Спутались тропинки...

Разговор с подругой в соцсетях о лирической песне, Стране Советов и девяностых годах прошлого века

В двух частях

Часть первая. Спутались тропинки...
СЧАСТЛИВЫЕ ГОДЫ. Но что-то пошло не так

Вероника (имя изменено):
Я потому и включила в пост оригинальное исполнение, не современное. Показать, чем жила настоящая страна Советов рабочих депутатов... или как их называли? Еще крестьянские были.

Борис:
Были в революцию и в первые годы после неё Советы рабочих, крестьянских, солдатских (красноармейских - после 15 (28) января 1918 года ) и даже казачьих депутатов. Советы рабочих мусульманских депутатов создавались среди коренных национальностей Средней Азии. В Чите в период революции 1905-1907 годов были созданы Советы солдатских и казачьих депутатов, в Севастополе — Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов. В 1905 году возникли еще Советы железнодорожных депутатов. По Конституции СССР 1924 года избирались Советы депутатов городов, волостей, губерний. По Конституции 1936 года избирались Советы депутатов трудящихся. В 1977-93 годах - Советы НАРОДНЫХ депутатов.

Вероника:
О, народных-то я и потеряла! Очевидно, под воздействием нынешних, непонятных самовыдвиженцев и партийно-списочных... Чувствуешь разницу? Подмена понятий...

Борис:
СЧАСТЛИВЫЕ ГОДЫ. Но что пошло не так?

Сам носил гордое звание народного депутата Читинского областного Совета последнего созыва с июня 1990 по март 1994 года. Это звание завоевано в тяжелой борьбе при повторном выдвижении на первых альтернативных выборах. После регистрации кандидатов меня незаконно исключили из бюллетеня для голосования. Областная избирательная комиссия решила избавить кандидата от КПСС по моему округу от моего опасного соперничества.. Преодолев мощное пропагандистское сопротивление против моего избрания со стороны партийной прессы, я вновь был выдвинут в моем округе, в котором выборы не состоялись. Так как ни один из двух кандидатов, оставшихся после моего исключения (а списки кандидатов по округам были уже опубликованы) не набрал полагающихся не менее 50% голосов плюс один голос.

Жесткие требования к легитимности депутатов были заложены еще советским законодательством. Я на повторных выборах получил двух новых соперников и... 68% голосов. Однако и исход этих выборов висел на волоске из-за того, что требуемая по тому же закону 50-процентная явка избирателей могла быть не достигнута к концу голосования. И тогда агитаторы пошли по квартирам людей, не пришедших на выборы, с призывом не допустить ситуации, когда округ вновь может остаться без своего представителя. Из-за их пассивности.

Выборы все же состоялись. В областном парламенте при подавляющем большинстве коммунистов, вошедших в состав партийной группы КПСС, я вовлек десять депутатов демократических убеждений в состав созданной мной Демократической депутатской группы.

Наше поколение хорошо помнит бурную общественно-политическую жизнь того периода. Молодым романтиком я вступил в КПСС в 1972-м. В 90-м часть разочаровавшихся коммунистов пыталась создать Демократическую платформу КПСС. Я вошел в инициативную группу и координационный совет областной организации. Была также попытка создать Читинский народный фронт. После провала путча в 91-м я стал на постоянной основе исполнять обязанности председателя комитета по правам человека, законности и правопорядку. Много выступал в печати, освещая свою депутатскую работу с письмами и обращениями избирателей, добиваясь решения насущных проблем людей. В это время Черновский районный Совет ввел меня в состав райисполкома и я помогал участникам войны решить их жилищные проблемы, ходатайствуя о включении их в программу "Забота" для переселения из аварийных хибар частного сектора, коих в Черновском районе было сотни, в благоустроенное жилье. Эти годы также были наполнены острой общественной борьбой и нападками на меня в прессе моих недругов и идейных противников, которые я не мог оставить без ответа, пользуясь депутатскими правами.

Словом, никаких особых личных благ и привилегий мне моя депутатская работа не принесла, а нервов потрепала и конфликтных ситуаций создала в избытке. Ох, доберусь я как-нибудь до моих публикаций в этот период, особенно до двух ярких статей в областной газете. Из-за них прокурор области готов был наброситься на меня с кулаками. Заголовки обеих статей говорят сами за себя: "Признание депутата Совета прокурору области" и "Как прокуроры воевали с правами человека".

Да, пережил я бурные и тревожные годы на острие решающих для страны событий, включая августовский путч 1991-го и противостояние с Белым домом на грани большой гражданской войны в октябре 1993-го. Но сейчас я могу сказать, что это были лучшие годы моей жизни - годы свободы и духовных побед, годы движения в неизведанное, но счастливое будущее, в котором, как я написал в программе одного из общественно-политических движений, напечатанных в молодежной газете, достижения развитой рыночной экономики, научно-технический прогресс сочетаются с заботой о человеке, социальной защищенностью граждан и построением правового государства.

