Окно в окружающий мир. 1-я часть

  В начале апреля 1972 года я был приглашён в Москву, в Университет технического прогресса Центрального правления НТО лёгкой промышленности, где уже второй год заочно обучался, на очередной курс лекций.  Университет размещался в старинном особняке на улице Кирова, напротив знаменитого магазина “Фарфор”.
Неделя занятий была весьма приятным временем не только для ознакомления с последними достижениями в технике и технологии производства, но и общения с коллегами по работе, друзьями студенческих лет. В обязательном порядке посещал Главное управление  обувной промышленности (Рособувьпром) Минлегпрома РСФСР, где решал неотложные вопросы, связанные с  работой моего “Прогресса”.
 К концу второго дня занятий, я побывал в Главке, встретился с работниками производственного и технического отделов, с заместителем начальника по материально – техническому снабжению. Секретарь попросила зайти к начальнику Главка.
Встречи и беседы с Потаповым Алексеем Алексеевичем были для меня своеобразной школой совершенствования “промышленного этикета”. Специалист - обувщик с энциклопедическими знаниями профессии, интеллигент высочайшего уровня, был воспитан “косыгинской” школой специалистов. Эти люди могли не только обсуждать вопросы процессов производства товаров лёгкой промышленности, но и совершенно непринуждённо инициировали дискуссии по оценке тех или иных ситуаций и характеров персонажей произведений зарубежной и отечественной классики разных эпох, и по любым другим темам.
 Алексей Алексеевич приветливо встретил меня, поинтересовался результатами работы в первом квартале, проблемными вопросами, с которыми я пожаловал в Главк. Затем перевёл разговор в совершенно другую плоскость. Загадочно улыбнувшись, сказал: - “Ты, наверное, за 13 лет работы прилично устал, у меня есть для тебя предложение – поехать на работу за рубеж”. Мой организм отреагировал на сказанное раньше меня, - лоб мой покрылся испариной. Алексей Алексеевич сказал, что Министерство внешней торговли  СССР обратилось с просьбой в Минлегпром РСФСР подобрать специалиста – обувщика для работы в системе В/О “Разноэкспорт”  при Торгпредстве СССР во Франции. Мне стало понятно, четырёхлетний период работы во Франции моего друга со студенческих лет, Салтусова Владислава, заканчивался. Я испытывал необыкновенное волнение. Алексей Алексеевич сообщил мне, что он советовался с двумя начальниками отделов по поводу кандидатуры, и они предложили мою кандидатуру. Поблагодарив за отношение ко мне, за оценку моего труда руководством Главка, я дал согласие и отправился в Отдел загранкадров нашего Министерства.
Более часа знакомился с порядком оформления Выездного дела и массой всяких формальностей, которые следовало выполнить до октября месяца мне и членам моей семьи.    Получив бланки Выездного дела, всевозможных справок для заполнения в медучреждениях и органах местной власти, я отправился домой, в Воронеж.
В течение недели необходимо было заполнить бланки Выездного дела, подготовить фотографии к загранпаспорту моему, служебному, и жены с детьми – к общегражданскому загранпаспорту; получить справки о состоянии здоровья всех, заполненные на форменных бланках, и справку с места работы о средней заработной плате за последний год.
На следующий день, после утреннего оперативного совещания, я задержался у генерального директора – Марченко Павла Георгиевича и рассказал ему о принятом Главком решении при моём согласии. Он выразил откровенное сожаление. Договорились о конфиденциальности на определённый период;  только необходимо было посвятить в это дело главного бухгалтера – Григорьева Сергея Ивановича. Я продолжал работать в сложившемся режиме и находил время для подготовки документов.
Все документы были подготовлены в течение недели и я представил их в Отдел кадров В/О “Разноэкспорт” Минвнешторга СССР. В Отделе кадров мне сообщили, что с 15 сентября, в течение месяца, необходимо пройти  стажировку в Обувной конторе объединения.
 Это был довольно сложный период в моей жизни, так как необходимо было совмещать всегда напряжённую работу с подготовкой к новым, совершенно неизвестным условиям жизни и работы. Я начал знакомиться с французским языком. Репетитором была доцент кафедры иностранных языков Воронежского архитектурно – строительного института Жданович Клара Львовна. С большим трудом я выкраивал время для занятий языком, но мои усилия, на первых порах, не внушали уверенности в достижении каких – либо результатов. Клара Львовна проявляла настойчивость и уверяла меня в том, что знание 500 – 600 слов, правильное их произношение, откроет возможности быстрого освоения языка, правильному построению предложений. В новой окружающей среде будет легче преодолеть психологический барьер общения, терпеливо объясняла мне Клара Львовна. Я писал слова в тетрадь в транскрипции, многократно произносил их, но запоминание шло очень медленно. В мае, июне и июле занятия проходили по согласованному графику; время служебных командировок компенсировалось занятиями в выходные дни.
