Вокруг так безнадежно тихо.. Лирика Borа

 
Знакомство с  творчеством Бора было совсем не стандартным. На «Вечерние стихи» я его ждала, уже познакомившись с его пронзительной лирикой/
Моя жизнь на сайте заставила познакомиться со многими интересными поэтами, и Сергей был в их числе.

Открыв однажды его стихотворения забыть почти невозможно, хочется возвращаться туда снова и снова. чтобы  зарядиться  энергией и  почувствовать, что же такое настоящая лирика большого Мастера.

Ворвись во влажность тучных южных масс
Bor
***
Ворвись во влажность тучных южных масс
кинжальной стрелкой северного ветра,
внезапностью подложного письма,
коварностью обложенного вепря;

Влети войной в затихшее село,
сожги хлеба, рассыпься патрулями,
магическое выведи число
шестерками, четверками, нулями;

Напомни дифтерию и чуму,
явись как запах страха перед тифом...

Слова такие - только потому,
что всё вокруг так безнадежно тихо.

Вот как такое настроение, такую атмосферу можно сотворить? Могу догадываться, как это мог бы написать на полотне художник, и передать и тревогу, и тишину, и то самое безымянное село, куда должна ворваться война, но поэт может ли. Это мне  было не понятно тогда, и не понятно теперь, если честно. Такое творится за гранью нашего понимания, а ведь во всем хочется дойти до самой сути.

Напомни дифтерию и чуму,
явись как запах страха перед тифом...

Но, наверное, поэзия тем и отличается от стихоплетства, что ни черта  мы тут не поймем, сколько бы ни старались.

Кстати,  черт - от слова черта, тот, кто может за черту заглянуть,  принадлежать двум мирам, и тому и этому. Он приставлен был к человеку именно, и старался ему во всем помочь, а если что, на черта можно было списать все наши промахи и косяки - очень удобно. кстати.

 Так вот  мы все, ну я точно, останавливаемся перед этой чертой, замираем и просто любуемся, как любуемся красотой заката или звездного неба. И такая поэзия нам позволяет ощущать запахи, даже запах страха - невероятно.

Мне все время говорят, что  поэт не должен объяснять, о чем стихотворение написано. Так в данном случае, о чем более-менее понятно, а вот как оно рождается? Хотелось бы понять, но увы. Мы можем только немного приблизиться и постоять рядом, внимая тому, что там происходит, тайна всегда остается, чем  яростнее мы хотим ее разгадать, тем  непостижимее она становится.

Смею предположить, что это и есть вязание  какого-то  неповторимого узора из образов, метафор, метонимии. И только начинающий стихотворец  может этот узор  творить косым и кривым, а у Мастера он совершенно четкий. Гармония – важнейшее качество для текста. Как много отдали бы мы, чтобы вот такой текст вырос из музыки, запахов, звуков, неповторимых пейзажей и переживаний автора.
Но часто растет  какой-то сор, как у Ахматовой, а вовсе  не такая вот гармония и  самобытная картина.

О вязании  я заговорила, потому что так называется еще одно стихотворение Бора.  Думаю, что это не только о  процессе вязания, но и о поэтическом творчестве тоже. Оставалось только двигаться  в этом лабиринте, не подземном, конечно, а практически небесном, потому что  поэзия, такая поэзия.  рождается  в адских муках, конечно,  но вовсе не во тьме.

Вязание
Bor
плетется нить
нить вяжется ложится
на струи ливня
мысленный узор
пленяет глаз, задерживает спицы
и бьет иных
припрятанным тузом

тепло души
свеченье глаз любимых
в тиши
движеньем рук
и пальцев дробь
перетекает спицами
в то имя
что шепчут
провожая взглядом гроб

но если жив
тончайший волос шерсти
впитавший голос ласку и добро
и одолжит
отсрочку даже в смерти

роняя слез
и страсти
серебро...

И в уже приличном возрасте  я снова почувствовала себя студенткой, которую знакомит профессор с поэзией века 21. Жаль, что  мой любимый профессор сюда не смог заглянуть, и я могу только догадываться о том, как бы он оценил  эту Поэзию.

