Военное обучение в ВУЗе СССР

   19 ноября мы будем отмечать День ракетных войск и артиллерии. Наверное будет излишним напоминать по какому поводу праздник РВиА отмечается именно в этот день. Однако я напомню вкратце, что этот день связан с началом контрнаступления советских войск под Сталинградом.
   Начало наступательной операции "Уран" для войск Юго-Западного и Донского фронтов было намечено на 19 ноября 1942 года, а для войск Сталинградского фронта - 20 ноября. В 7 часов 30 минут 19 ноября прозвучала команда: "Огонь!" и началась мощнейшая артподготовка, длившаяся 80 минут. В 8.50 утра после артиллерийской подготовки войска двух фронтов перешли в наступление.
   Действия артиллерии затруднялись из-за сильного снегопада и утреннего тумана, а авиационная подготовка по этой причине вообще не была осуществлена. Артиллерии пришлось бить по площадям, поэтому весомый вклад в успех артподготовки внесли реактивные миномёты "Катюша" (БМ-8,БМ-13). В результате плохие погодные условия не сыграли для "Урана" существенной роли. Противником советских войск была недавно сформированная румынская армия, плохо подготовленная для борьбы с танками. Поэтому 5-я танковая армия Юго-Западного фронта врезалась в неё, как раскалённый нож в масло.
   Контрнаступление было хорошо обеспечено боеприпасами. К 19 ноября фронты сталинградского направления имели около 6 млн. снарядов и мин, 380 млн. патронов для стрелкового оружия, 1,2 млн. ручных гранат. За время с 19 ноября 1942г. по 2 февраля 1943 г. войска наступающих фронтов израсходовали: снарядов и мин - около 7,5 млн., боеприпасов для стрелкового оружия - около 228 млн.

   Моя служба в рядах Советской и Российской армии сложилась таким образом, что помимо общего праздника всех военных - 23 февраля, моими профессиональными праздниками являются ещё: День связиста (20 октября), День разведчика (5 ноября) и День ракетных войск и артиллерии (19 ноября).
   Что касается первых двух, то тут ничего удивительного нет. Без устойчивой и непрерывной радиосвязи радиоразведка невозможна. В радиоразведке существуют срочные (определены сроками) и внесрочные (немедленные) донесения. Передача последних не терпит никаких отлагательств. Вот для этого-то и требуется устойчивая радиосвязь. В то же время перехват работы нового или особо важного источника разведки потребует немедленной пеленгации. Подача команды на пеленгование и передача результатов пеленгования в свою очередь требуют непрерывной радиосвязи. Так что радиоразведка и радиосвязь "идут рука об руку".
   С РВиА мне пришлось столкнуться во время службы на военной кафедре Воронежского политехнического института.
   Когда я прибыл на военную кафедру ВПИ, то там было два Цикла военного обучения: радиоразведки (собственно куда я и был зачислен преподавателем) и тактических ракет (комплекс 9К52 "Луна-М"). Естественно, что студенты радиотехнического, электротехнического и физико-технического (специальность "Полупроводники") факультетов занимались на Цикле радиоразведки.
Что же касается студентов механико-технологического, авиационного, инженерно-экономического и физико-технического (специальность "Физика металлов"), то они обучались на Цикле тактических ракет.

   Военное обучение студентов складывалось из общевоенной подготовки, специальной и военно-технической. Как правило, общевоенную подготовку студенты постигали на втором курсе, а на третьем и четвёртом - специальную и военно-техническую. Венцом военного обучения были учебные сборы в войсках и выпускной государственный экзамен. Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) возглавлял по профилю Цикла радиоразведки представитель ГРУ ГШ, а по профилю Цикла тактических ракет представитель штаба РВиА Московского военного округа.
   Естественно, что учебные сборы в войсках циклы проводили в разных местах. Радиоразведчики в первые годы существования кафедры обучались при Центральных курсах радиоразведки (Загорянка, Московская область), а позже - на полигоне при мотострелковой дивизии (в/ч 15610, г.Тамбов). Однако такая смена места проведения учебных сборов имела свои положительные особенности. Студенты стали получать более качественные навыки в общевоенной подготовке, особенно в тактике общевойскового боя. Здесь на тамбовском полигоне мы уже имели возможность подвегнуть студентов обкатке танками и дать им практику в борьбе с танками противника.
   При этом военно-техническая подготовка не страдала, так как к этому времени на кафедре появились радиоразведывательные узлы на шасси ЗИЛ-157: Р-322Б,В; Р-347м; Р-349; Р-359; Р-363. Всю эту технику мы перегоняли своим ходом из Воронежа в Тамбов (через Липецк).
   Ракетчики неизменно проводили учебные сборы в Гороховецких лагерях (Нижегородская область), где получали хорошую практику по обслуживанию и боевому применению комплекса 9К52 ("Луна-М"), а затем и 9К79 ("Точка-У").