В августе я получил выписку из решения Райисполкома Центрального района города Воронежа о предоставлении мне участка 8 на 6 метров в товариществе “Охотник - рыболов” на берегу Воронежского водохранилища, северо-восточнее санатория им. М.Горького. Заявление на выделение участка было подано мною ещё весной 1970года. Мне не хотелось отказываться от этого участка, я оформил соответствующие документы и получил Членский охотничий билет в Правлении Воронежского городского общества охотников и рыболовов. Жизнь стала просто тяжёлой.
  В конце июня, я согласовал с генеральным директором вопрос о моём отпуске. С первого июля мы с детьми отправились по профсоюзной путёвке в дом отдыха “Берёзка” под Рамонью. “Берёзка” предложила нам великолепный отдых. Уютные два номера, красиво оформленный блок питания, вкуснейшая домашняя кухня, прекрасный песчаный пляж на реке Воронеж с кристально чистой водой, лодочная станция и сам корпус в смешанном лесном массиве, располагали к отдыху, о котором я мечтал. После 2-х – 3-х дней пассивного отдыха, мы подчинились культурной программе дома отдыха. Посетили посёлок городского типа Рамонь. Название, как объяснила нам экскурсовод, происходит от древнего “раменье” – поселение у края леса, основан он в 1613 году. В конце 17 века, по указанию Петра Первого, здесь была заложена верфь.  Доминантой посёлка является Научно-исследовательский институт сахарной свёклы и сахара с опытными участками разведения свеклы для проведения селекционной работы, созданный как Селекционная станция в 1922 году.  Мы узнали много интересного об основателе института А.Л. Мазлумове и результатах научных работ.  С высокого плато центральной части посёлка рассматривали панораму сахарного завода небольшой мощности “Рамонский сахар”, расположенного в низине, на противоположном берегу реки.
В Рамони родился известный оружейник,  создатель знаменитой винтовки образца 1891/30 года,  Мосин С.И.  Его изобретение можно сравнить с изобретением Калашникова М.Т.  Винтовка Мосина С.И. была основным стрелковым оружием в Первую мировую войну и в Великую Отечественную войну.  Великому изобретателю установлен памятник.
  Мы посетили замок принцессы Ольденбургской Е.М., построенный в 1887 году. О былом великолепии напоминало большое здание в готическом стиле из красного кирпича с башенками, стрельчатыми окнами. Здание венчала башня со швейцарскими курантами. Весь ансамбль, как нам пояснили, был стилизован под английское поместье. Когда - то поместье окружал садовый ансамбль с аллеями, фонтанами, цветочными клумбами, декоративной растительностью.  От былого величия остались строения с разрушающейся кирпичной кладкой, с дорожками по территории, протоптанными частыми прохожими. В центральной части дворца размещалась районная библиотека с читальным залом. Великолепный памятник культуры нашего Отечества находился в безобразном состоянии, это вызывало внутренний протест хозяевам и деятелям культуры области.
 Мы совершили увлекательную экскурсию в Музей природы. В нескольких километрах от “Берёзки”, на краю большого лесного массива, площадью 31 гектар и посёлка Краснолесный, в 1923 году был создан бобровый заповедник. В 1927 году Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил положение о “Государственном охотничьем бобровом заповеднике”. В 50-е годы заповедник был преобразован в “Воронежский государственный биосферный заповедник”. В красивых зданиях расположен Административно – экскурсионный комплекс и Музей природы Воронежского края. Всё многообразие флоры и фауны нашего края представлены в таком великолепии, что просто трудно было перемещаться по пяти большим залам с художественно  оформленными диорамами; дети и взрослые воспринимали окружающее как младенцы, восхищения выражали какими-то возгласами и мимикой, полными блаженства. В лесу, на берегу небольшого водоёма, мы наблюдали “работу” бобров. Они не обращали на нас никакого внимания, грызли у основания деревья довольно большого диаметра – строили плотины. Видимо колония этих тружеников была большая, так как заострённые пни от упавших деревьев просматривались в прямоугольном секторе, со сторонами  до двухсот метров. В лесу, через ручей, был установлен висячий мост – “Ёшкины дорожки”, только для детей. Дети испытывали большое удовольствие от переходов по дощечкам этого моста.
Посещение Музея природы и утренние купания в реке,  стали основными событиями трёхнедельного отдыха.
 Мы сожалели, что не успели побывать в селе Ново-Животинное, в  Доме – музее поэта Веневитинова Д.В., в двенадцати километрах от Рамони. В семье Веневитиновых, в своё время, работала гувернанткой Этель Лилиан Войнич – автор знаменитого романа “Овод”.  Возвращались в Воронеж с надеждой, что когда-нибудь  обязательно посетим это благодатное место на Земле.
