Артур Пинк. Дух Животворящий
Артур Пинк (1932)
https://www.pristinegrace.org/media.php?id=834
Здесь мы ограничимся начальным действием Духа в избранных Божиих. Разные авторы использовали термин «возрождение» с разной широтой: некоторые ограничивали его одним действием, другие включали весь процесс, благодаря которому человек становится сознательным чадом Божьим. Это мешает точной мысли и вносит значительную путаницу в смешение вещей, которые, хотя и тесно связаны между собой, совершенно различны. В результате свободного употребления терминов возникла не только путаница мыслей, но и серьезные разногласия между исповедующими святыми. Мы полагаем, что многого, если не всего этого можно было бы избежать, если бы богословы более четко и ясно различали принцип благодати (духовной жизни), который Дух вначале передает душе, и последующие побуждения этого принципа к осуществлению.
В ранние годы мы сами не воспринимали различие, на которое указывают Иоан.6.63 и 1 Пет.1.23. Первое относится к первоначальному действию Духа в «оживлении» духовно мертвой души, последнее имеет в виду последующее «рождение» ее. Хотя вполне ясно, что происхождение «нового существа» окутано непостижимой тайной, однако мы можем быть уверены, что жизнь предшествует рождению. Существует строгая аналогия между естественным рождением и духовным, и это несомненно так, потому что Бог является Автором их обоих, и Он установил, что первое должно предшествовать второму. Рождение не является ни причиной, ни началом самой жизни: скорее, это проявление уже существующей жизни: произошло Божественное «оживление», прежде чем ребенок мог выйти из чрева. Точно так же Святой Дух «оживляет» душу или передает ей духовную жизнь, прежде чем ее «возродить» (как правильно сказано в Иак.1.18) и «родить свыше» Словом Божьим" (1 Пет.1.23).
Эти и параллельные отрывки относятся не к первоначальному сообщению духовной жизни душе, а скорее к тому, что мы становимся способны действовать исходя из этой жизни и побуждаемы любить и повиноваться Богу посредством Слова истины, что предполагает принцип благодати, уже заложенный в сердце. В Своей работе просветления, убеждения, обращения и освящения Дух использует Слово как средство для этого, но в Своей первоначальной работе «оживления» Он не использует никаких средств, воздействуя сразу или непосредственно на душу. Сначала происходит «новое творение» (2 Кор. 5.17; Еф.2.10), а затем эта «новая тварь» вовлекается в упражнение. Вера и все другие дары благодати осуществляются в нас Духом через инструментальные средства Слова, но не в соответствии с принципом жизни и благодати, из которого исходят эти дары.
В Своей работе «оживления», под которой мы подразумеваем передачу духовной жизни душе, Дух действует непосредственно изнутри, а не применяя что-то извне. Оживление - это прямое действие Духа без использования какого-либо инструмента: Слово впоследствии используется Им, чтобы призвать к осуществлению жизни, а затем сообщать ее далее. Возрождение - это прямое действие Святого Духа на человеческий дух. Это действие Духа на дух, Божественной Личности на человеческую личность, посредством которого передается духовная жизнь. Поэтому нет ничего от природы средств или инструментов. что может встать между Святым Духом и душой, которая становится живой. Бог не использовал никакой инструмент или средство, когда Он вселил физическую жизнь в тело Адама. Было только два фактора: прах земной и творческая сила Бога, Который оживил этот прах. Божественное всемогущество и мертвая материя были приведены в непосредственное соприкосновение, и ничто в него не вмешивалось. Прах не был средством или инструментом, с помощью которого Бог породил жизнь. Таким образом, в возрождении есть только два фактора: человеческая душа, лишенная духовной жизни, и Святой Дух, Который оживляет ее.
"Слово и истина Божья, самое важное из всех средств благодати, не является средством возрождения, в отличие от убеждения, обращения и освящения. Это очевидно, когда мы помним, что назначение средства или инструмента - возбуждать или стимулировать уже существующий принцип жизни. Физическая пища является средством физического роста, но она предполагает физическую жизнеспособность; если тело мертво, хлеб не может быть средством или инструментом. Интеллектуальная истина является средством интеллектуального роста, но это предполагает интеллектуальную жизнеспособность. Если человек слабоумен, знание не может быть средством или инструментом. Духовная истина - это средство духовного роста, если существует духовная жизненность. Но если ум мертв для праведности, духовная истина не может быть средством или инструментом. Непросвещенное понимание не способно постичь, а невозрожденная воля не способна поверить. В этих двух основных факторах не хватает жизненной силы. То, что необходимо в этот момент, - это сама жизнь и сила. Следовательно, Сам Автор духовной жизни должен действовать. непосредственно, без использования средств или инструментов, и явно дать духовную жизнь и силу мертвым: то есть сотворить ex nihilo. Новая жизнь не передается, потому что человек воспринимает истину, но он воспринимает истину, потому что передается новая жизнь. Человек не возрожден, потому что ложь сначала поверила во Христа, но он верит во Христа, потому что он возрожден» ( У.Г.Шедд. Presbyterian, 1889).
