Русская литература 20 век

Русская литература 20 столетия прошла тяжелый и неравнозначный путь. Авторы в своих произведениях отразили различные литературные эпохи – от модернизма с его течениями до жестокого реализма. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы через творчество отдельных ярких художников раскрыть суть всего 20 века.
ГОРЬКИЙ
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936). Он начал свою литературную деятельность в 1892 году рассказами, но уже в 90-х годах он показывает широкую картину русской жизни (повесть «Фома Гордеев», 1898). В 1901 году Горький написал повесть «Трое» - история жизни трех друзей. Роман «Мать» (1906), повесть «Лето» (1909), «Городок Окуров» (1910) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911). Формирование молодой личности – главная тема автобиографических повестей писателя «Детство» (1913) и «В людях» (1916).
В 1918-19 гг. Горький выступил инициатором изданий издательства «Всемирная литература». Из-за тяжелых болезней с 1921г. по 1924 г. писатель жил в Германии и Чехословакии, а позже лечился в Италии. За это время им было написано много произведений. В 1923 г. – повесть «Мои университеты» рассказывала о казанском периоде жизни писателя. К этой работе примыкает цикл автобиографических рассказов «Время Короленко», «О первой любви». В середине 20-х годов Горький приступил к созданию социально-исторического эпоса, монументальных романов о русской жизни первых десятилетий 20-го века.
С 1935 года Горький навсегда вернулся на родину. Он занимался большой общественной работой и написанием литературных произведений. 30 –е годы являлись периодом расцвета драматургии. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933) раскрывают картины жизни того времени.
Завершением художественного творчества писателя явился роман «Жизнь Клима Самгина», над которым автор работал с 1925 года и до конца своих дней. Сорок лет русской жизни (до 1917) нашли отражение в этом горьковском романе.
Отрывок из произведения М. Горького «Жизнь Клима Самгина»:
«…Первые годы жизни Клима совпали с годами отчаянной борьбы за свободу и культуру тех немногих людей, которые мужественно и беззащитно поставили себя «между молотом и наковальней», между правительством бездарного потомка талантливой немецкой принцессы и безграмотным народом, отупевшим в рабстве крепостного права. Заслуженно ненавидя власть царя, честные люди заочно, с великой искренностью полюбили «народ» и пошли воскрешать, спасать его. Чтоб легче было любить мужика, его вообразили существом исключительной духовной красоты, украсили венцом невинного страдальца, нимбом святого и оценили его физические муки выше тех моральных мук, которыми жуткая русская действительность щедро награждала лучших людей страны…»
ВЕРЕСАЕВ
Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945). Его настоящая  фамилия – Смидович. По роду своей деятельности Вересаев был врачом. Принадлежит к числу писателей-реалистов.
Одним из наиболее значительных произведений начала века является повесть «Два конца», посвященная городской жизни. Эту повесть отличает точность бытовых сцен, тонкость психологического рисунка.
Своеобразен жанр книги писателя «Записки врача» (1900), где сочетаются мемуарные и публицистические материалы, очерковые и художественные зарисовки, рассуждения о науке.
Вересаеву принадлежат воспоминания – «В юные годы», «В студенческие годы», «Литературные воспоминания». В этих произведениях он рассказывает о том, как формировалось его мировоззрение, говорит о начале своей литературной деятельности, о В. Короленко, Л. Толстом, А. Чехове, И. Бунине и др.
Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. в качестве врача. В произведениях этого периода – «Рассказы о войне» (1906), записках  «На войне» (1907-1908) он показал героизм русских солдат и офицеров. В 1909 году вышла его повесть «К жизни», где были отражены взгляды русской интеллигенции.
Вересаеву принадлежит большая критико-философская работа «Живая жизнь»: первая книга (1910) посвящена анализу творчества Ф. Достоевского («Человек проклят») и Л. Толстого («Да здравствует весь мир!»); вторая книга – «Аполлон и Дионис» (1915), где проведена критика взглядов Ф. Ницше.
В 1940 году появились его «Невыдуманные рассказы о прошлом», в которых писатель вспоминает о дореволюционной жизни. В конце 30-х годов писатель приступает к переводу «Илиады» и «Одиссеи».
Отрывок из произведения В. Вересаева «Записки врача»:
«…С самого поступления моего на медицинский факультет, и еще больше – после выступления в практику, передо мною шаг за шагом стали подниматься вопросы, один другого сложнее и тяжелее. Я искал их разрешения во врачебных журналах, в книгах – и нигде не находил. Врачебная этика тщательно и педантически разрабатывала крохотный круг вопросцев, касающихся непосредственно отношений врача к пациенту и врачей между собою; все те вопросы, которые стояли передо мною, для нее почти совсем не существовали. Почему?… Смешно сказать, – неужели, действительно, нужна была какая-то особенная проницательность или чуткость, чтобы заметить и поднять те вопросы, которых я касаюсь в «Записках»? Ведь эти вопросы бьют в глаза каждому врачу, ими мучится каждый врач, не совсем еще застывший в карьерном благополучии. Но почему же тем не менее о них не говорят, почему разрешения их каждый принужден искать в одиночку?..»