Оставшуюся неделю отпуска провели в Воробьёвке. Родители наши были уже не молоды; маме было  62 года, она уже не работала. Сорок лет педагогической деятельности оставляли свой отпечаток на состоянии здоровья. Я обратил внимание на её повышенную нервозность по поводу намечаемой зарубежной командировки. Несколько раз мама обращалась ко мне с просьбой отказаться от поездки, советовала не покидать работу, на которой ко мне относятся с уважением.  Маме нравилась наша квартира, наши сложившиеся семейные устои. В 1967 году я купил “Москвич- 412” Ижевского автозавода; мы до 1972 года на своей машине побывали на рыбалке в дельте Волги, съездили в Крым два раза – были в Евпатории и в Учкуевке, под Севастополем. В выходные дни мы на машине посещали достопримечательные места Воронежской области, Воробьёвку. Я успокаивал маму и терпеливо объяснял необходимость реализации принятого решения. Наш сосед – начальник Районного отдела милиции, Хорошилов Василий Яковлевич, в беседе со мной, тоже почему – то не советовал мне ехать в зарубежную командировку.  Я старался уходить от этих разговоров. Родители жены не высказывали никаких пожеланий. Им было за семьдесят, их здоровье соответствовало возрасту. За день до отъезда, побывали на кладбище, где покоятся бабушка и папа. Всякий раз, когда я бываю на этом, святом для меня месте, в моём сознании проходят моменты общения с бабушкой и папой, которые в значительной мере определили моё жизненное кредо. “Вера, уверенность в себе, непременная образованность” – с детства я руководствовался бабушкиными заветами.“Сынок, делай людям добро и они будут тебе благодарны”, - сказал мне папа за неделю до кончины, когда я провожал его в Воробьёвку после обследования в Воронежской клинике. Уезжал я с тяжёлой душой. Последнее воскресенье провёл на участке в товариществе “Охотник – рыболов”.
В августе осложнились погодные условия из-за задымлённости атмосферы. Сухое лето привело к возгоранию торфяников, сухой травы, участились пожары. В цехах головного предприятия вентиляционные системы приходилось перенастраивать, а иногда и отключать. Несколько лучше была обстановка на филиалах в Борисоглебске, Бутурлиновке и Острогожске. Я посещал филиалы; на этих территориях задымлённость была меньше и обходились простым проветриванием производственных помещений. Несмотря на сложившуюся ситуацию, производство работало в заданном ритме. Центральной лабораторией, группой моделирования и экспериментальным цехом разрабатывалась новая коллекция ассортимента обуви на 1973 год. В текущем году мы поставляли обувь в ГУМ, ЦУМ, оптовым базам Рособувьторга в Волгоград, Пермь, Рязань, имели хорошие отзывы о качестве обуви и пожелания на будущие периоды увеличить объёмы поставок. С 1962года по 1972 год, на Художественных советах ВИАЛЕГПРОМа, наш ассортимент получал оценку “отлично”. За этот период объём производства обуви был увеличен с 550 тысяч пар до 2753 тысяч пар в год.
 14-го и 15-го августа был в Москве, в Университете технического прогресса ЦП НТО, сдал зачёты и получил Свидетельство о его окончании. 
С 20-го сентября оформил командировку и отправился в Москву, в В/О “Разноэкспорт”, на улицу Верхняя Красносельская, дом 15, на стажировку.
Директор Обувной конторы, Евдокимов Александр Николаевич, ознакомил меня с порядком работы специалистов за рубежом, познакомил со своими заместителями, которые курировали представительства в Восточных и Западных странах, определил рабочее место и закрепил специалиста, который знакомил меня с документооборотом в системе Объединения. Это была среда, которая кардинальным образом отличалась от производственной деятельности и у меня появилась мысль о том, что двухлетняя работа в системе внешней торговли выведет меня из  ритма, в котором я находился уже более 12 лет. Вместе с тем, я думал и о том, что передо мной откроется возможность посещения предприятий с европейским уровнем высокопроизводительных методов производства обуви. Конечно – же, это будет великолепная школа познания профессии, которая пригодится в будущем. Я тщательно изучал организацию работ “инженера – приёмщика”обуви В/О “Разноэкспорт” за рубежом, - так будет называться моя должность при Торгпредстве СССР во Франции.
 Дважды навещал Марию Андреевну Кедрову – мамину младшую сестру. У меня складывалось впечатление, что она хотела поделиться со мной какими – то мыслями по поводу моей командировки, но  ограничивались наши разговоры лишь пожеланиями проявлять во всём осторожность. Стажировка заканчивалась, и по оценке директора Обувной конторы, была вполне достаточной для начального периода работы. В последних числах октября я отправился домой, в Воронеж.