Под видом почитания письменного слова многие (без сомнения, невольно) бесчестили Святого Духа. Идея, которая, кажется, преобладает в «ортодоксальных» кругах сегодня, состоит в том, что все, что необходимо для спасения душ, - это выдавать Слово в его чистоте, а Бог обещает благословить это. Как часто мы слышали, как он говорил: «Слово будет делать свою собственную работу». Многие полагают, что Писания сами по себе достаточны для того, чтобы передавать свет тем, кто во тьме, и жизнь тем, кто мертв во грехах. Но истина которую мы имеем о жизни Христа, должна сразу же исправить такую точку зрения: кто проповедовал Слово так же верно, как Он, но как мало кто был спасен во время Его трех с половиной лет служения!
Притча о сеятеле разоблачает ошибочность теории, которая сейчас так широко распространена. Посеянное «семя» - это Слово. Оно было разбросан по разным видам почвы, но несмотря на чистоту и жизненную силу семян, там где почва была неблагоприятной, никакого роста не происходило. Пока почва не была очищена, семя не принесло роста. Это семя можно поливать обильными ливнями и согревать теплом солнца, но если почва была плохой, урожая не могло быть. Земля должна быть изменена, прежде чем она станет плодородной. Семя само по себе ничего не меняет, что бы ни подумал фермер, сказав: семя изменит почву! Не заблуждайтесь в этом вопросе: Святой Дух должен сначала оживить мертвую душу к новой жизни, прежде чем Слово получит какой-либо вход.
Сказать, что жизнь сообщается душе путем применения Слова Духом, а затем подтвердить, что это принцип жизни, который придает эффективность Слову, - значит попросту рассуждать по кругу. Слово не может принести духовную пользу какой-либо душе, пока оно не «смешается с верой» (Евр.4.2), и вера не может возникнуть, если она не исходит из принципа жизни и благодати, и поэтому этот принцип жизни не создается ею. "Мы точно так же могли бы представить, что изображение, данное слепому человеку может дать ему возможность видеть, как мы можем предположить, что представление Слова объективным образом является инструментом, посредством которого Бог создает внутренний принцип, через который мы можем принять его» (Rigdley T. A Body of Divinity. V.3. Philadelphia,1815. P.46). Так что мы не вводим здесь какую-то новую доктрину.
Тем не менее, несмотря на то, что было указано выше, многие все еще склонны настаивать на оживляющей силе, которая заложена в самом Слове, напоминая нам, что его голос принадлежит голосу Всемогущего. Мы это свободно и полностью признаем, но не сопротивляются ли все невозрожденные и не отказываются ли прислушиваться к этому Голосу? Как тогда убрать это противостояние? Вот иллюстрация: предположим, что окно моей комнаты затемнено стеной перед ним. Лучи солнца падают на него, но стена все еще остается. Если бы она была изо льда, она бы растаяла, но природа железа или камня - что они затвердевают и не могут размягчаться под воздействием обычного тепла. Может ли солнце осветить такую комнату? Только если удалить стену, приложить усилия и разрушить ее. Точно так же смертельная вражда грешника должна быть устранена непосредственным воздействием Духа, сообщающего жизнь, прежде чем Слово войдет в него и повлияет на него.
«Свет тела - это глаз. Если же глаз твой будет светлым, то все тело твое будет наполнено светом. Но если глаз твой будет темен, все тело твое будет полно тьмы» (Мф. 7.22-23 KJV). Под «глазом» здесь понимается не только ум, но и расположение сердца (ср. Мк.7.22). Здесь Христос говорит нам, в чем состоит слепота человека, а именно, злая склонность его сердца, и что единственный способ удалить тьму и впустить свет - это изменить сердце, «глаз». Тьма не удалится, если просто осветить его, так же как солнечные лучи не сообщают зрение тому, чья зрительная способность мертва. Глаз должен быть вылечен, сделан «светлым», и тогда он способен воспринимать свет.
