Аспирант кафедры автоматизации

         Я проработал на казахском металлургическом заводе после окончания института с августа 1956 по январь  1960 года.
       В то время на заводе сложился хороший коллектив  из молодых специалистов. В те времена стремление повышать свою квалификацию было очень распространенным. Мы сами организовали кружок немецкого языка и пригласили нашу  школьную  учительницу. У нескольких человек было намерение поступить в аспирантуру.  Двое поступили в аспирантуру  в Московский институт стали, а я предпочел подать заявление в свой Сибирский металлургический институт.
        В октябре 1959 года поехал в  Новокузнецк для сдачи экзамена в аспирантуру на кафедру металлургических печей. Экзамен у меня принимали профессора Масловский Петр Модестович и Назаров Иван Савельевич, автор известного  тогда учебника по металлургическим печам. Они довольно дотошно меня спрашивали и  я, вроде бы, отвечал на все вопросы, но  они поставили мне  четвёрку,  хотя в институте я ни одной четвёрки не имел.
         Других экзаменов в аспирантуру, кроме специального, тогда не требовалось  -  было достаточно диплома о высшем образовании по данной специальности.  Меня приняли, как я и написал в заявлении,  в заочную аспирантуру.  Но вскоре от  Масловского пришло письмо с приглашением поступить  в очную аспирантуру,  в связи с тем, что образовалась новая кафедра “Автоматизация металлургического производства “.
         Посоветовавшись с  женой Валентиной мы решили переехать в Новокузнецк, у нас  уже была дочь Наташа в возрасте 2 лет. В январе 1960 года мы приехали в  Новокузнецк  и поселились у её родителей   в частном доме в комнатушке за печкой размером 2 на 2 метра,   в которой  помещалась только кровать и детская качалка.
         На вновь организованный  кафедре (в декабре этого года ей исполняется 60 лет) было всего 4 человека: завкафедрой  Масловский Петр Модестович(на фото первый слева),  доцент Владимир Давыдович Марон,  ассистент Виталий Поликарпович Кургузкин и я - первый аспирант кафедры (на фото в центре). Несколько позже на кафедре появился Петр Григорьевич Барановский.
          Пришлось вести очень большую учебную нагрузку:  лабораторные и практические работы по 6-8 часов в день и нужно было ещё готовиться к ним. Было конечно тяжеловато, но в тоже время это была большая  добавка к  стипендии. Интересно  отметить, что в те времена на аспирантскую стипендию можно было слетать в Москву и обратно.
         В августе 1960 года у нас родился сын Володя, сейчас бы такую семью, обучаясь в аспирантуре, прокормить было бы невозможно, но и тогда это было, конечно, не легко.  Здесь нужно отдать должное  терпению, скромным потребностям  и героическим усилиям моей жене – Валентине. Она раскладывала  наш скромный семейный бюджет в конверты по 2,5 рублей на день, а сок детям покупали по стакану в день.  Кстати сказать, в самом начале нашей семейной жизни мы с ней решили, что «тряпки» не должны быть целью нашей жизни. Известная простая формула счастья: это, «когда потребности не превышают возможности». И, надо сказать, что мы прожили с Валентиной в доброте, любви и согласии вот уже 62 года, за что великое спасибо Мировому разуму, в существование которого я верю.
         В конце 1960 года  Валентине, работавшей в проектном институте и вышедшей досрочно из декретного отпуска, выделили комнату,  почти рядом с работой. А детей мы возили , сына в детясли,  а дочь к родителям  Валентины, довольно далеко. Иногда приглядывать за детьми помогала  хорошая  соседка по квартире -  Маша. Было конечно трудно, но благодаря  самоотверженности  Валентины нам удалось это преодолеть.
          Теперь перейдем от лирики к работе над кандидатской диссертацией.
 В 1960 году на кафедре была приобретено аналоговая вычислительная машина МН-7. Цифровые машины тогда были ещё очень слабенькие и выпускались в единичных экземплярах.
         Аналоговая же  машина могла решать дифференциальные уравнения до 6 порядка, причем для этого не требовалось никакого программирования, нужно было только соединять решающие блоки ( сумматоры, интеграторы, нелинейные преобразователи) в соответствии со структурой решаемых уравнений, это было очень физично и наглядно.
         Вместе с Владимиром Давыдовичем Мароном мы начали осваивать решение задач на этой машине. В этом мне помогали также лекции по теории автоматического управления, которые  я слушал вместе со студентами.
         Одновременно я начал изучать теорию процесса  обезуглероживания (окисления углерода), это ведущий процесс выплавки  стали, по книгам В.И. Явойского  и М.Я. Меджибожского.   
    Возникла мысль, попытаться смоделировать этот процесс на аналоговой вычислительной машине, которую я как раз осваивал. Через какое-то время у меня что-то начало получаться и как раз в день полёта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года (погода был, кстати, очень теплая солнечная, это я хорошо помню), я показал Петру Модестовичу  свои результаты моделирования на АВМ.
        Никаких таких, как сейчас, мониторов (дисплеев) не существовало, я рисовал карандашом или чернилами с экрана осциллографа, следя за точкой  графика через кальку. Масловский посмотрел эти результаты и сказал, считайте, что диссертация у вас в кармане. Это был важный момент одобрения.  Но нужно всё это как следует доделать и должным образом оформить, а также как-то связать с реальным производством. В этом отношении мне, можно сказать, повезло.
        Как раз в это время  Мирон Яковлевич Меджибожский – профессор кафедры металлургии стали, которую я заканчивал, проводил на Кузнецком металлургическом комбинате интересные эксперименты по продувке жидкого металла в ванне мартеновской печи сжатым воздухом. При этом на поверхности ванны (через синее стекло) были видны большие буруны (фонтаны), так как  ванна, за счет интенсивного барботажа  как бы «заглатывала» еще, примерно, в 5 раз больше кислорода, чем в нее вдувалось непосредственно. Зрелище этой «кипящей» ванны (см. фото справа) было поразительно, оно меня просто заворожило и, по существу, определило направление моей научной работы на всю оставшуюся жизнь. Получилось, что я воочию столкнулся с реальным примером явления  самоорганизации  (самораскипания) жидкой ванны в 1961 году, за 20 лет до появления знаменитых книг Ипьи Пригожина и Германа Хакена  по теории самоорганизации и синергетике, которые окончательно определили направление моей научной деятельности.      
 
