Дожить до рассвета Гл. 10

Гл.10 Ира.


А Ира Киселёва деревенская. Не так далеко родилась от города, но от двух новых подружек она сильно отличалась. Своей наивностью. Правильно, наивных и в городе полно, но всё же... Как считает остальная компания, Иру и Серёжу за версту видно, что они из сельской местности.

Сначала Иру это обижало, она чувствовала себя крайне неуютно, вроде у неё клеймо какое-то на лбу, потому что друзья иногда перебарщивали с шутками на эту тему. Но однажды она выкрикнула им в лицо, что гордится тем, что её дед, а потом отец - выращивали хлеб для страны, и они это так умеют делать, что ни один академик даже сотой части от этой работы не осилит. И если бы все были учёные, то кто бы тогда навоз разгребал, ведь элита общества ничего делать не умеет, как трескать икру чёрную на вечеринках и шубы норковые менять на сезон по три штуки. Сказала и заплакала, собираясь убежать. Но Галя её остановила и сумела переубедить, что ни у одного из них нету родителей академиков и шубок норковых тоже ни у кого нету. А шутили над ней, так это от любви, уж очень им до сердца пришлась добрая и отзывчивая Ира. С тех пор, они все вместе подружились очень крепко и навсегда.

Но это было потом, а пока Ира росла в своём хуторе среди таких же, как она сама. Бегали по лужам после дождя, купались в местной речушке и обносили колхозные бахчевые поля. Ходили и в сады черешню воровать, один раз сторож из ружья вверх пальнул, вот страху-то было. Решили больше не рисковать, кому хотелось остаться калекой на всю жизнь или вовсе погибнуть?

Подруг у Иры было много, почти вся улица. Кто с ней дружил и играл в куклы, та и подруга. Но никаких обязательств друг перед другом у них никогда и не было. Потом окончили школу и каждый поехал, или тут же, в деревне, то не суть важно, но все кинулись устраивать своё будущее. Быстро позабылись куклы и деревянные машинки, которые мастерили им отцы или деды, всё - началась взрослая веха из отведённого им жизненного отрезка.

Поступить в институт - то мечта у Иры с детства. Её мама, Клавдия Петровна, работала на молочно-товарной ферме ветеринаром, она лечила животных, в данном случае, коров, быков и телят. Иногда ей домой приносили щенков или кошек, редко, но было. Казалось, почему редко, ведь в любом дворе водилось по несколько собак и столько же кошек, это же село. Но так тут принято, домашние животные почти не болеют, а если и случается подобное, то хозяева и не замечают, кому там плохо, а кому хорошо. Выживет - повезло, нет - не проблема завести другого собачонка или котейку. Прямо, проблему нашли.

Это всё сердобольные детишки, они, со слезами на глазах, просили Клавдию Петровну, чтобы вылечила их питомцев.
Но тут есть оговорка. Совсем не значит, что взрослое население деревни - это чисто безжалостные изверги. Совсем не так. Душа у них тоже ранимая и также очень чутко реагирует на всякие изменения в их тяжёлой жизни. Просто от непосильной работы и навалившихся проблем, что надо везде успеть: и в колхозе, и дома: огород, двор, хозяйство, кушать приготовить, детям постирать, убраться, замести, помыть, поскрести и так далее. Речь идёт о женщинах. Мужикам тоже достаётся: сарай починить, забор тоже уже повалился, хату бы шифером накрыть, а то камыш уже постарел и весь истрепался на ветру. В саду сушняк спилить, который на дрова сгодится, и Михалыча надо пригласить, который печник, что-то печка нынче задымила.

Ну и как тут душа не очерствеет?

У Клавдии Петровны в городе жила сестра, это родная тётя Ирочки. Она часто к ним наезжала, гостинцы привозила. Женщина постоянно уговаривала родителей Иры, дабы они продали тут всё, что имеют и уехали в город на постоянное место жительства.

-   Клав, ну на кого ты похожа? - начинала тётя Варя.

-   На отца нашего, сестрёнка, все так говорят. - Клавдия уже знала, к чему клонит Варька, но пыталась отшучиваться.

-   Я не о том. Морщины заполонили всё лицо. Кстати, ты пользуешься тем кремом, что я тебе привозила?

