1904 январь родились актеры Бабочкин и Грант

18 января 1904 г.н.с. кино: родился Борис Бабочкин – актер – «Чапаев»

18 января 1904 г.н.с. в Саратове  родился Борис Бабочкин – знаменитый актер. Запомнился как исполнитель роли Чапаева в фильме «братьев Васильевых» «Чапаев». Когда фильм в 1934 г. вышел на экраны  - Борису Бабочкину шел 31 год. Удивительные события в этом фильме начинались с режиссеров – его сняли однофамильцы Васильевы – волновой герой Георгий (см. 18 июня 1946 г.) и Сергей. Сценарий далеко отклонился от реальных событий Гражданской войны. Более того – трагическая смерть героя – не очень нравилась руководителям Госкино. Известно, что был и финал с выплывающим из реки, спасающимся Чапаевым. Все-таки в 1941 г. фильм получил Гос. премию.  Борис Бабочкин в жизни и Чапаев на экране – очень схожи – актер был человеком не простым в общении, а работал в большинстве случаев режиссером – это для многих актеров создавало «Чапаевскую атмосферу».

БЭ К и М:

Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актерского исполнения. Чапаев у Бабочкина — и уникальная индивидуальность, и тип человека революционной эпохи и русского национального характера он одновременно и талантливый военачальник, и атаман ватаги, мудрец и невежа, сильный и беззащитный, и вместе с тем — деспот, фанфарон, поражающий причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощенного Бабочкиным, сделало Чапаева истинно народным героем, персонажем поистине фольклорным, героем притч и анекдотов.

«Яркость и блеск», «военачальник-атаман», «мудрец-невежда», «сильный-беззащитный», «притчи и анекдоты» - это присуще Чапаеву в фильме, и казалось не соответствует «волне 18», но время поставило все на свои месте.
17 июля 1975 года в центре Москвы у гостиницы «Метрополь» Борис Бабочкин ехал на личной «Волге», острый сердечный приступ вынудил его остановить и припарковать машину – через несколько минут великий русский актер умер.

С чем я не согласен – с «русским национальным характером» - его воплощает образ Петьки – а не Василий Иванович. Трудно это не заметить – это типичный «бинарный» персонаж, но в решающий момент  - жертвующий собой за командира. Поясню это.
 
Энциклопедический словарь «Культурология» К.Хоруженко:

«БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (лат. binarius – двойной, двойственность)- понятие, выработанное исследователями рус. культуры, отражающее стабильную противоречивость рус. культуры…»

Отдельно про анекдоты – народный общинный разум четко определяет Петьку как своего безалаберного, но любимого «Петрушку» (см. Игорь Стравинский 17 июня 1882 г.). Три главных героя: Василий Иванович, Петька, Анка – пулеметчица – это типичный пример построения скетча на основе триады «стабильность» - «синхронность - бинарность» - «гармония».

18 января 1904 г.н.с. кино: родился Кэри Грант – мега-звезда Голливуда

18 января 1904 г.н.с. в Бристоле, Англия, в один день с Борисом Бабочкиным родился знаменитый актер Голливуда Кэри Грант. Играл в фильмах в разных амплуа – но всегда остроумно, с английским особым шиком и достоинством. Умер Грант в ноябре 1986 г. В 1999 году Американский институт кино в списке 100 величайших актеров – звезд кино отвел Кэри Гранту второе место.

На иллюстрации - волновые герои Бабочкин и Грант - два великих актера, родившиеся в один день.

17 января 1904 г.с.с. Россия: борьба МВД России с земством – министр фон Плеве устраняет Тверскую земскую управу и Новоторжескую уездную управу

При молчаливом согласии волнового героя Николая II министерство внутренних дел, возглавляемое фон Плеве, в 1903 г. начало откровенную борьбу с русским земством. После ряда ревизий в 1903 г. 17 января 1904 г.с.с. было обнародовано решение, которое не предусматривалось действующим законодательством. В нарушения закона МВД устранило от работы Земскую управу Твери и Новоторжескую уездную управу. Были отменены земские собрания, назначение управы в Твери брало на себя правительство, контроль кандидатов отводился МВД. Это явилось последней соломинкой в судьбе министра внутренних дел Вячеслава фон Плеве – 15 июля 1904 г.с.с. он был убит эсером Сазоновым.

17 января 1904 г.с.с. театр: премьера комедии «Вишневый сад» Антона Чехова – придуманный юбилей – больной писатель недоволен постановкой

Руслан Киреев «Чехов. Посещение Бога.», «Нева», №7, 2004 г.:

С  тех пор она чеховского лица не покидала, но особенно явственно проступила в день премьеры "Вишневого  сада", которая состоялась ровно через месяц после похорон Алтухова, в субботу 17 января. Все московские  газеты в этот день вышли с сообщениями   предстоящем событии,  которое, как  писали "Новости  дня", "далеко выходит из рамок театрального торжества". И прогнозировали, что "оно обратится в литературный праздник". По слухам, которые газеты с энтузиазмом повторяли, готовилось"грандиозное чествование". Вопреки воле Чехова, неоднократно высказываемой им, решили, воспользовавшись премьерой и тем, что она совпала с днем рождения автора, отметить 25-летие его творческой деятельности. На самом деле никакого 25-летия не было. Если вести отсчет с первой достоверной публикации (специалисты практически единодушны в том, что Чехов и прежде печатал свои мелочи под различными псевдонимами), то оно должно было прийтись на март 1905 года. Но все вокруг словно бы чувствовали, что до этого времени ему не дожить, и спешили проститься с писателем. В зале были Горький и Рахманинов, Андрей Белый и Шаляпин, который выступил на ужине после спектакля с обращенной к "юбиляру" речью, - вообще вся, как принято говорить в таких случаях, театральная и литературная Москва. Масса подарков, причем преподносили в основном старинные вещи, над чем Чехов впоследствии иронизировал, масса выступлений, зачастую довольно пространных, а еще приветственные адреса, а еще телеграммы, и все это автор, которого привезли в театр лишь к концу третьего действия и который едва держался на ногах, выслушивал стоя. Кто-то сердобольно выкрикнул из зала, чтобы он сел, но сесть было не на что, да и Чехов, воплощение деликатности, никогда б не согласился на это. Лишь горбился да покашливал, "мертвенно бледный и худой", как напишет после Станиславский, признавший, что "юбилей вышел  торжественным, но. оставил тяжелое впечатление. От него отдавало похоронами".

Интересную характеристику волновому герою Антону Чехову дает волновой герой писатель Вячеслав Пьецух (см. 18 октября 1946 г.)
 
Вячеслав Пьецух «Рассуждения о писателях» «Культура»,М., 1991:

Неловко в этом сознаваться, но легче становится на душе, когда выясняется, что  Чехов не умел тратить деньги и вечно сетовал на то, что «денег меньше, чем стихотворного таланта»; что он, как многие смертные, умел ценить женскую красоту, изящную одежду, вкусную  еду, удобные рессорные экипажи, но не так, как волокита, щеголь, гуляка, привереда, гурман, а как культурный человек, который уважает жизнь и прекрасное во всех его проявлениях;что он не всегда удачно острил, был неисправимый мечтатель, то планирующий поездку в Австралию, то проектирующий дворец-санаторий для сельских учителей с музыкальными инструментами и лекциями по метеорологии, обожал потолковать о том, какова будет жизнь через пятьсот лет; что на пирушках он симпатичным баском певал тропари, кондаки и пасхальные ирмосы, а в Монте-Карло с карандашом в  руках искал тайну рулетки; что под рассказом «Гусев» он для шика велел проставить - Коломбо, хотя рассказ был написан в Москве; что он  очень боялся смерти и в тяжелую минуту  мог пожаловаться на жизнь: «Длинные, глупые разговоры, гости, просители, рублевые, двух- и трехрублевые подачки, траты на извозчиков ради больных, не дающих мне ни гроша,- одним словом, такой кавардак, что хоть из дому беги. Берут у меня взаймы и не отдают, книги тащат, временем моим не дорожат. Не хватает только несчастной любви». И от что интересно: этот Чехов уже не смущает, а как бы дает понять, что он просто продолжает художественную работу счастливой своей жизни, счастливым своим характером, необидно наставляя потомков в том, что порядочный человек может выйти из любого теста, что безупречная  нравственность - это вовсе не обременительно, а, напротив, выгодно и легко.

Вернемся собственно к пьесе – Чехов написал комедию, но Немирович и Станиславский дали пьесе другую трактовку и Чехов был постановкой серьезно недоволен.

А.П. Чехов Собр. соч. в 12 т., «Худ.лит.», М., 1960, прим. к т.9:

17 января 1904 г. в Московском Художественном театре состоялась премьера. Первые спектакли писателя не удовлетворяли. На другой день после премьеры он писал И.Л.Щеглову: «Вчера шла моя пьеса, настроение у меня поэтому неважное», (18 января 1904 г.). Игра актеров представлялась ему «растерянной и неяркой» (Ф.Д.Батюшкову, 19 января 1904 г.)

19 января 1904 г.с.с. судьба: волновой герой Куропаткин докладывает министру Плеве о задержании важного деятеля  Гриневского – это писатель Александр Грин
 
В.Вихров «Рыцарь мечты», А.С.Грин Собр.соч. в 6 т.,«Правда»,М., 1969:

«Имя Гриневского достигло петербургских сфер. Военный министр Куропаткин 19 января 1904 года доносил министру внутренних дел Плеве, что два солдата севастопольской крепостной артиллерии, обвиняемые по «делу о пропаганде», не только раскаялись, «но и изъявили, кроме того, желание способствовать обнаружению других виновных по настоящему делу; исключительно благодаря их стараниям был задержан важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским…»

«Важному деятелю» Гриневскому было 24 года. Искать крамолу в армии волновой герой Куропаткин умел, но вскоре ему предстоит вести своих солдат в бой (см. 18 февраля 1904 г.н.с.), и окажется, что крамола в армии искореняется, но воевать «искоренители» не умеют или не желают. Великий волновой герой Суворов призывал любить русского солдата – его преемники забыли эти золотые слова.

19 января 1904 г.с.с. царизм: грандиозный бал в Зимнем дворце
Газета «Новости дня»:

«ПЕТЕРБУРГ. 19-го января в Зимнем дворце состоялся первый большой бал. Приглашенных было около 3000. В 9 1/2 час. вечера вышли в Николаевский зал Их Величества. Первый тур польского Государь Император шел с Государыней Императрицей Александрой Федоровной. Государь был в мундире лейб-гвардии гусарского полка при Андреевской ленте, Государыня Александра Федоровна - в белом серебристо туалете при Андреевской ленте, имея на голове диадему, а на шее ожерелье из дивных бриллиантов.»


Рецензии