КУПРИН
Александр Иванович Куприн (1870-1938). Писатель реалистического направления. Первую литературную известность ему принесла повесть «Молох» (1896).
Молох – это кровожадное божество древних, пожирающее свои жертвы. В повести Куприна под этим образом скрывается завод, который поглощает жизни людей там работающих. В этом произведении показана борьба людей за свое выживание.
Отрицание современной цивилизации Куприн показал в повести «Олеся» (1898). Писатель в образе полесской девушки-колдуньи Олеси воплотил свой идеал человека живущего по законам природы.
В повести «Гранатовый браслет» (1911) Куприна привлекает история безответной любви скромного почтового чиновника Желткова к блестящей светской красавице, княгине Вере Шеиной. Эта любовь, возвышающая Желткова над всеми участниками этой истории окончилась для него трагической гибелью.
Значительным произведением писателя является повесть «Поединок» (1905), которая была создана на автобиографической основе. Писатель сам в чине офицера прослужил в армии четыре года и потому хорошо знал армейскую жизнь. Герой повести поручик Ромашов, честный чуткий юноша. Повесть кончается поединком, на котором Ромашов погибает.
Большое место в творчестве Куприна занимает художественный очерк. Серия очерков «Листригоны» (1907-11) посвящена рыбакам. В путевых очерках «Лазурные берега» (1912) он отразил заграничные впечатления.
Куприн с 1908 по 1915 год работал над большой повестью «Яма».
Новую власть Куприн не принял и в 1919году эмигрировал за границу. Семнадцать лет писатель провел за границей; его литературные труды этого периода были в основном посвящены темам из французской жизни: «Юг благословенный», «Париж домашний», «Мыс Гурон» и др.
Весной 1937 года тяжелобольной писатель вернулся умирать на родину. Будучи писателем толстовского склада, Куприн испытывал литературные влияния Чехова и Горького.
Отрывок из произведения Куприна «Гранатовый браслет»:
«…Она была одна во всем доме. Ее холостой брат Николай, товарищ прокурора, живший обыкновенно вместе с ними, также уехал в город, в суд. К обеду муж обещал привезти немногих и только самых близких знакомых. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем. В городе пришлось бы тратиться на большой парадный обед, пожалуй, даже на бал, а здесь, на даче, можно было обойтись самыми небольшими расходами. Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д. Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве…»
БУНИН
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин вошел в литературу как поэт. В 90-х годах появились его первые рассказы, критики находили в них тургеневские мотивы, чеховские настроения.
Наиболее значительными прозаическими произведениями начала 20 века считаются – повесть «Деревня» (1910), повесть «Суходол» (1912). В своих произведениях писатель выступил как реалист. В «Деревне» изобразил судьбу двух братьев Красновых – одного, коммерсанта, другого, мечтательного романтика, в этой повести показана дикость мужиков. В другой повести, «Суходол», Бунин изобразил разорение помещичьего дворянства и обнищание деревни. В том же ключе были написаны его рассказы – «Танька», «На край света», «Вести с родины» и др.
В начале века Бунин много путешествовал. Итогом его поездки по Востоку были цикл очерков «Храм Солнца» (1911). С 1910 года критики отмечают расширение его тематики: «Хорошая жизнь», «Петлистые уши», «Сны Чанга» (проникновение в человеческую страсть) и др.
Бунин, находясь под некоторым влиянием Тургенева и Гоголя, внес значительный вклад в реалистическую литературу 20 века. Критики считают, что Бунин никогда не переходил на эстетические позиции модернизма. Мастер рассказа, повести, новеллы, он считался тонким стилистом, создавшим свой многокрасочный язык. Его произведениям характерно живописность и строгость, музыкальность и выразительность.
Революцию 1917 года Бунин встретил враждебно. Он эмигрировал во Францию в 1920 году. В это время писатель обратился к лирическим воспоминаниям молодости. В 1930 году он написал роман «Жизнь Арсеньева», который как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Бунин рисовал красоту русской природы и русского человека – рассказы «Лапти», «Косцы»; вспоминал старую Москву – «Далекое», «Благосклонное участие». Его творчество затрагивает тема смерти, которая разрешает все тяжелые жизненные вопросы – «Митькина любовь», «Дело корнета Елагина», цикл новелл «Темные аллеи» (1943). В своих поздних произведениях писатель использует символику. Несколько противоречивое наследие Бунина обладает эстетической ценностью.
Отрывок из произведения И. Бунина «Антоновские яблоки»:
«…А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах — весел. Вместе с братом, картавым, шустрым полу идиотом, который живет у него «из милости», он торгует с шуточками, прибаутками и даже иногда «тронет» на тульской гармонике. И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски...»