27 октября мне позвонили из отдела кадров В/О “Разноэкспорт” и сказали, что Минвнешторгом принято решение не направлять в ближайшее время специалиста в Торгпредство во Франции, так как хорошо отлаженную работу временно будет выполнять специалист другого внешнеторгового объединения. Не успел я выразить своё удивление, как мне было предложено без переоформления Выездного дела отправиться на работу в Арабскую Республику Египет. Я резко заявил о том, что с двумя малолетними детьми не смогу поехать в Египет, так как климатические условия не позволят без осложнений находиться там  два года. Мой отказ был принят. Это была пятница, я был очень расстроен, не стал сообщать о случившемся генеральному директору, зашёл в конце рабочего дня в экспериментальный цех, посмотрел новые модели обуви из коллекции следующего года и с начальником цеха – Штейнером Яковом Самуиловичем выпили водочки, закусили и отправились домой.
Дома рассказал жене о случившемся; она отреагировала простой житейской мудростью: - “Всё, что не делается, всё к лучшему”. Вместе с тем, сказала, что в Издательство заходила сотрудница, которая с мужем уже год в Египте, муж в служебной командировке, и они приехали в отпуск. Жена пригласила их в воскресенье в гости. В субботу мы занимались домашними делами, готовились к встрече гостей, я съездил в гараж, привёз из погреба грибы и помидоры в трёхлитровых банках прошлогоднего приготовления. В воскресенье встречали гостей. Самойловы Олег, Вера и их дочь – Оля, к полудню появились в нашем доме. Стол был уже накрыт, и мы пригласили всех занять удобные места. Застолье началось с того, что я вкратце рассказал гостям о своих злоключениях. Когда я сообщил о своём решении не ехать в Египет, Олега  просто взорвало. Он возбуждённо рассказал об условиях своей работы в качестве эксперта при ГКЭС СССР в Арабской Республике Египет и сравнил эти условия с условиями работы в Торгпредстве, при этом отметил, что организация работ и условия проживания сотрудников в Торговом представительстве значительно выше, чем в ГКЭС. Что – же касается климата, то это – курортные условия, тем более, отпуск сотрудникам Торгпредства предоставляется в жаркое время года на 65 дней. Олег оценил мой поступок как большую глупость, посоветовал в понедельник позвонить куда надо и дать согласие на командировку. До вечера сидели за столом и слушали очень интересные рассказы о Каире, его окрестностях, о памятниках “старины глубокой”. Мы решили – едем в Египет!
В понедельник я позвонил в Москву и сообщил о своём решении. Мне предложили не позднее 6 ноября прибыть в Москву с семьёй для отправки в АРЕ. Оказалось, что наши паспорта были давно оформлены, но виз не было. Мне объяснили, где я должен получить всё необходимое для отъезда заграницу.
 Оставалось совсем мало времени, а надо было решить кучу вопросов. Во второй половине дня я позвонил директору Нововоронежской АЭС Овчинникову Ф.Я., объяснил ситуацию и попросил разрешения посетить Торговый центр с тем, чтобы решить все вопросы с одеждой. Во вторник получил зарплату и поехал на своём “Москвиче” в Нововоронеж. На КП города мне объяснили, как проехать в Торговый центр. Я купил для всех верхнюю осеннюю одежду, платья для детей, колготки, вещи для себя и жены; купил два больших чемодана, сложил всё в чемоданы и отправился домой. В среду, 1-го ноября, сообщил в отдел ЖКХ Центрального района о том, что уезжаю в командировку, закрываю квартиру и передаю ключ соседям. На 2-е ноября, к вечеру, пригласил соседа по гаражу, который в начале лета попал в ДТП и буквально разрушил свои “Жигули”, и продал ему своего “дорогого “Москвича”. Мы договорились о том, что все документы о продаже он оформит без меня. У меня появилась возможность рассчитаться с долгами, которые оставались к этому моменту больше половины стоимости машины. На воскресенье – 5 ноября, я купил ж/д – билеты в Москву. 3-го ноября, около 11 часов, ко мне в кабинет зашла начальник  технического отдела - Кулиш Тамара Васильевна и предложила вместе выйти во двор, я подчинился. Какое – же было моё удивление, когда я увидел всех рабочих первой смены, весь персонал цеховой и административный в нашем большом дворе! Начался какой - то митинг, люди пришли повидаться со мной. Начались выступления без всяких объявлений; говорили очень приятные слова и желали успеха в работе за рубежом.  