Часть вторая. Спутались тропинки-2
СЧАСТЛИВЫЕ ГОДЫ? Что пошло не так?

Вероника:
Про 90-е я и говорить не хочу, беспредел, окончательно уничтоживший надежды на перемены к лучшему и заложивший базу под проблемы 2000-х. Которые решают уже депутаты новых созывов, избранные по-новому..

Борис:
Это мы сейчас уже уверенно все анализируем, всё видим и знаем и нам кажется, что все другие суждения являются ложными. А а у меня до середины 90-х сохранялась надежда и вера, что наш искривленный путь еще можно выправить, что за новую Россию надо бороться, не сдаваться и побеждать.

Вероника:
Не согласна, Боря! Я в 90-е одна с тремя сыновьями и в полном раздрае. Какие тут надежды и на кого?

Борис:
Прекрасно понимаю тебя, Саша, и в твоем тогдашнем катастрофически беззащитном положении вдовы с тремя детьми я иного мнения и не предполагал. Бытие определяет сознание - с классиком трудно спорить! В то время я уже остался вдвоем с женой без тестя и тещи. Дочь с мужем - армейским капитаном уехала в Саратов. Мы навещали их с внуком в 92-м и в 94-м, получая бесплатные билеты на самолет, а в 96-м - поездом, правда, заняв двухместное купе рядом с проводниками. Сотрудникам транспортной милиции железнодорожные кассиры не отказывали в просьбе. Но на финансирование проезда самолетом финансов в бюджете МВД уже не хватало, начались и задержки с зарплатой.

Новый директор КСК Краснов, приехавший из западных краев осваивать Сибирь, завоевал симпатию многотысячного коллектива, повысив всем зарплату (включая зарплату моей супруги) и сумев обеспечить стабильную работу коллектива. Его в 90-м году избрали депутатом областного Совета в соседнем со мной избирательном округе в поселке Текстильщиков. Но в 92-м и на КСК начались проблемы: задержки зарплаты, выдача части зарплат тканями и ширпотребом, полученным по бартеру от других предприятий. Ладно, хоть в 96-м году успела уйти на пенсию с крупнейшего предприятия, разграбление и уничтожение которого началось после приватизации.

Мне с октября 91-го года начали платить депутатскую зарплату за исполнение на постоянной основе обязанностей председателя комитета по правам человека, законности и правопорядку. Размер зарплаты оказался выше, чем сохранявшаяся у меня с августа того же года средняя зарплата инспектора по профилактике линейного отдела. А уж когда при уходе в отпуск я неожиданно получил еще два оклада для отдыха и оздоровления (что входило в систему оплаты), я оказался преисполнен природным чувством благодарности за заботу обо мне "партии и правительства"...

В бедственном положении оказался весь народ, не находившийся на государственной службе. Мой старый знакомый пришел ко мне с ведром смородины, собранной на даче, и умолял купить. Другой бывший сослуживец на пенсии, которого встретил на улице, рассказал, что вынужден был продать костюм, чтобы накормить семью.

Катастрофой (это тогда называлось "шоковой терапией") стал отпуск цен с января 92-го. Но уже в декабре 91-го читинцы почувствовали на себе народное возмущение в виде забастовки водителей автобусов. Люди тогда не могли добраться до работы (в том числе я до своего рабочего места в областном Совете). А таксисты задрали цену втрое. Я немедленно откликнулся на это событие заметкой в "Забайкальском рабочем" под заголовком "Пожнем бурю".

Я понимаю, Саша, что воспоминания о пережитых годах со стороны сытых и голодных, скажем так, трудно совместить друг с другом. Но и черно-белое зрение без полутонов не даст полного понимания действительности. А если ты посмотришь более широким взглядом, то поймешь, что для меня, как журналиста и общественного деятеля (а эти два понятия отталкиваются от одной основы) прожитые "депутатские" года оставили безграничное чувство свободы, дали возможность свободно излагать в СМИ свои выстраданные мысли, влиять на общественное мнение и добиваться реальных улучшений в жизни людей, как бы пафосно это не звучало.