Отрывок из рассказа И. Бунина «Темные аллеи»:
«…В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом, ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи, из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом…»
А.Н. ТОЛСТОЙ
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945). Писатель – реалист до 1917 года был известен как поэт. В повестях и рассказах раннего Толстого представлена жизнь русских дворян (повесть «Мишука Налымов», 1910; роман «Чудаки», 1911; роман «Хромой барин», 1912). В традициях сатиры Н. Гоголя в 1913 году Толстым была написана повесть «Приключения Растегина». Подобно Чичикову главный герой (делец Растегин) объезжает выморочные помещичьи имения, желая купить стильную мебель, приобщиться к эстетике дворянства.
В первую мировую войну Толстой был военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». В это время писатель посетил Англию и Францию. Его произведения этого периода включали в себя правдивые зарисовки военного быта: рассказы «На горе», «Под водой», «Шарлота», «Прекрасная дама» и др. В годы войны им были написаны и пьесы – комедия «Нечистая сила» (о делах нечистых дельцов), повесть «Касатка» (о людях дворянско-усадебной среды).
Революцию 1917 года А.Н. Толстой принял враждебно: с 1918 года был в эмиграции – Франция и Германия. За рубежом им были написаны: повесть «Детство Никиты», 1922; роман «Сестры» (1922); первая часть трилогии «Хождение по мукам»; роман «Аэлита», (1923).
Осваивая тему Гражданской войны, Толстой пишет рассказы «Голубые города», «Завещание Афанасия Ивановича», «Гадюка», к ним примыкает сатирический роман «Похождения Невзорова, или Ибикус».
Среди написанных произведений после 1917 года выделяется, прежде всего, монументальная трилогия Толстого – «Хождение по мукам», состоящая из романов «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Это произведение – художественная летопись революционных событий и Гражданской войны. Толстой писал эту трилогию с 1922 г. по 1941г.
В 1941- 43 годах Толстой создает драматическую дилогию «Иван Грозный», состоящую из пьес – «Орел и орлица» и «Трудные годы», о событиях 16 века. Это произведение – драма сильных страстей и напряженных конфликтов.
Значительным произведением Толстого является и исторический роман «Петр 1», над которым писатель работал 16 лет (1929-45 гг.). Роман, рисующий образ Петра 1 явился эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов ее развития. Толстой – писатель патриот, художник широкого творческого диапазона и огромной культуры, мастерски владевший богатствами русского языка, сумел завоевать всенародное признание.
Отрывок из романа А. Толстого «Петр 1»:
«…На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студено, как в сенях. На бате, Иване Артемьиче, — так звала его мать, а люди и сам он себя на людях — Ивашкой, по прозвищу Бровкиным, — высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рыжая борода не чесана с самого Покрова... Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу: у бати со сбруей не ладилось... Гнилая была сбруя, одни узлы. С досады он кричал на вороную лошаденку, такую же, как батя, коротконогую, с раздутым пузом…»
БРЮСОВ
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). Обратил на себя внимание критиков после написания в 1907 году романа «Огненный ангел», в котором показал борьбу уходящего средневековья с новыми веяниями эпохи Возрождения (Германия 16 век). Эпоху распада Римской империи в 4 в. н. э. Брюсов отобразил в романе «Алтарь Победы». В этих исторических романах писатель точно воспроизводит бытовую обстановку, использует многие исторические документы и литературные источники. К роману «Алтарь Победы» тематически примыкает повесть «Рея Сильвия» (1914) – действие происходит тоже в эпоху заката Римской империи: простая римская девушка на одном из барельефов случайно узнает себя, после этого она погружается в мир вымысла.
Одно из лучших произведений Брюсова-прозаика считается повесть «Последние страницы из дневника женщины» (1910) – показана жизнь московского высшего общества. Интересно его произведение «Моцарт. Лирический рассказ в 10 главах» (1915), в котором талантливый музыкант был обречен на нищенскую жизнь.
Отрывок из романа В. Брюсова «Огненный ангел»:
 «…Для продолжения моего образования отец, когда мне было четырнадцать лет, послал меня в город Кельн, на Рейне, к своему старому другу Отфриду Герарду, думая, что мое прилежание возрастет от соревнования с товарищами. Однако университет этого города, откуда доминиканцы только что вели свою постыдную борьбу с Иоганном Рейхлином, не мог оживить во мне особое рвение к науке. В то время там хотя и начинались некоторые преобразования, но среди магистров почти вовсе не было последователей новых идей нашего времени и факультет теологии все еще высился среди других, как башня над кровлями. Мне предлагали учить наизусть гекзаметры из «Doctrinale» [8] Александра и вникать в «Copulata» [9] Петра Испанского. И если за годы моего пребывания в университете я научился чему-либо, то, конечно, не из школьных лекций, а только на уроках оборванных, странствующих преподавателей, которые появлялись порой и на улицах Кельна…»
Брюсов-поэт стал известен после выхода в 1895 году трех сборников «Русские символисты», где были помещены его стихи. Применяя формальные новшества, Брюсов надеялся вывести русскую поэзию из застоя 80-х годов. В последующих книгах – «Шедевры» и «Это – я» уже намечаются существенные черты зрелого творчества поэта – урбанизм, мотивы научной поэзии, обращение к истории. Эти книги отмечены влиянием декаданса. В 1900 г. вышла из печати книга стихов «Третья стража», где ясно выступают характерные черты «поэта мрамора и бронзы», как называли его современники.