   Комплекс 9К52 состоял из пусковой установки 9П-113 на шасси ЗИЛ-135ЛМ, транспортно-заряжающей машины, подъёмного крана и ракеты 9М21. Длина самоходной пусковой установки 9П113 составляла 10,7 м, ширина – 2,8 м, высота с ракетой – 3,35 м. Собственный вес машины составлял 14,89 кг. После снаряжения пусковой установки этот параметр увеличивался до 17,56 т. Колесная боевая машина могла развивать скорость до 60 км/ч на шоссе. На пересеченной местности максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч. Запас хода – 650 км.
Позднее на правом борту шасси, позади третьей оси ходовой части, помещалось опорно-поворотное устройство подъемного крана, которое позволило отказаться от использования транспортно-заряжающей машины в пользу более простой транспортной.
   Оружием комплекса «Луна-М» была твердотопливная одноступенчатая неуправляемая баллистическая ракета 9М21. Ракеты 9М21 ранних модификаций имели длину 8,96 м при диаметре корпуса 544 мм и размахе стабилизатора 1,7 м. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и Х-образным хвостовым стабилизатором.
   Для ракеты 9М21 были разработаны несколько типов боевых частей со снаряжением различных типов. Конструкторы создали модификации ракеты с обозначениями 9М21Б и 9М21Б1, оснащенные ядерными боезарядами. Подрыв предлагалось производить на заданной высоте при помощи радиовысотомера. Мощность взрыва достигала 250 кт. Ракета 9М21Ф получала фугасно-кумулятивную боевую часть с 200-кг зарядом. Подобное изделие позволяло поражать живую силу и технику противника ударной волной и осколками. Кроме того, кумулятивная струя могла пробивать бетонные укрепления.
   Комплекс имел довольно низкую точность (КВО = 300 метров) при дальности стрельбы до 70 км. Поэтому предполагалось, что он будет использоваться для "изнурения" противника. Другими словами - чтобы противнику "жизнь не казалась мёдом".

   В связи с низкой точностью комплекса "Луна-М" он был впоследствии заменён на комплекс "Точка-У". Это оружие уже относится к разряду высокоточных.
   В НАТО этому комплексу присвоили обозначение SS-21 Scarab («Scarab» – скарабей, «SS» – сокращение от «surface-to-surface» – «поверхность-поверхность»). Главная часть комплекса «Точка-У» – ракета 9М79-1. Она одноступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части – собственно боевого заряда. Двигатель – твердотопливный, с одним составным соплом. Топливный заряд при старте поджигается пиропатронами, соединёнными с воспламенителем. Основной тип боевой части – осколочно-фугасная 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексогена и тротила. Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг гексала и даёт до 316 осколков массой в среднем 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 Га.
   Ракеты с кассетной боевой частью считались более эффективными, чем осколочно-фугасные. Транспортно-пусковой установкой для комплекса «Точка-У» служит 6-колёсный вездеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем, механической 5-скоростной коробкой передач. Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётов, высокую маневренность обеспечивает наличие задней управляемой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета приводилась в стартовое положение за 15 секунд.
   В состав ракетных батарей также вошли транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные автопоезда, состоящие из тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перегрузка ракеты с заряжающей машины на пусковую занимала от 15 до 30 минут.
   Дальность стрельбы составила 120 км при КВО = 95 метров.

   К моменту развала СССР военная кафедра ВПИ имела на вооружении: комплекс оперативной радиоразведки "Терек", комплекс тактической радиоразведки "Таран" и комплекс ТР "Точка-У". Мы имели возможность проводить учебные сборы на своей собственной базе, чем впоследствии поневоле и воспользовались. После 1991 года, когда я как раз стал начальником кафедры, выезды на учебные сборы в войска начали сворачиваться. В Тамбов прибыли воинские части из Германии и им было не до нас. Однако к этому времени в распоряжении кафедры уже был радиополигон на "9-м километре" Задонского шоссе, где радиоразведчики с успехом занимались на комплексах радиоразведки "Терек" и "Таран". А военную присягу принимали на базе Воронежского военного института радиоэлектроники, предварительно постреляв в тире завода "Электросигнал".
   У ракетчиков ещё некоторое время была возможность выезжать на учебные сборы в Гороховец или Ковров, а потом и это "кануло в лета" - повсюду сокращалось финансирование.
   Руководители государства в то время серьёзно считали, что воевать нам уже ни с кем не придётся, забыв о том, что "кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую".
   Вот на этой волне в 1997 году я уволился из армии, прослужив 30 лет в льготном исчислении. Да и сетовать мне было не на что - к этому времени мне уже исполнилось 50 лет.


Рецензии
Всегда завидовал ракетчикам: у них была блестящая возможность не раз попасть в Америку. Удачи автору!

Александр Жданов 2   08.07.2020 11:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.