Митинг длился около часа. С заключительным словом выступила Тамара Васильевна, она говорила от имени инженерного персонала. Много лестных слов я услышал. Обращаясь ко мне, Тамара Васильевна рассказала, как все люди предприятия за один день собрали деньги, купили обручальное кольцо и поручили ей вручить его мне. Меня “обручили” с Воронежским производственным обувным объединением “Прогресс”! У меня появились слёзы, впервые на предприятии…  Я поблагодарил всех за такое отношение ко мне и пообещал вернуться через два года. Пожалуй, это был самый приятный и самый тяжёлый из последних дней перед отъездом. К концу дня Павел Григорьевич организовал стол и мы, человек 12-15 из аппарата управления, отметили окончание моей работы на предприятии в течение тринадцати с половиной лет. В субботу я передал ключи от гаража Вольхину Ивану Артамоновичу, нашему бывшему соседу и лучшему другу, позвонил домой второму секретарю райкома партии Центрального района Ревунов Ивану Васильевичу по поводу уплаты членских взносов, переговорил с председателем райисполкома Ковалёвым Петром Васильевичем и его женой - Людмилой, замечательными друзьями нашей семьи. Вечером позвонила мама из Воробьёвки, и мы хорошо поговорили. Я чувствовал в её голосе слезинку. В воскресенье, перед отъездом на вокзал, я позвонил в диспетчерскую службу телефонной связи ЮВЖД и сообщил о моём убытии; у меня была телефонная связь “со всем миром”, установленная по указанию Начальника ЮВЖД Охремчика Аркадия Васильевича.  Вечером, к поезду, нас пришли провожать Вольхины, Ковалёвы, мой брат – Лёня приехал из Острогожска, начальник вокзала Фомин Виктор Иванович, он всегда провожал фирменный поезд № 26 в Москву. Я ездил в 10-м вагоне – вагоне начальника поезда, билет в который я мог получить в резервной кассе вокзала в любое время. За 10 минут до отправления попрощались и вошли в вагон. Поезд тронулся,  мы отправились в новую, незнакомую для нас жизнь. Проводив глазами наш гараж в Берёзовой роще, мы начали готовиться ко сну.
 Москва нас встретила прохладной погодой. На такси мы добрались до Люсиновской улицы, где проживала семья Бугай - старшей сестры моей жены.
Быстро позавтракав, я отправился на Старую площадь, в Никитников переулок, где размещался Отдел кадров ЦК КПСС.  Сотрудник Отдела провёл со мной беседу по тематике, которая мне до этого не была известна. Советским Союзом с 1965 по 1971 год было осуществлено в АРЕ строительство крупных объектов: Асуанской плотины с мощной ГЭС; в окрестностях города Хелуана - металлургического комбината, коксохимического завода и завода по производству ж/д вагонов; в городе Наг Эль Хаммади – алюминиевого комбината; научного центра на юго-востоке Каира и ряд других объектов. Задолженность АРЕ Советскому Союзу по оплате за выполненные работы, на 1972 год, составляла 6 млрд. ам. долларов. Предлагалось организовать работу таким образом, чтобы сократить задолженность за счёт поставки в Советский Союз товаров народного потребления для рынка; сырья и материалов, необходимых для промышленности. Я поинтересовался, каким образом решение этих вопросов будет регулироваться Торгпредством. Мне пояснили, что координация работы осуществляется заместителем Торгового представителя  и уполномоченным В/О“Разноэкспорт”. Они будут моими руководителями, пояснили мне. Далее был довольно серьёзный разговор о правилах организации работы и поведения за рубежом. Мне вручили паспорта с визами и билеты на рейс Аэрофлота на 9 ноября. Попрощавшись, я вышел на Старую площадь и какое – то время не мог понять, куда идти.
Затем я начал движение вдоль зданий ЦК КПСС, вверх, к площади Дзержинского. Остановился напротив Политехнического музея, и какое – то время смотрел на его неповторимую архитектуру, на большие окна, за которыми в просторных залах размещалась великолепная экспозиция технического развития человеческого общества. В 1949 и 1951 годах бабушка привозила меня в Москву, и мы посещали Политехнический, Исторический музеи и Музей Революции, где были размещены подарки Сталину И.В. в честь его 70-летия. Это было что – то волшебное! Многие вещи, их устройство, мне очень часто помогали в жизненных ситуациях, - на протяжении всей жизни. Прошёл Площадь Дзержинского, свернул на Проспект Маркса. Вспомнил о частом посещении Детского мира с рождением детей, поприветствовал Ивана Фёдорова, заглянул в окна Метрополя; от Карла Маркса посмотрел на Большой театр, потом на Малый и ЦУМ; от гостиницы “Москва” рассмотрел монументальное здание Госплана СССР, посмотрел на площадь имени 50-летия Октября, где в 50-е годы на майские и октябрьские праздники мы рассматривали военную технику, готовящуюся проходить по Красной площади, и спустился в метро.
Вернулся на Люсиновскую, где меня ждали к обеду. Пообедали. Зинаида Ивановна пришла с работы раньше, так как они с Ниной собирались пойти на Даниловский рынок и купить всё необходимое для завтрашнего праздника –55-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Я с благодарностью возвратил долг Зинаиде Ивановне – 1500 рублей, которые она телеграфом прислала мне из Краснокамскав 1967 году (они там жили и работали), когда необходимо было выкупить автомашину. Дети Бугаёв – Лена и Саша очень подружились со своими двоюродными сёстрами Олей и Юлей – они всё время были заняты интересными играми.