Книга стихов «Венок» (1906) – это высокий взлет романтической лирики («Приветствие», «В полдень», «Встреча»).
В годы революции Брюсов критиковал большевиков.
Стихотворение В. Брюсова:
«Не плачь и не думай»:
Прошедшего - нет!
 Приветственным шумом
 Врывается свет.
 Уснувши, ты умер
И утром воскрес,
- Смотри же без думы
На дали небес.
Что вечно - желанно,
Что горько - умрет...
Иди неустанно
 Вперед и вперед.

БЕЛЫЙ
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880- 1934). Его считают теоретиком символизма. Родился в семье профессора математики. В 1903 году окончил Московский университет (отделение математики). Впервые А. Белый выступил в печати со своими стихами в 1901году. Поэт долгое время находился под влиянием теософии и Оккультизма. В 1904 г. выходит его сборник стихов «Золото в лазури». В 1909 году он обращается к философской лирике – поэтический сборник «Урна». Поэт возвращается  к мистическим мотивам – «Христос воскрес» (1918); «Королевна и рыцари», (1919) и др.
В прозе А. Белый символизм переплетает с реалистическими традициями Н. Гоголя и Ф. Достоевского. Его лучшие романы – «Серебряный голубь», (1909) – изображены мистические искания интеллигента; «Петербург» (1914) – сатира на бюрократический Петербург.
Как литературный критик А. Белый выступил с книгами: «Символизм» (1910); «Ритм как диалектика» и «Медный всадник» (1929); и др.
Интересны мемуары писателя – «На рубеже двух столетий» (1930); «Начало века. Воспоминания» (1933); и др. В них он дал широкую картину идейной жизни русской интеллигенции начала 20 века.
Отрывок из произведения А. Белого «Москва под ударом»:
«…Лизаша стояла перед зеркалом в люстровом свете такой вертишейкою, вертиголовкою, делая в зеркале глазки себе и юродствуя жестами, детски не детскими; а за спиною ее, из-за складок портьеры, выглядывала густобровая, густоволосая голова: Эдуард Эдуардович, в позе, с осклабленным ртом, как-то свински глядел на нее; эти взгляды ложились слишком уж пристально; липли к коленям, к груди; и, казалось, хватались за руки, за ноги, за груди, стремясь обездушить…»
БЛОК
Александр Александрович Блок (1880-1921). Его отец – профессор права Варшавского университета. Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. Молодой Блок испытал влияние романтической поэзии В. Жуковского, лирики А. Фета, Я. Полонского, романсов А. Апухтина. Он также увлекался поэзией Вл. Соловьева, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души». Первые стихи Блока были опубликованы в журнале символистов в 1903 году. В 1904 году вышла его книга «Стихи о Прекрасной Даме», в которой он выступил как символист. В стихах 1903-04 гг. Блок обращается к урбанистической теме (влияние В. Брюсова).  Его город – «черный город», «пузатый паук». В 1906 г. в своей пьесе «Балаганчик» поэт подверг осмеянию декадентскую мистику.
В его стихах лирическая стихия певучести находит наивысшее воплощение в цикле «Снежная Маска» (1907). Поэтическая слава Блока упрочилась после выхода трехтомного собрания стихотворений в 1912 г. Лирика зрелого Блока овеяна дыханием исторических бурь и житейских тревог. В дальнейшем творчестве поэта сохраняется стремление освободиться от эстетических иллюзий, описательности, изображать жизнь как она есть («Итальянские стихи», 1909).
Блок вошел в историю русской литературы как крупнейший лирик.
Стихотворение А. Блока:
Я был смущенный и веселый.
Меня дразнил твой темный шелк.
 Когда твой занавес тяжелый
Раздвинулся - театр умолк.
Живым огнем разъединило
Нас рампы светлое кольцо,
И музыка преобразила
И обожгла твое лицо.
И вот - опять сияют свечи,
 Душа одна, душа слепа...
Твои блистательные плечи,
Тобою пьяная толпа...
Звезда, ушедшая от мира,
Ты над равниной - вдалеке...
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке...
 Декабрь 1906 Александр Блок.
Избранное. Москва, "Детская Литература", 1969.
ЕСЕНИН
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – великий русский поэт. Родился в крестьянской семье. В 1909 году окончил земельное училище и поступил в учительскую школу. После окончания этого учебного заведения (1912) Есенин едет в Москву, где работает в типографии и занимается в Суриковском литературно-музыкальном кружке, учится в Народном университете. Первые стихи Есенина были напечатаны в 1914 году в московских журналах. В 1915 году поэт переезжает в Петроград, где знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н. Клюевым. Первый сборник стихов Есенина появился в 1916 году («Радуница»). Он был принят в великосветских салонах, где познакомился с Д. Мережковским и З. Гиппиус. Немного позже Есенин сблизился с литераторами из группы «Скифы» (А. Белый).