"Сказано, что Господь открыл сердце Лидии, что она следила за тем, о чем говорил Павел. Было бы противоречием и крайним абсурдом сказать, что Слово Божье, сказанное Павлом, само по себе было тем, чем ее сердце было открыто, потому что она не знала, что он говорил, пока ее сердце не открылось, чтобы внимать его словам и понимать их. , Сначала ее сердце было открыто для того, чтобы его слова имели какой-либо эффект или давали какой-либо свет ей. И это должно было быть сделано непосредственным воздействием Духа Божьего на ее сердце. Это было возрождение, которое сейчас рассматривается, благодаря которому ее сердце обновилось и сформировалось в истинное различение, как "освещенный" глаз" (Hopkins S. On Regeneration (1792). Works. V.1. Boston,1854. P.372).
Таким образом, душа возрождается к новой жизни благодаря непосредственному и сверхъестественному действию Духа без какого-либо другого средства или посредничества. Это не достигается светом Слова, потому что именно Дух придает жизнь, которая подходит сердцу, чтобы получить свет. Эта начальная работа Духа абсолютно необходима для духовного просвещения. Поскольку именно порочность или порча сердца удерживает ум во тьме, и в этом и состоит невозрожденность, абсурдно говорить о просвещении, передаваемом Словом, для того, чтобы изменить сердце или дать вкус к духовным вещам, ибо точно так же можно было бы говорить о том, чтобы дать человеку возможность вкусить сладость меда, когда он лишен всякого ощущения вкуса.
Нет, люди не «оживлены» Словом, они должны быть оживлены, чтобы получать и понимать Слово. «И Я дам им сердце, чтобы узнать Меня, что Я Господь; и они будут Моим народом, и Я буду их Богом» (Иер.24.7 KJV). Это утверждение было бы совершенно бессмысленным, если бы спасительное знание или опытное знакомство с Богом было получено через Слово до того, как было дано «новое сердце» или духовная жизнь, и это было средством нашего оживления. «Страх Господень - начало познания» (Прит.1.7 KJV); "страх Господень» или Божественная благодать, сообщаемая сердцу (переданная духовная жизнь), закладывает основу для духовного знания и действия.
«Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоан.5.21). "Дух животворит; плоть не приносит пользы" (Иоан.6.63). Все Божественные действия в домостроительстве спасения исходят от Отца, через Сына и совершаются Духом. Оживление - это Его первоначальная работа в избранных. Это тот сверхъестественный акт, которым Он выводит их из могилы духовной смерти на землю воскресения. Этим Он передает принцип благодати и привычки святости, и это общение жизни Бога с душой и акт нового творения (1 Кор.5.17) и Божия мастерства (Еф..2.10). Все эти слова описывают действие всемогущества. Создание жизни совершенно невозможно для твари. Тварь может получить жизнь, может питать жизнь, она может использовать и использовать ее, но не может создать ее.
В этой работе Дух действует как суверенный. "Дух дышит где хочет... так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Иоан.3.8). Это не значит, что Он действует капризно, без причины и мотива, но что Он выше всяких обязательств перед тварным существом и оно совершенно не влияет на то, что Он делает. Дух мог бы справедливо оставить каждого из нас в твердости наших сердец погибнуть навсегда. Оживотворяя одних, а не других, избавляя от смерти немногих от смерти и оставляя массу мертвой в преступлениях и грехах, Дух милостив к тем, "кого Он помилует". Он абсолютно свободен делать то, что пожелает, потому что ни один из падших сыновей Адама не может иметь ни малейшего притязания на Него.
Поэтому оживление духовно мертвых в новую жизнь является актом удивительной благодати; это неизмеримое и ничем не заслуженное снисхождение. Грешник, который является избранным предметом этого Божественного действия и объектом этого бесценного благословения, зарекомендовал себя бесконечно плохо, будучи полностью склонным идти на зло, пока в нем не произойдут эти перемены. Он мятежен и не будет внимать Божьему повелению. Он упрям и отказывается покаяться и принять Евангелие. Как бы ни ужасал его страх погибели, каким бы серьезным ни было его желание избежать страданий и быть счастливым навсегда, независимо от того, сколько молитв он может совершить и что он может сделать, он не имеет ни малейшего желания по-настоящему раскаяться и служить Богу. Его сердце дерзко, полно вражды против Бога, и он ежедневно добавляет беззаконие к беззаконию. Для Духа дать новое сердце такому человеку - это действительно акт удивительной и суверенной благодати.
Это оживление Духом мгновенно: это Божественный акт, а не процесс; это происходит сразу, а не постепенно. Во мгновение душа переходит от смерти к жизни. Душа, которая раньше была мертва для Бога, теперь жива для Него. Душа, которая была полностью под властью греха, теперь освобождена, и хотя сама греховная природа не устранена и не приведена в негодность, но сердце больше не находится в связи с ней. Дух Божий находит сердце полностью испорченным и отчаянно нечестивым, но чудом благодати Он меняет его, и делает это, внедряя в него нетленное семя святости. Между плотским и духовным состоянием нет ничего среднего: одно - это то, кем мы были по природе, другое - то, кем мы становимся по благодати, благодаря мгновенному и непобедимому действию Всемогущего Духа.