        Мой руководитель аспирантуры и заведующий кафедрой профессор П.М. Масловский  принадлежал  к поколению старых интеллигентов, давал нам большую самостоятельность, ненавязчиво поправлял в нужных случаях. Он был образцом порядочности.
        Я очень много почерпнул у него с точки зрения  общего развития и особенно взаимоотношений с людьми. Я понял, если ты хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, ты сам  должен соответственно относиться к людям. Главное это уважать в человеке человека.
         Если ты намерен сделать что-то не совсем хорошее, подумай, что ты можешь оказаться на его месте. В буддистской религии (да и в православной) есть такой тезис: «Если ты хочешь раздавить червяка, подумай, что ты можешь оказаться на его месте».  Это один из главных жизненных моментов,  который я вынес из общения с этим интересным человеком.
        Когда я показала свои результаты, примеры решения различных нелинейных дифференциальных уравнений, Владимиру Христофоровичу Соболеву -  математику,  о котором я писал раньше, в статье «Альма-Матер», он был просто поражён возможностями аналоговых вычислительных машин. Для него, привыкшего решать задачи «на кончике карандаша», это было настоящим откровением (про ЭВМ тогда еще почти никто не знал).
         Когда он увидел непрерывные кривые (графики), отражающие  разрывные решения знаменитого уравнения Матье, он был просто поражён. Как он сказал, для того чтобы получить столько частных решений, которые машина выдала буквально за несколько минут, при решении обычными методами понадобилось бы несколько недель, а может даже месяцев, а здесь изменяешь какие-то параметры или коэффициенты и почти мгновенно - новое решение.
          Получилось так, что математическим моделированием металлургических процессов на электронных вычислительных машинах я начал заниматься одним из первых в стране. В ЦНИИЧермете  в это время были Травин и Перевалов, которые тоже начали заниматься моделированием процесса обезуглероживания.
                Случилось даже такая история
        О моих работах узнали в Центральном комитете ВЛКСМ и областному комитету  ВЛКСМ дали команду доставить меня на конференцию по металлургии в Москву.
        На деньги комитета ВЛКСМ Новокузнецка самолётом АН-2, тогда региональная авиация  существовала ( в отличие от нынешнего времени), меня отправили в областной центр -  Кемерово. Там секретарь областного комитета ВЛКСМ, можно сказать, дрожащими руками достала из сейфа, наверное,  последние деньги и заказала на меня билет в Москву.
        Я попал на конференцию буквально за час до её начала. Вычислительные машины были ещё в новинку и мой доклад вызвал интерес. Так я оказался, по существу, у истоков математического моделирования металлургических процессов и занимаюсь этим направлениям до сих пор.
       Кандидатскую диссертацию на тему: «Моделирование процесса обезуглероживания на электронных вычислительных машинах» я защитил осенью 1963 года, а незадолго перед этим мне выделили трёхкомнатную квартиру, то есть, можно сказать, я выбился в люди.


Рецензии
Уважаемый Валентин Павлович!Приятно и интересно читать эти воспоминания.Родиной Россией веет от них.И 3-хкомнатная квартира оказалась вполне справедливо выделенной. Высочайшая забота и награда. Такого сейчас не встретишь в России. Е.М.

Евгений Медиокритский   04.02.2020 22:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!
Да, теперь никто аспиранту квартиру на блюдечке не преподнесет.
А вузах задолбили бумажным формализмом и глупыми компетенциями.
Желающих работать в вузе поубавилось.

Валентин Цымбал   09.02.2020 15:08   Заявить о нарушении