В 1922-23 гг. предпринял длительное заграничное путешествие с  Айседорой Дункан Е. (Германия, Франция, Бельгия, Италия, США).
В его стихах раннего периода, читатель чувствует любовь к русской природе. Поэту жаль непонятное будущее его родного крестьянства. Стихи этих лет – тоскливая элегия о том, что уже отжило (сборник «Голубень»). В позднейших стихах будущее представляется ему как бездушное царство машинной техники. В последние годы усилились богемные настроения поэта – цикл «Москва кабацкая» (1924). У Есенина критики видят непостоянное отношение к действительности: («Москва кабацкая», 1924; «Стихи», 1924). В поэме «Анна Снегина» (1925) поэт дал широкую картину жизни на селе. Особое место в творчестве поэта занимают «Персидские мотивы» (1925) – цикл стихов о большой любви, о душевном просветлении.
В предсмертных стихах – в поэме «Черный человек» (1925) критики видят противоречивость и двойственность  поэтического дара Есенина.
Есенин занимался и прозой – повесть «Яр» (1916); рассказ «Бобыль и Дружок» (1917); очерк «Железный Миргород» (1923); «Ключи Марии» (1918).
Есенин всегда останется для читателей тонким лириком, который умеет чутко передавать состояние души, поэзию чувства и природы.
Стихотворение С. Есенина "О верю, верю, счастье есть!..":
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
 Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Люблю я ропот буйных вод
 И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
 Люблю я ропот буйных вод.
АХМАТОВА
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко). Родилась в семье моряка. Постоянно жила в Петербурге. Поэтический дебют связан с акмеизмом. В 1912 году вышла ее первая книга «Вечер», которая была проникнута мотивами одиночества («Сероглазый король», «Песня последней встречи»). Замкнутый круг утонченных эстетических и любовных переживаний был представлен поэтессой в сборниках – «Четки»(1914), «Белая стая»(1917). Для поэзии Ахматовой этого времени характерно – эмоциональный лаконизм, ясность образов, интимно-разговорная интонация. Народно-песенные мотивы и традиции русской классической лирики читатель видит в произведениях – «Песенка», «Песня о песне». В поэзии Ахматовой в годы первой мировой войны проявились черты торжественного усложненного стиля («Ты – отступник: за остров зеленый…») Разлад поэтессы с революционными событиями отражены в книгах: «У самого моря», «Подорожник» (1921). После революции у поэтессы противоречиво складывались новые черты в творчестве – цикл «Ива» (1940).
В стихах Ахматовой, созданных в годы Отечественной войны (сборник «Избранное» (1943)), отразились переживания военного времени, зазвучала патриотическая тема («Клятва», «Мужество»). Стихи в защиту мира зазвучали у нее в послевоенном творчестве («Песня мира» (1950)).
Ахматова – большой мастер стихотворной формы – классически  прозрачной и законченной по содержанию.
Стихи А. Ахматовой:
"Был он ревнивым, тревожным и нежным..."
Был он ревнивым, тревожным и нежным,
Как божье солнце, меня любил,
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил.
Промолвил, войдя на закате в светлицу:
 «Люби меня, смейся, пиши стихи!»
И я закопала веселую птицу
За круглым колодцем у старой ольхи.
 Ему обещала, что плакать не буду,
Но каменным сделалось сердце мое,
И кажется мне, что всегда и повсюду
Услышу я сладостный голос ее.
ЦВЕТАЕВА
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941). Дочь профессора И.В. Цветаева. Она писала стихи с детства. Ее первый сборник «Вечерний альбом» был представлен читателям в 1910 году, а через два года вышел и второй сборник «Волшебный фонарь». В 1913 году она выпустила третий сборник «Из двух книг». В сборнике «Версты» (1916) литературные критики видят формирование главных тем творчества Цветаевой – Любовь, Россия, поэзия.
Революцию 1917 года поэтесса не приняла. В своем творчестве она прославляла белогвардейское движение, придавая ему черты святости. Одновременно Цветаева издает цикл романтических пьес – «Метель», «Фортуна», «Приключение» и др. Она обращалась и к прозе; создала особый жанр, сочетающий философские размышления, штрихи к литературным портретам и собственные воспоминания. Цветаевой принадлежат трактаты об искусстве и поэзии – «Поэт о критике» (1926), «Поэт и время», «Искусство при свете совести».
В 1922 году Цветаева уезжает за границу к мужу. Жила сначала в Чехии, затем, с семьей переехала в Париж (1925). В 20-х годах поэтесса много печаталась: книги «Стихи к Блоку», «Разлука» (1922); «Психея. Романтика» (1923); поэма-сказка «Молодец» (1924); «Поэма Горы» (1926), «Поэма Конца» (1926), лирическая сатира «Крысолов» (1925); трагедии на античные сюжеты – «Ариадна» (1924), «Федра» (1927). В 20-е года в поэзию Цветаевой врываются фольклорные ритмы. После этого времени в ее творчестве видна некоторая торжественность. К середине 20-х годов относятся наиболее усложненные стихи («Попытка Комнаты», «Поэма Воздуха»). В поздний период (30-е гг.) поэтесса вернулась к простым и стройным формам («Стихи к Чехии»).