-   Нет, не пользуюсь.

-   А чего?

-   Меня коровы потом боятся. Они привыкли к моему запаху, а что в тот крем насовали, что животные пугаются, так это ещё надо разобраться.

-   Ой, Клавка, Клавка... Какой красавицей была, а в кого превратилась?! - качала головой тётя Варя.

-   Тебе хорошо рассуждать. Пришла с работы, помылась в ванной и на диван к телевизору. Или я приду с фермы и не знаю за что мне хвататься в первую очередь.

-   А кто тебе не даёт переселиться в город?

-   Ты умом тронулась, что ли? Что купишь на эти деньги, коли хату свою продадим? Жить где мы будем семьёй?

-   В общежитии. Ничего, года два, а может меньше. Я же там ютилась и вот, осталась живёхонькой. А сами будете ждать, когда построят ваш кооператив. Так потом спасибо мне скажете, что подсказала. Решайся, Клавка мне тебя жалко до слёз.

Ира наблюдала за притихшей мамой. Та вздохнула горестно и сказала:

-   Такая судьба у меня, Варька, прозябать на хуторе. Я тут больше пользы принесу, чем на чужбине. Конечно, трудно, никто не против, но мы уже к этому привыкли. А ну, если все в райцентры подадутся, а кто же телят и поросят нянчить будет, а, Варька? А поля пахать кто будет?

-   Найдутся и без вас.

-   А я не хочу, чтобы меня кто-то заменил в моей профессии, я и сама пока отлично справляюсь.

-   Ну, как желаете... - с иронией улыбалась тётя Варя. - Я же стараюсь облегчить твоё существование, Клавочка.

-   Да тут ещё неизвестно, как оно повернётся. Ты помнишь бабку Беличиху?

Тётя Варя кивнула.

-   Она ещё сама шевелилась, зачем к дочке уехала, сама без понятия. И что же? Через месяц похоронили. От тоски померла по нашему хутору. Думаешь, мне легко будет без моих коров? Да я и дня без них не вытерплю. Также и дети. Они привыкли к учителям и ученикам, с которыми учатся, а там как же? Всё новое. Для детей это будет настоящим стрессом. Так что, Варька, ты любишь свой уголок, вот и держись за него, кто мешает? Но и нам не мешай тут укореняться. Как-нибудь справимся и без твоих жалостей, договорились? Не обижайся, сестрёнка.

Ира долго думала, верное ли она приняла решение, чтобы поступить в мединститут? Однажды она призналась в этом Клавдии Петровне.

-   Мама, я заканчиваю десятый класс, потому теперь твёрдо знаю, чего я хочу.

-   И что же ты хочешь? - было видно, что женщина нехотя отрывается от собственных мыслей, лишь руки, не останавливаясь, ловко перебирали фасоль.

-   Ты животных лечишь, а я буду лечить людей.

Клавдия Петровна сразу бросила все свои дела, этот вопрос она считала главным.

-   Я полностью тебя поддерживаю, Ирочка! Ты выбрала правильный путь. Надо всегда приносить пользу, трутней не любят среди народа. Как раз больницу нашу расширили, думаю, и тебе там местечко найдётся.

Ира согласна была с матерью, но это происходило ещё тогда, давно, когда она пока считалась школьницей. А теперь у неё есть Серёжа, который тоже не желает возвращаться в свою деревню, потому что там не будет никакого карьерного роста. Иру заинтересовала эта тема. С Серёжей они договорились поселиться в райцентре: в этом или каком-то другом. Но как об этом сказать маме? Получается, она обманула свою родительницу?
Но мама всё поняла, чем сильно вдохновила девушку. Ведь для неё было очень важно её мнение.

-   Ну что ж, Ира, значит, так надо, если ты не вернёшься в свой хутор. Я вот подумала... Какая разница, где осядет человек, это не так важно. Я уже говорила, лишь бы он пользу людям приносил и сам был счастлив. А знаешь, почему родители бывают счастливы?

-   Почему? - Ира не спускала глаз с мамы, для неё это был своеобразный торжественный момент.

-   Если дети счастливы, то и родители на седьмом небе, даже если им болячки досаждают. Я рада за тебя, очень... - женщина крепко прижала дочь к своей груди.


Рецензии