Зубов. Axios!

25 июня нынешнего года Сергей Зубов включён в Зал Славы НХЛ. Я и не сомневался. Вопрос времени. Но чертовски приятно, конечно. А официальная церемония состоится в Торонто в ночь на 19 ноября по Москве.

Зубов – девятый россиянин, удостоенный подобной чести в Северной Америке. Помимо него, члены NHL Hall of Fame – Валерий Харламов, Владислав Третьяк, Александр Якушев, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Сергей Макаров, Сергей Фёдоров, Павел Буре. При этом Сергей Зубов – лишь второй защитник по амплуа (вслед за Фетисовым).*   


***


«Зуби», как именовали его североамериканцы, не являлся вундеркиндом от хоккея, не производил фурор в юные годы. В 18-летнем возрасте начал играть за ЦСКА, но Виктор Тихонов вспоминал, что мастеровитые ветераны над юнцом посмеивались: «деревянный» и не скоростной. Как шутили в своё время над Валерием Карпиным в футбольном Спартаке: Буратино, бегает по прямой от сих и до сих, словно в настольном хоккее.

Но уже в 1990-м выбора не было. Лучшие из лучших, а затем и просто хорошие игроки массово мигрировали в НХЛ. И Сергей поехал с ОКР (Объединённая Команда России – помните такую аббревиатуру?) на Олимпиаду в Альбервилле-92.

Там этот «пионеротряд» Тихонова выиграл золото, а следующее, напомню, случилось только в 2018-м году. И за ту команду я болел отчаянно. Она никого не боялась, играя с бесстрашием мальчишек. Но из будущих звёзд угадывались только двое – Ковалёв и Жамнов. Не Зубов, совершенно точно. Я по тем Играм помню его весьма смутно.

Да и в НХЛ Нью-Йорк Рейнджерс выбрал его лишь в пятом раунде драфта под 85-м номером. Несмотря на уже рухнувший «железный занавес». На первые три месяца сезона 1992 года отправил на стажировку в фарм-клуб. Но уже к концу регулярного чемпионата НХЛ Сергея признали лучшим новичком Рейнджерс, а два года спустя он выиграл Кубок Стэнли.

После короткого романа с Питтсбургом** (сезон 95/96) Сергей отправился в Даллас и провёл в Техасе почти 13 сезонов, дорастя до ассистента капитана и выиграв первый в истории «Звёзд» Кубок Стэнли-2000. И не взяв Норрис Трофи (приз лучшему защитнику НХЛ) только по недоразумению.

С сезона 2020/21 игровой номер Сергея Зубова (56) будет выведен из обращения в Далласе в знак признания заслуг легенды клуба и одного из лучших защитников за всю историю НХЛ.

Простите за мой немного «википедийный» стиль. Но «не для протокола» о Сергее и его игровом интеллекте изумительно сказал его многолетний партнёр по обороне американец Крэйг Людвиг:

«Зуби, во время речи перед вступлением в Зал хоккейной славы тебе стоит взять паузу на перекур. Серьёзно, как круто будет, если ты остановишься после двух минут разговора, возьмёшь сигарету и затянешь её перед собравшимися. Это будет момент на все времена. Тяжело не вспоминать, что ты дымил, как чёртова печка. Я помню, как после матчей ты поскорее скидывал с себя форму и бежал курить в душевую. Ты всегда говорил, что этого не было, но мы же видели дым, ощущали его запах и находили пепел. Тебе стоило бы играть в 60-х, когда игроки курили по три пачки в день. И, если бы мы тогда были партнёрами по команде, я лично покупал бы тебе пачку, так как ты многое для меня сделал.

Меня восхищало, как ты замедлял темп игры под себя. Твои ноги будто бы не двигались, но в определённый момент ты набирал нужную скорость и делал всё как нужно. Уверен, если бы Ги Лафлёра или Стива Шатта спросили, с кем бы они хотели играть – Робинсоном, Челиосом или тобой, они бы сказали: «Все хороши, но дайте-ка нам того паренька Зубова, ведь всё, что он делает, – это находит партнёров в метре от чужих ворот». Ты можешь представить, какой была бы твоя продвинутая статистика – все эти подсчёты входов в зону, созданных моментов и так далее, если бы её вели тогда? Она была бы нереальной.

В плей-офф наступало время, когда все мы ели судафед, как тик-так. Но Зуби это не нужно было. Он был машиной без таблеток. Я начинал матч, и первые несколько смен носился как безумный и даже не мог вспомнить свое имя. Ты подъезжал ко мне и говорил: «Успокойся, просто успокойся. Ты что творишь?».

И знаешь, почему мы были такими идеальными напарниками? Я не должен был переживать из-за того, что ты вернёшь мне шайбу. Ты скорее бросил бы её в сторону нашего вратаря Бельфора, чем отдал бы мне. И это было идеально. От моей клюшки шайба покидала зону и вылетала через заградительное стекло. От твоей клюшки она летела точно к нашим нападающим. Ты заслужил место в Зале хоккейной славы, и заслужил давно. Я рад, что тебе не придётся больше ждать!».

AXIOS. ДОСТОИН.


***


Примечания:


*Ясно, что Александр Овечкин в Зале Славы НХЛ – тоже вопрос времени. Но пока его игровая карьера продолжается.


**Только недавно Сергей рассказал об одной из причин расставания с Питтсбургом после всего одного сезона:

– У меня получился скомканный год в Питтсбурге, где были и пара травм, и смена номера. И с Марио Лемье мы немножко не поладили, скажем так...

– Кто-то связывал это с действиями бригады большинства.

– Нет. Большинство у нас в тот момент было лучшим в Лиге, там проблем не было. Просто в какой-то момент встретились два эго – его и мое.

На скамейке сказали друг другу пару слов – и, наверное, ему это не понравилось. Великий человек, великий игрок – вероятно, он имел право говорить, а я тогда – нет. Но так произошло, – сказал Зубов.


PS: И произошло к лучшему. В Техасе (1996-2009) Зубов раскрыл все грани своего таланта. И я не удивлён, что Даллас выведет его игровой номер из обращения. Честь, которой удостаиваются единицы за всю историю НХЛ.


Рецензии