Сегодня снова перебирал свой архив, накопленный в период депутатской деятельности. Вот газеты и список выступлений в СМИ, отпечатанных на машинке плотным текстом на 7 листах (108 публикаций), в том числе многие из них представляют собой очерковые полотна внушительных размеров. Эта творческая общественная деятельность, сопровождаемая не только недружественным воем некоторых, мягко скажем, оппонентов, но и поддержкой группы соратников, приносила мне вместе с душевной болью и огромное удовлетворение. Вот планы работы комитета, выработанное мной положение о комитете, ставшее прокурору поперек горла, так как предусматривало изучение правовой обстановки и предоставление комитету информации по запросам комитета. Вот обширнейшая многостраничная информация о моей разносторонней депутатской деятельности и проведенных заседаниях комитета, его решениях по многочисленным вопросам. Вот информация о деятельности рабочей группы облсовета, которую я возглавлял, по внесению поправок в проект Конституции РФ по разделу прав человека (внесли десять предложений, которые были учтены).

И никогда мне не забыть эпизод моего возвращения после сессии областного Совета домой. В то время такие мероприятия транслировали по ТВ в прямом эфире. Когда я вышел на своей остановке, мне повстречалась группа улыбающихся девушек, которая меня узнала. "Мы видели Ваше выступление, - закричали они мне. - Мы Вас поддерживаем!"

Судьба ведет каждого по своему пути. Мне был начертан путь мужчины-борца задолго до перестройки. Это путь самоутверждения в работе и профессии, путь реализации своих способностей и возможностей. Человек такого склада нуждается, условно говоря, в аплодисментах (поощрениях, наградах) как символах постоянного подтверждения своей состоятельности. Впервые я услышал и испытал их сладость в переполненном зале районного Дома культуры после исполнения на фортепьяно во время смотра школьной художественной самодеятельности "Сентиментального вальса" Чайковского. Напоминает мне об этом факте и книга, подписанная заведующей районо и директором восьмилетней школы. Называется она "Пленники Барсова ущелья".

Я и сам оказался в плену Барсова ущелья, проделав путь от марксистско-ленинских к демократическим идеям.

Бурный этап демократической революции 1989-1993 годов в Забайкалье отпечатался в моей памяти, как мой взлет на лелеемую в мечтах вершину свободы слова и журналистского творчества, как возможность приносить обществу пользу и делать людям добро через законотворческую и депутатскую деятельность.. Короче, стремился, несмотря на все препятствия, стать настоящим НАРОДНЫМ депутатом. И считал к концу депутатского срока, что мне это удалось.
-----------------------------------------------
Одна из 108 публикаций

Забастовки

ПОЖНЕМ БУРЮ

Второй день работы сессии областного Совета начался… с отсутствия кворума. Не все смогли вовремя прибыть в зал заседаний из-за начавшейся забастовки читинских автобусников. Сотни людей скопились на остановках маршрутов 17 и 18 (ТЭЦ-1, КСК). Многие просто вернулись домой и не вышли на работу, а другие, скудно живущие от зарплаты до зарплаты,вынуждены были ловить автомобили частников за бешеные деньги (таким транспортом, чтобы прибыть на сессию вовремя, пришлось воспользоваться и мне). Самые же отчаянные (и безденежные) рискнули на кросс до «татарской» пешим ходом – пара часов, если в темпе.

В обеденный перерыв я зашел к журналистам «Забайкальской магистрали», встретил в центре города своих избирателей, которые все, как один, были крайне удивлены, что наша сессия и не думает обсуждать острейшее положение, парализовавшее жизнь значительной части города.

Понятно, что забастовка, добавившая столько страданий массам невинных людей (уже и так донельзя издерганных всевозможными нехватками), одобрения не вызывает. Но кто-то должен ведь побеспокоиться о ни в чем не повинных читинцах? Разве не задолго до забастовки 17-й и 18-й маршруты превратились в кошмарные скопища пассажиров, безнадежно штурмующих «Икарусы»?

На мой срочный депутатский запрос, посланный в президиум сессии, председатель горсовета Е.Г. Цынгеев ответил с трибуны коротко: «Пусть бастуют. Они требуют зарплату три тысячи в месяц, но мы на это не пойдем».

Ну а как быть избирателям моего округа из поселка камвольно-суконного комбината, о помощи которым я и просил председателя горсовета? Что конкретно делать, договориться ли со стачкомом либо организовать ведомственный транспорт – это решать городской власти. Но – обязательно решать! И хотя Ешинима Гомбожапович в перерыве между заседаниями пытался развеять мою тревогу, вечером этого же дня мне снова пришлось ехать домой на такси. А в связи с предстоящим удорожанием бензина вечерний водитель заломил цену, втрое превышающую утреннюю.

Б.КОМИССАРОВ,
народный депутат
областного Совета.
(газ. «Забайкальский рабочий» за 6 декабря 1991 г.).

Видео
песня "Спутались тропинки" из к ф ДИРЕКТОР
https://www.youtube.com/watch?v=t8yuRwpmNWA&feature=emb_logo


Рецензии