Не так ли вяжет самая главная в мире пряха – Пенелопа, поджидая Одиссея,  и не смея отказаться от  своего любимого.  Ну и конечно,  в мифах разных народов есть  небесные пряхи, богини судьбы, одна начинает прясть, когда человек родился, вторая продолжает, и третья обрывает нить в день смерти. И стихотворчество в данном случае – это тот же самый процесс, как и  сотворение романов, впрочем.
Бор очень живописен, и вместо обычного анализа поэтического текста тут  можно  скорее подобрать  какую-то яркую картину, и вероятно, для каждого его стихотворения такая картина найдется. 
Вот  так мы и подошли к передаче »Вечерние стихи», в которой и появился поэт.

31.07.2013  Вот что было  в моих записках после передачи

Что же касается  поэзии именно в этом эфире. За его явление  к нам спасибо Марине Шапиро, это она подарила нам праздник.  Но до передачи я не могла знать   как великолепно bor  читает свои стихотворения. Конечно, к записи можно подготовиться, но в том-то и дело, что  он этого не делал, вернее, чтение было настолько органичным, что никакая подготовка не смогла бы позволить добиться такого эффекта. Так надо просто дышать и жить.

Поэзия borа -этот тот случай, когда можно взять любой текст автора, и он окажется уникальным. Женя Коробкова с  ходу очень точно описала все особенности этого поэтического мира.  И  невероятную его музыкальность, ту особую музыку, которая рождается ( или часто не рождается) в тексте,  и от нее зависит, будет или нет в нем энергетика жизни, или только  дыхание смерти, то, что не волнует, не тревожит, мгновенно стирается из памяти..  Но вот стихотворение «Нильс»

Нильс
Bor
***

На белой шее гусиной
промчусь разъяренным Нильсом,
меня не заметить в синей
волне между верхом и низом.

Земля - перевертыш айсберг,
где зависть и злость - подводны,
лишь мудрая Кнебекайзе
не хочет себе придворных.

Подохнешь, тщедушный карлик,
за деньги свои и козни.
А мне - водяные капли
и неба небитый козырь.

Зачем умирать корыстным?
Зачем доверять экранам?
Все деньги достанутся крысам,
а комнаты - тараканам
http://stihi.ru/2003/05/19-958

Это тот самый случай, когда душа рождена крылатой, ее невозможно запереть в какое-то определенное пространство « неба небитый козырь» - вот что важно герою, и в наше время, когда стерты границы между добром и злом, подобное размышление слышать невероятно приятно. Сергей дарит нам надежду, что потеряно многое, но далеко не все, пока еще останутся поэты  такого уровня, пока они будут дышать и писать (а их много, очень много), то ничего для нас не потеряно. Хотя, конечно, на том берегу, на небесах, значительно больше, чем здесь.

№№№№№

Из  2002 и  2013  шагнуть придется в наше время и еще раз взглянуть на  эти неповторимые тексты  на странице, где Мастер бывал чаще, чем в других местах, где остались его неповторимые строки.

И вот сразу открывается « Неожиданность  первого слова» - размышления о речи и молчании… Это не просто философские размышления – это о вечном вопросе лингвистов – как оно возникло,  что это было, откуда явилась речь, которую И.Бунин советует сберечь, как единственный дар, необходимый нам всем с рождения и до смерти.

Но в данном случае – это прежде всего, поэзия конечно, то таинство, когда рождаются стихотворения

Неожиданность первого слова
Bor

Словно крах ножевого разлома,
Как спасительный звук для глухих, –
Неожиданность первого слова,
Неизбежность последней строки.

Это доля твоя, это – мука,
На сакральной заре соловей,
Колдовство утончённого звука
Отдаётся в твоей голове.

Но не свыше тот звук, не надейся,
На вибрацию связок творца:
Ты же сам осудил лицедейство
И внушил небосводу мерцать.

