Степанида

1946 год. В селе идёт сбор урожая. Рабочих рук не хватает. На поле вышел люд от мала до велика.
- Тешка, ты шо? Куда это ты? Тебе плохо шо ли?- закричала горластая Полинка, прикрыв рукой глаза от яркого солнца.
-Не, я скоро приду. Надоть отойти, - отозвалась Степанида – высокая, крупная девушка, уходя быстрым шагом.
-Дык, щас Степаныч явится? Чаво я ему говорить про тебя буду?
- Скажи, что за обедом побежала, забыла, - отвертелась Стёпка.
Дом был пуст, значит, никто не помешает. Закрыв плотно окна и двери, дивчина схватилась руками за поручень железной кровати, чтобы не закричать. Не нужно лишнего шума. Зубы стиснуты, пальцы посинели от нажима, пот льёт градом. Не помогает. Разрывает на части. Теша схватила маленькое полотенце, смотала и засунула себе в рот. Только мычание и стоны от неимоверной боли. Иногда правая рука упиралась в стену и тогда на извёстке появлялись разнообразные узоры от ногтей.
Через час муки закончились. Степанида успела подхватить трясущимися руками маленькое красно-синее существо, которое глотнув воздух, залилось громким криком.
- Замолчи, слышишь! – девушка заплакала и прикрыла рот маленькому созданию.
Не смогла, убрала руку. Мальчонка судорожно перебирал губками, чтобы надышаться.
Прибежала соседка и помогла обессилевшей девушке лечь на кровать, пуповину перерезала, ребёнка завернула.
Через 6 месяцев эта же соседка Клавдия уезжала с мужем обратно в Москву. На руках она держала маленького сонного Славика - толстячка с огромными щёчками.
- Стеша, ты точно не передумаешь? Может, сама вырастишь? – женщина не хотела отдавать ребёнка, но всё же решила уточнить ещё раз.
- Нет, забирай. Я замуж выйду и рожу себе ещё, а ты уже не сможешь, - сказала девушка, развернулась и побежала, сверкая голенищами грязных сапог.
Вячеслав ехал на машине. Только вчера ему исполнилось 50 лет, а сегодня он уже мчится на поиски своей судьбы. Мама тяжело заболела и открыла сыну тайну – он приёмный. От такой новости перевернулось всё внутри: чужие родители, чужая жизнь.
- Здравствуйте, скажите, пожалуйста, Степанида живёт здесь? – спросил он у деда в коричневом замусоленном пиджаке, который сидел на лавке у покосившейся избы.
- Да вроде нет у нас таких, сынок, - ответил старичок, достав из кармана небольшой бумажный прямоугольник, чтобы свернуть самокрутку.
- А раньше жила? – уточнил мужчина, надеясь, что он не зря приехал.
- Дык, хто здесь только не жил. Разве всех упомнишь? В войну много переселенцев прибыло.
- Она здесь родилась, у неё еще мать Фёкла Ивановна.
-Ааа, так это Тешка! А ты литературным языком выражаесся: Степанида! Нет, померла она ужо лет 10 как.
- А вы можете мне про неё рассказать? У неё были дети? – спросил Вячеслав, надеясь, что сможет познакомиться с братьями или сёстрами.
- Да шо про неё рассказывать? Ты журналист шо ли? – усмехнулся дедок.
Он насыпал душистую махорку на край прямоугольника, свернул трубочкой, облизал языком бумагу и помял пальцами, чтобы склеилась газета. Слава вышел из машины и сел рядом на деревянную лавку.
- Стешка энта самая старшая в семье была. Отец от пеллагры помер, братья на фронте погибли. У Фёклы осталось пятеро девок. Сама она ленивая баба, на детях выезжала. Голодное время тогда было. Косила смерть направо и налево. Вот Тешка и зарабатывала, как могла. То за мешок картохи отдастся, то за пшеницу. Как в молодости мальчонку родила непонятно от кого, так и всё. Дети у неё больше не родились. Сёстры выросли и разъехались. Потом мать умерла. Девка выпивать стала. Замуж вышла за Федьку-алкоголика.  А в старости маразм пришёл, ничего не понимала. Так и ушла на тот свет, как безумная. А кто ты есть? Как тебя звать-то? спросил старик, докурив цигарку.
- Вячеслав, - тихим голосом ответил приезжий.
- Славка, значит, - дедок пристально посмотрел на мужчину, потушил окурок. – На председателя Степаныча ты похож очень. Значит, не зря об этом всё село гудело. Никого у тебя здесь нет, сынок. Твои родители ещё живы?
- Батя умер, мать болеет, с ней сейчас сестра. Мама думала, что никогда больше не сможет родить. Но судьба решила по-другому.
- Так зачем ты сюда приехал, дурень? Ехай обратно, пока матушка жива. Ехай, Славка, скорей.
Мужчина сел в машину и быстро помчался домой. Надо было успеть повидаться.


Рецензии