 Утро, 7 ноября, было солнечным, но наружный термометр показывал 0 градусов. Позавтракали и разместились в большой комнате смотреть по телевизору военный парад и праздничную демонстрацию на Красной площади. Праздничное убранство площади, организация и проведение большого военного парада, демонстрация трудящихся - были великолепны! Выступление с трибуны Мавзолея министра обороны А.А.Гречко, праздничное настроение руководителей страны, стройные ряды слушателей военных академий, грозная военная техника, проходящая по площади, интервью с заслуженными людьми в процессе демонстрации трудящихся, вызывали гордость за наше славное Отечество.
 Я вспоминал участие в праздничных  демонстрация в студенческие годы – это были счастливые моменты жизни! Наш Кировский район проходил колонной в крайнем правом ряду, под самым Мавзолеем и очень хорошо было видно всех руководителей страны. После демонстрации, мы заходили в гастроном, в высотке на Котельнической набережной, покупали выпить – закусить и продолжали праздник в общежитии, в нашей 143 комнате на 4-м этаже.
 А сегодня, женщины угощали нас чаем с пирожными, мы обменивались впечатлениями, воспоминаниями; был красивый праздник. Вечером прогулялись по Мытной улице.
На следующий день, после завтрака, одевшись по - теплее, отправились в центр. Побывали на Красной площади, в Александровском саду, у Большого театра и на троллейбусе вернулись домой. Обедали, отдыхали, готовились к завтрашнему дню.
День 9 ноября 1972 года стал началом пути в неизвестный для нас мир. Позавтракав, в 10 часов, мы вышли с нашими чемоданами во двор, сели вместе с Александром Степановичем и Зинаидой Ивановной в две “Волги” из гознаковского гаража и отправились на Ленинградский проспект в Аэровокзал. От Аэровокзала  специальный автобус доставил нас  в аэропорт “Шереметьево”. Оформив документы у стойки “Вылет”, попрощавшись с провожающими, мы вошли в “Зал вылета”. Поставили багаж на ленту транспортёра и разместились в удобных креслах в ожидании посадки в самолёт.
Через полчаса была объявлена посадка, мы по специальному закрытому трапу вошли в самолёт и заняли свои места. Это был турбо – винтовой самолёт ИЛ-18. Самолёт вырулил на взлётную полосу и очень плавно пошёл в небо. В иллюминаторы мы наблюдали красивые картины нашей земли.
Полёт продолжался 6 часов. Нас отлично покормили. На красивых подносах стюардессы дали нам жареных кур с гарниром и подливкой, бутерброды с чёрной икрой, яйца, белый хлеб, масло, яблоки, перец, горчицу, соль. Два раза предлагали минеральную воду, конфеты «взлётные». Мы даже  вздремнули с удовольствием. Но, всё – таки, 6 часов полёта нам показались долгими.
 Самолёт приземлился в каирском аэропорту. По радио объявили, что в Каире 22 градуса тепла. По трапу мы спустились на новую для нас землю, в новый для нас мир. Тепло приятно окутало нас, тысячи сверчков и пенье птиц, несмотря на быстро наступающую темноту, на мгновенье вернули нас в наше лето, наш хороший отдых под Воронежем в “Берёзке”. Мы вошли в громадный зал прибытия, заполненный до отказа паломниками в белых одеждах, возвратившимися из Мекки. Трудно было получить бланки таможенных деклараций и ещё труднее – заполнить их. Помогли попутчики из Минторга СССР.
 Нас тепло встретили сотрудники Тогпредства – Женя Корнеев, Сергей Киркисалов, Коля Семёнов и Витя Галактионов. Долго мы ехали по хорошо освещённым улицам предместья и ночному Каиру. Был приятный тёплый вечер, пальмы, цветущие деревья и кустарники мы видели на всём пути следования в Замалек – дипломатический район Каира, расположенный на большом острове, омываемом Нилом и Обводным каналом. На улице Мохамед Мазгар для нас была подготовлена квартира в 6-и  этажном доме на 4-м этаже. Остановились у подъезда, вышли, осмотрелись вокруг. Нас приветствовали лавочники с первого этажа нашего дома и дома - напротив какими-то возгласами и движением рук; Коля и Сергей, на арабском, благодарили их видимо с какими-то шутками - прибаутками. Все весело смеялись.
Лифтом поднялись на 4-й этаж, и зашли в довольно большую квартиру  с холлом, гостиной, спальной, детской спальной, большой кухней, ванной совмещённой с туалетом. Квартиру занимали Галактионовы,  Люся оставила её в отличном состоянии. Скромно отметили с ребятами прибытие. Легли спать все вместе в одной комнате с включённым ночничком. Спали хорошо. 