Это внутренний твой беспорядок
Сам с собой заключает пари,
Вынуждает к разрыву снарядов
Одному тебе слышимых рифм;

Удивляешься – невероятно,
Что не слышно речей с высоты:
Наверху – только белые пятна
И объём мировой немоты.

Здесь  рождается  монолог о рождении творца. И неповторимые рифмы, и  голос, и «колдовство утонченного звука»- собственно   в этом и есть суть  поэта, его избранность в толпе пишущих стихо-творения.

Но  автор противоречит всем, кто утверждает, что стихи приходят, как откровения с небес, что кто-то их там диктует. Вот на этом Сергей ставит жирный крест в финальных строчках

Удивляешься – невероятно,
Что не слышно речей с высоты:
Наверху – только белые пятна
И объём мировой немоты.

Так   мы можем убедиться в том, что  нет там того самого голоса,  тех эмпирей, откуда к нам и спускается  это самое вдохновение – озарение.
Конечно, по этому поводу можно  возражать долго и упорно, но имеет ли смысл этот спор, возможно – это и есть та тайна, которая  доступна только автору этого шедевра. И если только он так считает, то значит ли, что он не прав?

В этом отношении припоминается стихотворение  «Суеверие» из того самого 2002  года, из самого начала. Надо  заметить, что в те времена, все  эти темы о знаках , озарениях, были не такими и модными, как сегодня.
Но поэт, если он поэт, всегда опережает свое время, всегда может заглянуть в завтрашний день.
Прежде всего музыка и звукопись, живописное полотно, образы того мира, в который мы вместе с Мастером попадаем.

Суеверие
 
Обмирающее, тонкокостное,
сохраняемое в музеях...
Тонет город на перекрёстках
в ароматах своих кофеен.

Клёнов хрупкая позолота...
Своды арок да шпаги шпилей...
Полно, милая, брось, ну что ты,
хлопни дверцей автомобиля,

Руку дай, и идём по набережной
маловодной, короткой Сены,
я сегодня какой-то набожный -
в этом день виноват осенний.

Брось кругляш золотого евро
в эту воду в знак суеверия -
мы вернёмся сюда, наверное,
и опять побредём по скверам.

Мы обнимемся под платаном
в пожелтевшей листвы настое,
осень рухнет на нас пластами
всех сбывающихся историй.
Это вообще тот редкий случай, когда перед нами появляется не только ЛГ, но и какая-то таинственная незнакомка с ним рядом. Ну где же она может быть. конечно в Париже, на берегу  Сены.

Осень в Париже, так можно назвать этот шедевр, вспоминая пронзительный фильм с Р.Гиром «Осень в Нью-Йорке».

Поэт не только набожный, но и очень романтичный, впрочем такой  вывод можно сделать  из всей лирики Сергея, и ранней и более поздней.
И хочется верить, что  осенняя эта история не будет такой уж печальной.
Грустно, конечно, что наши  поэты разбрелись по всему миру, и сегодня мы можем слышать их только в записи, но такова жизнь, и с этим ничего не поделать, главное, что они у нас есть, что они живы, что они радуют нас  новыми шедеврами.

Да и чуть не забыла открыть главную тайну – имя  таинственного поэта, если кто-то не знает – Сергей Плышевский и миру его явила Марина Шапиро на знаменитой передаче «Вечерние стихи».

Остается надеяться на то, что это не последняя встреча, пока мы живы, что все еще будет


Рецензии
Я давно подозревал, что "поэзия тем и отличается от стихоплетства, что ни черта мы тут не поймем".
Что говорить? Знать, не того полёта
Слуга покорный... Пишется с трудом.
Но есть и плюс в твореньях стихоплёта:
Там каждому всё ясно - от и до!...

Аргусс   18.11.2019 17:40     Заявить о нарушении
Не спорю, и книги и поэты разные нужны. Но хочется встать на цыпочки, а не к земле пригнуться, как во втором случае..
Кстати, у вас довольно мило получилось. я так понимаю, это не домашняя заготовка.
Любовь

Любовь Сушко   18.11.2019 17:50   Заявить о нарушении
Всегда к Вашим услугам!..

Аргусс   18.11.2019 18:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.