Последний прижизненный сборник стихов – «После России. 1922-25», вышел в Париже в 1928 г.
Летом 1939 года Цветаева возвратилась в Россию, где она занималась поэтическими переводами. Из-за своей неустроенности, семейной трагедии  и разочарования жизнью, она покончила с собой, находясь в эвакуации.
Мир тем и образов творчества поэтессы весьма обширен – это история, современная жизнь, предметы быта, возвышенная любовь и проза жизни. Поэзия Цветаевой строится на контрастах, совмещает лексические и стилистические ряды: просторечие с высоким стилем, бытовые моменты с библейской темой. Поэтесса выделяет отдельные слова, ломает строки и фразы, добивается особой экспрессивности обилием вопросов и восклицаний.
Стихи М. Цветаевой:
x x x
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
 Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
 Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Май 1913
ШОЛОХОВ
Шолохов Михаил Александрович (1905-1984). Учился в церковноприходской школе и гимназии. Участник Гражданской войны. В 1922 году приезжает в Москву. Шолохов принимает участие в работе литературной группы «Молодая гвардия». Его первые публикации – в газете «Юношеская правда» (фельетоны). Немного позже он печатает свои рассказы в журналах и газетах. В 1926 году вышли его сборник рассказов – «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Гражданская война на Дону была им изображена в рассказах - «Нахаленок» (1925),  «Смертный



» (1926). Шолохов сумел раскрыть события того времени, проникновенно воспроизвести  душевное движение героев.
В 1924 году Шолохов возвращается на Дон, живет в станице Вешенской. Здесь он начинает писать «Тихий Дон» (книги 1-4, 1928-1940), авторство сейчас оспаривается, есть мнения исследователей, что сюжет романа был украден Шолоховым у погибшего офицера.
Во время Великой Отечественной войны Шолохов - военный корреспондент «Правды». Им были написаны очерки – «На Дону», «На Юге», «Казаки» и др. Рассказ «Судьба Человека» (1957) показывает трагическую историю жизни солдата и всего народа в годы тяжелой войны. В этом произведении показана и вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.
Отрывок из романа Шолохова «Тихий дон»:
«…В мелеховском курене первый оторвался  ото  сна  Пантелей  Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками  рубахи,  вышел  на  крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром.  Выпустил  на  проулок  скотину. Дарья в исподнице пробежала доить  коров.  На  икры  белых  босых  ее  ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след. Пантелей Прокофьевич поглядел, как прямится примятая  Дарьиными  ногами трава, пошел в горницу. На  подоконнике   распахнутого   окна   мертвенно   розовели   лепестки отцветавшей в палисаднике вишни.  Григорий  спал  ничком,  кинув  наотмашь руку…»
 
 
 
 

БУЛГАКОВ
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940). Его отец был профессором. Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета. Служил земским врачом до 1919 года. Начало литературной деятельности относится к 1920 году – сотрудник сменовеховской газеты «Накануне» в Берлине. В 1925 г. вышли его сборники с рассказами («Дьяволиада», «Роковые яйца»), где было показано сатирическое отношение к новой власти.
Выдающимся созданием Булгакова стала повесть «Собачье сердце» (1925). Это произведение было опубликовано только в 1987 году, потому что с сатирической точки зрения показывало чудовищность революции, ее разлагающее воздействие на умы людей, бесчеловечность и жестокость событий того времени.
В 1926 году по мотивам романа «Белая гвардия» писатель создал пьесу «Дни Турбиных», в которой раскрыта психология участников белого движения. Следующая пьеса «Бег» (1928) также рисует жизнь белоэмигрантской среды – лучших людей России вынужденных покинуть свою Родину, оставив ее на растерзание ворам и бандитам-революционерам. Нравы периода нэпа сатирически изображены в пьесе «Зойкина квартира». Изображение трагического конфликта между передовыми художниками и деспотическим обществом показаны писателем в биографической повести «Мольер» и в пьесе о Пушкине «Последние дни».
Лучшим произведением Булгакова критики считают роман «Мастер и Маргарита», над которым писатель работал до своих последних дней. Это произведение вобрало в себя самые разнообразные мотивы творений мировой литературы всех эпох, начиная с Евангелия. Роман опирается на «Фауста» Гете, на оперу Гуно «Фауст», на сказки Гофмана, лирику Пушкина, сатиру Гоголя и др. Произведение Булгакова написано по определенным планам: первый – исторический подход (герои – Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат); второй – показ автором настоящего времени (герои – Мастер, Маргарита и литераторы); третий – фантастический (приключения Маргариты). Общей тематикой для всех трех планов являются – тирания, несправедливый суд, доносы, казни и вражда – все те «блага» которые принесла России революция. В книге явственно видна определенная борьба добра и зла. Жанр произведения включает в себя сатиру, комическую эпопею с элементами фантастики и историческое повествование. Стиль романа характеризуется соединением драматизма, лирики, гротеска и фарса.