10-го и 11-го ноября в Египте выходные дни (пятница и суббота). 10-го, в 6 часов утра, раздался громкий голос динамика на соседней мечети - это была утренняя молитва. В 11 часов нас пришли проведать Галактионовы, в 12 часов – Женя Корнеев.
11 ноября мы первый раз вышли на улицу. Улица была наполнена всякими звуками – сигналили автомашины, звонили велосипедисты, которые везли на головах в больших поддонах лепёшки, кричал ишак, громко разговаривали прохожие женщины с большими пластмассовыми тазами на голове, наполненными бельём, зеленью, овощами. Абсолютно новая обстановка. Юля громко выкрикнула: “Мама, мама, а кошка по-русски мяукает”! Кошек разных цветов было много. Мы решили познакомиться с окружающим нас миром. Пошли вправо по нашей улице и через десять минут вышли на набережную обводного канала. Красивые дома неповторяющейся архитектуры, цветущие деревья и кустарники, создавали своеобразную нарядность, и если бы ещё кто – то подметал улицу и тротуары, было – бы совсем комфортно. На набережной, выстроившиеся по краю тротуара великолепные эвкалипты со свисающими ветвями, создавали приятную тень от всё  ещё жаркого солнца. Дома на набережной отличались своей высотой – от двух до десяти этажей. Вдоль домов - стройные пальмы и цветущие кустарники. Прошли по набережной до моста через канал, повернули направо и вновь оказались на улице Мохамед Мазгар. У Торгпредства повернули к нашему дому. Чистильщик обуви, постукивая щёткой по деревянной подставке, на русском, предложил: “Почистим, почистим”!
  Среди домов, справа, стояла мечеть с минарета которой, динамик обрушивал на окрестность громкие протяжные звуки. Магазинщики нашего дома и лавки напротив, приветствовали нас и, видимо, приглашали совершить покупки. У лавки, прямо на тротуаре в кошёлках было множество всевозможных фруктов и овощей, но у нас не было денег. Поприветствовав всех слегка поднятыми руками, мы зашли в подъезд и лифтом поднялись на четвёртый этаж. Продуктами нас снабдили наши гости. Отдыхали. Юля с балкона, выходящего в узкий переулок, “общалась” с кучей детишек, стоящих  на балконе дома напротив. Обедали, а затем готовились к завтрашнему рабочему дню и началу занятий Оли в новой школе.
Утром, в воскресенье, все вместе пошли в Торгпредство. Нина и девочки вошли в школьный автобус и отправились в школу. Я зашёл в офис Разноэкспорта, размещавшийся на втором этаже Торгпредства. Меня встретил уполномоченный Коросташевский Валерий Владимирович, познакомились. Состоялась беседа; мне был изложен в общих чертах порядок работы. Занял место за своим рабочим столом и начал знакомиться с документацией. Женя, Сергей и Геннадий давали пояснения. Валерий Владимирович представил меня начальнику сырьевого отдела Торгпредства Ермилину Виктору Алексеевичу. Виктор Алексеевич поинтересовался моим послужным списком. Выразил удовлетворение, сказав, что мои познания производства крайне необходимы для выполнения поставленных высшим московским руководством задач.
После полудня, Ермилин и Коросташевский познакомили  меня с заместителем Торгового Представителя Хоштояном Виликом Вартановичем. Состоялась деловая беседа со всеми нами. Было рекомендовано включаться в оперативную работу, так как процессом подготовки к подписанию контрактов с фирмами на 1973 год, делегация Минвнешторга уже работала в Каире, а делегация Разноэкспорта и Минторгов республик в ближайшее время должна прибыть. Предстояло в течение недели проверить готовую продукцию; по возможности организовать её отправку в Союз; рассмотреть коллекции образцов обуви, подготовленные фирмами к подписанию контрактов.
В аппендикс (рабочий день состоит из двух периодов – с 8 до 14 часов, затем перерыв в жаркое время дня, и с 18 до 20 часов – апендикс), с Сергеем и Женей мы наметили программу посещения фирм и я продолжил изучение рабочей документации.
Около 20 часов меня пригласили в бухгалтерию, где мне были выданы деньги: – квартирный депозит и аванс по зарплате. Я почувствовал себя полноценным членом сообщества и своей семьи.
  Валерий Владимирович был занят работой с делегацией и просил нас “пошустрее” поработать с фирмами.
Мы встретились с господином Айядом–владельцем фирмы “Айяд и К”, господином Митвали – коммерческим директором фирмы “Комаркет”и господином Ахмедом Абдаллой Девдаром – владельцем какой – то фабрики. Это были первые мои знакомства с деловыми людьми Египта. Разные по характеру люди, но с большим апломбом и желанием быть лидерами в бизнесе. Подтвердили посещение фирмы господина Айяда и строящейся обувной фабрики за пределами Старого Каира.
