Опята в августе...

Шестого августа в поселке Салым я собрал с ведро первых летних опят!
Они росли прямо на фермерской вырубке — на гнилых колодах, на пнях и просто из земли. Опята были разные: одиночные и семьями, крупные и мелкие, только что вылупившиеся из-под мха, травы, разного лесного сора. Их светленькие шляпки виднелись там и тут, привлекая жадный взор грибника. Ножа с собой у меня не было, пришлось ломать ножки...
Но это не помешало через полчаса наполнить доверху свой кузовок. Мои спутники тоже не остались без грибных трофеев.
— Это только первая волна опят, — рассказал нам фермер Е.Г. Опалев. — Потом будет еще больше, хоть косой коси! В прошлом году приезжали ко мне родственники, так увезли полный багажник «Волги» этих вкусных и полезных грибов.
По словам Евгения, опята очень нравятся его свиньям! Нельзя хрюшек выпустить на пастбище, съедят даже гнилые и червивые грибы. Не брезгуют и свалившимися с кедров зрелыми шишками, разгрызая их и доставая вкусные орешки.
Хороши свежие опята на столе, приготовленные умелой рукой. Но и насушить на зиму этих грибов — первейшее дело каждого грибника! Лично я заморозил в холодильнике два полиэтиленовых мешочка отборных опят; отварю и изжарю на Новый год!
Вообще, Салым славится опятами! Здесь и осенних грибочков всегда много, толстеньких, крепеньких, без всяких червей. В своей жизни я много собирал всяких грибов, но осенние опята для меня — прямо-таки наслаждение! В конце августа, начале сентября они должны уже появится на березовых пнях и стволах...
Срезаешь их прямо целыми семьями! Упругие, чистые, с симпатичными веснушками на шляпках они так и просятся в корзинку!
Иногда просто ахнешь от удивления и восхищения: кругом тебя усыпанные опятами березовые стволы, по которым грибная рать смело взбирается вверх! Красивы эти первые осенние опята!...
Потом они начинают плесневеть, червиветь, рассыпаются в прах. Но если тебе повезло встретить в лесу первые осенние опята, ты никогда не забудешь это зрелище!...

Вл.Назаров
2004 год


Рецензии