Отрывок из романа М. Булгакова «Собачье сердце»:
«…Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту. Тем не менее, ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово "колбаса".
Шарик начал учиться по цветам. Лишь только исполнилось ему четыре месяца, по всей Москве развесили зелено-голубые вывески с надписью "М.С.П.О. Мясная торговля". Повторяем, все это ни к чему, потому что и так мясо слышно. И путаница раз произошла: равняясь по голубоватому едкому цвету, Шарик, обоняние которого зашиб бензинным дымом мотор, вкатил вместо мясной в магазин электрических принадлежностей братьев Голубизнер на Мясницкой улице. Там, у братьев, пес отведал изолированной проволоки, а она будет почище извозчичьего кнута. Этот знаменитый момент и следует считать началом шариковского образования. Уже на тротуаре, тут же, Шарик начал соображать, что "голубой" не всегда означает "мясной" и, зажимая от жгучей боли хвост между задними лапами и воя, припомнил, что на всех мясных первой слева стоит золотая или рыжая раскоряка, похожая на санки, - "М"…»
РАСПУТИН
Валентин Григорьевич Распутин (1937- 2015). Родился в селе Усть-Уда Иркутской области. Окончил историко-филологический факультет  Иркутского университета. Первые литературные труды относятся к началу 60-х годов: книги очерков и рассказов «Край возле самого неба», «Костровые новых городов», рассказы «Я забыл спросить у Лешки», «Человек с этого света», «Продается медвежья шкура», «Василий и Василиса» и др. Писатель начал свой творческий путь с показа таежной романтики, с поэтизации сильных характеров и их единстве с силами природы. Позже он заострил внимание читателей к внутреннему душевному миру человека. В повести «Деньги для Марии» (1967) писатель сталкивает бескорыстие и душевную черствость, самоотверженность и эгоизм. В этой повести утверждается победа светлого жизненного начала. Все содержание этого произведения строится на экстремальных ситуациях – героям отводится пять дней, в течении которых они обязаны вернуть государству пропавшие деньги. Что бы спасти жену Марию от тюрьмы ее муж вынужден бродить по селу и просить о помощи соседей. Все жители села хорошо знали честность Марии. И вот об их отношениях к этому событию и ведет речь писатель. Распутин избегает бодрого оптимизма, оставляя его у дверей последнего дома, где хозяева могут дать деньги, а могут и не открыть дверь. Повесть кончается надеждой на лучший исход. Поэтому читатели вправе говорить о гуманизме этого произведения.
В 1970 г. Распутин предложил читателям повесть «Последний срок». Действие произведения происходит в глухой сибирской деревне. Умирает старуха Анна. Писатель подробно рассказывает ни о последних часах, а о самой жизни умирающей женщины. Внимательный читатель может сразу вспомнить рассказ Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Распутин по-своему распорядился последними мгновениями женщины – старуха начинает жить необычайно интенсивно, радуясь и волнуясь, поражая приехавших детей своим возрождением. К утру она умерла. Произведение говорит о жизни и ее смысле, о готовности мужественно подвести итоги в свой последний срок.
Об осмыслении сложных проблем современности повествует произведение «Живи и помни» (1974), которое относится к жанру философской повести. Писатель размышляет о выпадении личности из привычных для нее условий жизни, о ее судьбе в годы тягостных испытаний.
«Прощание с Матерой» (1976)  - это повесть о сибирской деревне. Эта деревня находится на острове, который должен быть затоплен после завершения строительства плотины. Распутин глубоко скорбит вместе с героями повести о случившемся. Его герои тесно привязаны к своему благодатному краю. Автор делает попытку в произведении протестовать против бесхозяйственности и преступного отношения к богатству страны и ее людям.
Очерковая повесть «Пожар» (1985) рассказывает о правдоискателе, который ощущает возможность близкой гибели от исчерпанности своих сил. Выводы героя о своей жизни мрачные в своей бесперспективности, напоминают ощущение апокалипсиса.
Творчество Распутина соединяет воображение, тонкий психологизм и красочный народный язык.
Отрывок из повести Распутина «Деньги для Марии»:
«…Кузьма подходит к горячей печке и вытягивает над ней руки. Отсюда в окно видно будет, когда шофер выйдет из столовой, и Кузьма успеет добежать. Ветер хлопает ставнем, продавщица и женщины оборачиваются и смотрят на Кузьму. Ему хочется подойти к продавщице и сказать ей, что у них в деревне магазин точно такой же и что его Мария полтора года тоже стояла за прилавком. Но он не двигается. Ветер снова хлопает ставнем, и женщины опять оборачиваются и смотрят на Кузьму…»
Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) – писатель, который искал ответ на вопрос: «Что с нами произошло? И что нас ожидает?..»