 Господин Айяд встретил Сергея и меня в своём офисе в Гелиополисе – пригороде Каира. Красивый город, построенный по проекту французского барона в средине 19-го века, отличался великолепной архитектурой.  Двух этажные дома, с большими палисадами, с вечно зелёными, цветущими деревьями и  цветами, широкими тротуарами, выложенными керамической плиткой сложным орнаментом, мысленно погрузили меня в старую добрую Европу - как я её представлял себе по Г. де Мопасану или Э. Золя.
  Господин Айяд познакомил нас со своей семьёй – женой, сыном, племянником и техническим руководителем фирмы – Рамаданом. На первом этаже располагался офис с небольшим ассортиментным кабинетом и складом готовой продукции, а на втором этаже, с большой лоджией во весь фасад дома - квартира семьи. Выборочно проверили женскую обувь двух моделей. Она была вполне удовлетворительного качества. Выдали “релиз – нот”(разрешение на отправку в Союз) на 8 тысяч пар. Нас угостили чаем с большим набором  всевозможных восточных сладостей. Поблагодарив за угощение, мы отправились с  Айядом и Рамаданом на строительство новой фабрики.
Дорога оказалась не близкой. Проехав через Старый Каир, мы оказались на высоком плато. Справа, на ещё более высоком плато, я увидел знаменитую цитадель Мухамед - Али (Мухамедали) - старинную крепость с величественными мечетями и минаретами. Весь этот комплекс является символом столицы Египта. Справа, в громадной лощине, моему взору открылся Город мёртвых. Жуткое зрелище… .  Ещё до нашей эры, в одночасье, вымерло всё население этого города от какой – то эпидемии. С тех пор никто в этом городе не живёт и лишь у ближнего к нам края, копошились какие – то люди. “Мусорщики” – объяснил нам Айяд.
Обогнув слева эту гигантскую лощину и проехав около трёх километров, мы оказались на довольно большой строительной площадке. Более десятка объектов возводились одновременно. Один из них – обувная фабрика Айяда. Поскольку был выполнен только нулевой цикл, я попросил Рамадана показать проектную документацию. Оказалось, что возводится просто двухэтажное помещение 12 на 40 метров. Никакой технической и технологической проработки ещё не было. На таких площадях организовать производство обуви просто невозможно. Я не стал ничего говорить, а просто тихо сказал Сергею: “Поехали домой”. Попрощавшись, мы возвращались другой дорогой, обогнув цитадель Мухамедали с восточной стороны. Сергей сказал мне, что после первого знакомства с обувным производством, в последующем - у меня может измениться мнение относительно возможностей производственных площадей.
  В центре города, на Адли – стрит 19, посетили офис  господина Хасана Хамамси. Технический директор фирмы, господин Махмуд, познакомил нас с коносаментами (документы Александрийской пароходной компании “Амон – шипинг”) на отгруженную в Союз продукцию. Он предложил проверить на фабрике “Хенгри” готовую обувь в объёме 10 тысяч пар. Выборочно проверили около сорока пар. Выдали релиз – нот.
Зашли в производственное помещение, и я впервые увидел процесс производства обуви “по – египетски”.  Вдоль помещения шириной 12 метров в четыре ряда стояли низкие столы 1,5 на 1,5 метра, за которыми сидели на липках (низких табуретках с сиденьями из переплетённых полосок шорно-седельного чепрака) четверо рабочих. Эта “команда” называется бэнк. Среди них есть старший рабочий бэнка, который выполняет основные операции по фиксированию заготовки на колодке, остальные осуществляют подготовку внутренних деталей обуви и устанавливают их в заготовку. Кроме этого, они выполняют завершающие процессы, вплоть до крепления подошв и каблуков. Отделку обуви производит старший рабочий бэнка. Вокруг столов на поддонах, по шесть пар на каждом, на колодках, находится обувь в стадии её сборки. Над столами лампы освещения; вдоль цеха, на высоте трёх метров, медленно вращаются вентиляторы с большими лопастями, в стенах – несколько осевых вытяжных вентиляторов. Загазованности помещения я не почувствовал.  Для сборки обуви используется декстриновый клей, а для крепления подошв – немецкий, на основе сложных полиэфиров. Я обратил внимание на рабочий инструмент, он был высокого качества. “Итальянский”- пояснил мне Рамадан. Трудно было понять, как можно при таком методе производства обеспечить элементарную  стандартность. Тем не менее, при проверке на складе, особых отклонений в паре обуви я не замечал. Что же касается партии обуви, то, естественно, вопросу стандартности предстоит уделять постоянное внимание, подумал я. Первое знакомство поставило много вопросов, ответы на которые, я как – то надеялся получить в дальнейшем.             
               PS:Фото на загранпаспорт, служебный и общегражданский.1972год.

17 ноября 2019 года. г. Москва


Рецензии