904) Выходит из печати книга Ленина «Шаг вперед, два шага назад» (Кризис в нашей партии)»

17 мая 1904 г.с.с. русско-японская война: на минах и в результате неумелого маневрирования потеряно два крейсера и два броненосца, японская армия без боя заняла Дальний

На помощь русской армии, запертой в Порт-Артуре, пришла волновая природа мира – японцы потеряли два корабля на минах и два столкнулись «случайно».

А.Шишов «Россия и Япония (История военных конфликтов)»:

«17 мая, на новом заградительном минном поле подорвались неприятельские эскадренные броненосцы "Хацусе" и "Яшима" из подошедшего к Порт-Артуру блокирующего отряда (в составе 3 броненосцев и 2 крейсеров). Первый из них погиб на месте подрыва от детонации пороховых (снарядных) погребов. Род гибели "Хацусе" был схож с причиной гибели русского эскадренного броненосца "Петропавловск". Над кораблем взвился высокий столб бурого дыма, нос броненосца поднялся на мгновение над водой, и он быстро ушел под воду. В морской пучине нашло свою гибель 36 офицеров и 457 матросов. Японцы решили, что их атаковали русские подводные лодки, которых они особенно опасались и открыли беспорядочный орудийный огонь по плавающим на воде обломкам "Хацусе". Второй броненосный корабль, "Яшима, после подрыва на русской мине, остался на плаву, хотя и потерял на время ход. Когда паника улеглась, его взяли на буксир и спешно отвели от места трагедии. По пути на Японские острова, куда "Яшима" был отправлен для капитального ремонта, эскадренный броненосец затонул. Гибелью двух эскадренных броненосцев на минном заграждении, выставленном минным заградителем "Амур", невосполнимые потери броненосных сил императорского Соединенного флота в день 17 мая 1904 года не ограничились. При маневрировании столкнулись два крейсера - броненосный "Кассуга" и более легкий "Иосино". Последний, получивший большую подводную пробоину, через несколько минут после столкновения перевернулся и затонул в водах Желтого моря. Погибли 32 офицера и 287 матросов. "Кассуга" получил, в свою очередь, настолько серьезные повреждения, что его пришлось на буксире отвести в базу для длительного ремонта. Этот день в истории страны Восходящего Солнца был назван "черным днем Японского флота".»

«Русь»:

«ЛОНДОН, 18 (31) мая. Здешнее посольство получило из Токио помеченную сегодняшним числом телеграмму следующего содержания: "Генерал Оку доносит, что наш отряд занял 30 (17) мая Дальний, причем нашел там неповрежденными более ста магазинов и бараков, телеграфную и железнодорожные станции, более 200 вагонов годных еще для употребления.»

На иллюстрации - японцы позируют для фото на подступах к Порт-Артуру, 1904 год


Рецензии