СОЛЖЕНИЦЫН
Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске. Его отец – офицер, участник первой мировой войны. В 1924 году он с матерью переехал в Ростов-на-Дону. Там он окончил среднюю школу и физико-математический факультет Ростовского университета. Одновременно Солженицын заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории. В 1941г. он был призван в Армию (окончил артиллерийское училище в Костроме). Участник многих боев от Орла до Восточной Пруссии, Награжден двумя орденами и медалями. В феврале был арестован за критику Сталина и осужден на 8 лет заключения. Солженицын на своем личном опыте испытал «все прелести лагерной жизни». В тюрьме (Казахстан) им была написана поэма «Дороженька», от которой отделились «Прусские ночи» и пьеса «Пир победителей».
После отбытия восьмилетнего заключения его отправили на поселение в аул на юг Казахстана, где писатель еще прожил три года. Там им была написана пьеса «Республика труда» (1954). В 1955 году он попадает в Ташкентскую онкологическую больницу с диагнозом – развивающийся рак! («Раковый корпус»).
В 1956 году Солженицын был реабилитирован и переезжает в Россию (Владимирская область). Об этом он поведает в рассказе «Матренин двор». Солженицын с трудом устроился работать учителем физики на станции Торфопродукт недалеко от Рязани, а вскоре он поселился и в самом областном центре, где приступил к работе над романом «В круге первом». Там же была написана повесть «Один день Ивана Денисовича». Во время «оттепели» вначале 60-х гг. ему удается опубликовать ряд своих произведений и рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела» и др.
В 1964 году был отстранен от власти Н.С. Хрущев, резко изменился политический курс страны. Солженицын со своими открытыми взгляда и стал не угоден новым правителям. Его произведения перестали печатать в советских журналах и ему пришлось свои работы размещать в зарубежных изданиях («В круге первом», «Раковый корпус»). В 1969 году его исключили из Союза писателей, лишили постоянной жилищной прописки в Рязани. Началась настоящая травля писателя за правду в его произведениях.
В1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия – «За ту этическую силу, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы». В 1975-76 гг. Солженицын публикует в Париже роман «Архипелаг ГУЛАГ». Книга представляет собой «опыт художественного исследования» организованного насилия над людьми. Произведение строится на основе документов, воспоминаний бывших заключенных (227 свидетелей). Солженицын был вынужден эмигрировать (проживал в ФРГ, Швейцарии). Там он работал над эпопеей «Красное колесо». С 1976 г. по 1994 г. Писатель жил в США.
В 90-х годах в России произошли демократические преобразования. Книги Солженицына вновь стали доступны русскому народу. В мае 1994 года писатель возвратился на родину.
 Писатель связал свою литературу с «бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей…» (академик А. Д. Сахаров).
«Один день Ивана Денисовича» - писатель показывает лишь один день жизни своего героя – от раннего подъема до отбоя. Повесть была напечатана в 1962 г. Солженицын раскрыл трагическую картину жизни людей в условиях тоталитарного режима и одновременно сильный народный характер.
«Матренин двор» опубликован в 1963г. Рассказ первоначально назывался «Не стоит село без праведника». Писатель показал «светлую душу» в «темном мире зла». Даже за ее смертью Солженицын показывает явные приметы времени – трагическое положение крестьянства в послевоенные годы.
«В круге первом» - роман был опубликован в 1991 г. Недалеко от Москвы была властями организована спецтюрьма, которую прозвали «Марфинская шарашка). Здесь за колючей проволокой ныне создан НИИ, куда собрали из многочисленных лагерей инженеров, конструкторов, переводчиков и многих ученых. Сюжет романа довольно запутан и напоминает по своему характеру детектив. Один из героев книги говорит: «Шарашка – высший, лучший, первый круг ада». В этом круге, как и у Данте, устроена своеобразная ниша для мудрецов-ученых, награждающая их белым хлебом с маслом. Солженицын в этом произведении сделал для себя страшный вывод – отрицая существование человечества. Внутри у писателя теплились надежды на изменение жизни в Отечестве, но…это призрачная картина в его творчестве.
Отрывок из романа А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»:
«…У меня был, наверно, самый легкий вид ареста, какой только можно себе представить. Он не вырвал меня из объятий близких, не оторвал от дорогой нам домашней жизни. Дряблым европейским февралем он выхватил меня из нашей узкой стрелки к Балтийскому морю, где окружили не то мы немцев, не то они нас - и лишил только привычного дивизиона да картины трех последних месяцев войны. Комбриг вызвал меня на КП, спросил зачем-то мой пистолет, я отдал, не подозревая никакого лукавства, - и вдруг из напряженной неподвижной в углу офицерской свиты выбежало двое контр-разведчиков, в несколько прыжков пересекло комнату и четырьмя руками одновременно хватаясь за звездочку на шапке, за погоны, за ремень, за полевую сумку, драматически закричали: - Вы - арестованы!..»
 
«Один день Ивана Денисовича» лист 1
 
«Один день Ивана Денисовича» лист 2
 
«Один день Ивана Денисовича» лист 3
 
«Один день Ивана Денисовича» лист 4


Рецензии