10 лет Женитьбе А. Гречанинова в театре Н. Сац

16 ноября в театре имени Наталии Сац состоялась очередная постановка комической оперы Александра Гречанинова "Женитьба" по пьесе, понятно, Николая Гоголя.
Начало этому замечательному событию положил, без сомнения, сам Николай Васильевич, который собрался писать эту пьесу где-то 30-е годы позапрошлого века и закончил ее в 1841. Что характерно, за границей. Запомним этот факт.
Через год в Петербурге состоялась премьера, после чего «Женитьба» ставилась на самых разных сценах бессчётное число раз.
А вот первая одноименная опера была написана в 1868 году Модестом Мусоргским. Точнее, написан был только первый акт, после чего завершать этот «композиторский эксперимент» Модест Петрович не захотел. Хотя фрагменты этой оперы исполняются и сегодня.
Зато в следующем веке – в 1946 году, оперу «Женитьба» написал уже Александр Гречанинов. В возрасте за 80 и, что характерно, тоже за границей. В Нью-Йорке, а, если точнее, на 75-й улице что на Вест Сайде (об этой квартире А. Гречанинова я как-то уже писал - https://v-gretch.livejournal.com/227487.html). И тут автора можно понять – сочинить что-то комическое в это время в Москве было, наверное, довольно затруднительно.
Ну и пошло-поехало. Через год фрагмент оперы поставили студенты музыкального колледжа в Бостоне, затем была постановка на Беркширском музыкальном фестивале, а в 1950 году состоялась мировая премьера «Женитьбы» на сцене Русского камерного театра в Париже.
Ну и, наконец, уже в нашем веке, в 2009 году - к двухсотлетию Н.Гоголя и 135-летию А.Гречанинова «Женитьбу» великолепно поставил дирижер и музыкальный руководитель Леопольд Гершкович в Детском музыкальном театра им. Н.Сац. Именно в этой редакции опера и шла все это время, разумеется, постоянно совершенствуясь и становясь все смешнее и смешнее. И, если честно, я удивлен, почему этой великолепной, искрометной постановки нет в афишах крупнейших мировых столиц. А то куда не приедешь, попадаются только Валерия, Макаревич или вовсе какие-то халтурщики в шелковых рубашонках с кабацким репертуаром. Неужели русская диаспора повсеместно так обмелела?!
И последнее. Я не знаю, к какому точно жанру следует отнести «Женитьбу» - опера-буфф, комеди дель арте, op;ra comique или наш родной водевиль? Я только знаю, что в этом произведении удивительно совпали два великолепных русских автора, когда сатиру писателя через столетие замечательно дополнил музыкальный юмор композитора. А в сочетании с отточенной сценографией и просто блестящими исполнителями получилась постановка, которая надолго гарантирует зрителям просто отличное настроение. Да и по фотографиям это хорошо видно - https://photos.app.goo.gl/V34DKNekSPixtQFm7.


Рецензии