Эта начальная работа по оживотворению совершенно не воспринимается нами, поскольку она лежит за пределами сферы и диапазона человеческого сознания. Те, кто мёртв, не обладают восприятием, и хотя работа по приведению их на землю воскресения действительно велика и могущественна, по самой природе ее причастники ничего не могут знать о ней, пока она не будет совершена. Когда Адам был создан, он не осознавал ничего, кроме того положения, в котором он теперь существовал и был свободен действовать: Божественное действие, которое было причиной его существования, было закончено, прежде чем он начал осознавать что-либо. Это первоначальное действие Духа, посредством которого избранные становятся новыми творениями, может быть известно только по его эффектам и последствиям. "Ветер дует там, где хочет, и ты слышишь звук его" (Иоан.3.8). Так и это действие становится известно различными способами для совести и понимания.
В этом деле оживотворения мы полностью пассивны, что подразумевает отсутствие какого-либо сотрудничества между волей грешника и действием Святого Духа. Как мы уже говорили, эта первоначальная работа Духа осуществляется свободной и суверенной благодатью, состоящей из вливания принципа духовной жизни в душу, посредством которого все ее способности сверхъестественно обновляются. В этом случае грешник должен быть полностью пассивным, как глина в руках гончара, ибо до тех пор, пока на него не подействует Божественная благодать, он будет совершенно неспособен к любым духовным действиям, будучи мертвым в преступлениях и грехах. Лазарь не помогал себе в своем воскресении: он не знал, что Спаситель пришел к его гробнице, чтобы избавить его от смерти. Так обстоит дело с каждым из избранных Божьих, когда Дух начинает иметь с ними дело. Сначала они должны быть оживлены к новой жизни, прежде чем они смогут иметь хоть малейшее желание или движение воли к духовным вещам; следовательно, для них внести даже наименьшую йоту в их оживление совершенно невозможно.
Жизнь, которую Дух дает, когда Он оживляет, одинакова во всех, кого Он любит. "Как семя фактически содержит в себе все, что впоследствии исходит от него, лезвие, стебель, колос и колос в ухе, так первый принцип благодати, вживленный в сердце, содержит в себе всю благодать, которая впоследствии появляется во всех плодах» (Gill J. The Body of Doctrinal and Practical Divinity. V.2. L.,1839. P.111). Каждый оживленный человек испытывает такое же радикальное изменение, благодаря которому образ Божий отпечатывается на душе: «то, что рождено от Духа, есть дух» (Иоан.3.6 KJV), и ничто и никогда больше. Каждый оживленный человек становится новым творением во Христе и обладает всеми составными частями «нового человека». Позже некоторые могут быть более живыми и энергичными при рождении, поскольку Бог дает более сильную веру одному, чем другому; и все же нет никакой разницы в их рождении: все они участвуют в одной жизни.
В то время как в нашем восприятии и понимании работы Духа есть большое разнообразие, нет никакой разницы в самой первоначальной работе. В то время как есть большая разница в доведении этой работы до совершенства в росте «нового творения» - некоторые достигают быстрого прогресса, другие процветают медленно и приносят мало плода - все же само новое творение одинаково во всех. Каждый из них входит в Царство Божие, становится живым членом мистического тела Христа, получает место в живой семье Бога. Позже, один может казаться более красивым, чем другой, если на нем более явно запечатлен образ его небесного Отца, хотя и не более правдиво. Есть степени в освящении, но нет в жизни. В этом мире никогда не было ничего, кроме духовного оживления, что по своей сущности было бы совершенно одинаковым во всех.
В заключение отметим, что оживление Духа - это только начало Божьей благодати в душе. Это не полностью обновляет сердце сразу: нет, действительно, внутренний человек должен «обновляться день ото дня» (2 Кор.4.16). Но с этого небольшого начала работа продолжается - Бог взращивает ее «каждое мгновение» (Ис.27.3) и продолжает совершенствоваться, то есть, пока сердце не станет совершенно чистым и святым, чего оно не достигнет до смерти. Бог продолжает трудиться в Своих избранных, по Своей воли и благоволению, поскольку они полностью зависят от влияния Духа в каждом своем добром деле как с самого начала, так и дальше. «Будучи уверен в том, что Тот, кто начал в вас доброе дело, завершит его до дня Иисуса Христа» (Флп. 1. 6).
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №219111701915