10 лет Женитьбе А. Гречанинова в театре Н. Сац
Начало этому замечательному событию положил, без сомнения, сам Николай Васильевич, который собрался писать эту пьесу где-то 30-е годы позапрошлого века и закончил ее в 1841. Что характерно, за границей. Запомним этот факт.
Через год в Петербурге состоялась премьера, после чего «Женитьба» ставилась на самых разных сценах бессчётное число раз.
А вот первая одноименная опера была написана в 1868 году Модестом Мусоргским. Точнее, написан был только первый акт, после чего завершать этот «композиторский эксперимент» Модест Петрович не захотел. Хотя фрагменты этой оперы исполняются и сегодня.
Зато в следующем веке – в 1946 году, оперу «Женитьба» написал уже Александр Гречанинов. В возрасте за 80 и, что характерно, тоже за границей. В Нью-Йорке, а, если точнее, на 75-й улице что на Вест Сайде (об этой квартире А. Гречанинова я как-то уже писал - https://v-gretch.livejournal.com/227487.html). И тут автора можно понять – сочинить что-то комическое в это время в Москве было, наверное, довольно затруднительно.
Ну и пошло-поехало. Через год фрагмент оперы поставили студенты музыкального колледжа в Бостоне, затем была постановка на Беркширском музыкальном фестивале, а в 1950 году состоялась мировая премьера «Женитьбы» на сцене Русского камерного театра в Париже.
Ну и, наконец, уже в нашем веке, в 2009 году - к двухсотлетию Н.Гоголя и 135-летию А.Гречанинова «Женитьбу» великолепно поставил дирижер и музыкальный руководитель Леопольд Гершкович в Детском музыкальном театра им. Н.Сац. Именно в этой редакции опера и шла все это время, разумеется, постоянно совершенствуясь и становясь все смешнее и смешнее. И, если честно, я удивлен, почему этой великолепной, искрометной постановки нет в афишах крупнейших мировых столиц. А то куда не приедешь, попадаются только Валерия, Макаревич или вовсе какие-то халтурщики в шелковых рубашонках с кабацким репертуаром. Неужели русская диаспора повсеместно так обмелела?!
И последнее. Я не знаю, к какому точно жанру следует отнести «Женитьбу» - опера-буфф, комеди дель арте, op;ra comique или наш родной водевиль? Я только знаю, что в этом произведении удивительно совпали два великолепных русских автора, когда сатиру писателя через столетие замечательно дополнил музыкальный юмор композитора. А в сочетании с отточенной сценографией и просто блестящими исполнителями получилась постановка, которая надолго гарантирует зрителям просто отличное настроение. Да и по фотографиям это хорошо видно - https://photos.app.goo.gl/V34DKNekSPixtQFm7.
Свидетельство о публикации №219111701767