Былинные земли. Превращение. Часть 13

                Ударами можно добиться от земли только пыли, но не жатвы
                (Рабиндранат Тагор)

(Продолжение)

СОСЕДИ - ПАНЫ, И ОБИТЕЛИ КРУГОМ

Теперь ничто не мешало верховной власти распоряжаться бывшими княжескими землями. Можно было раздавать участки в виде презентов – награждая приближенных за усердие и заслуги.

«Вотчина» Соколинских сузилась до размеров волости, околотка на исконно взращенной территории, и наглядно отображала процесс перемен – смотрелась как вросший в землю валун при большой дороге. Со всех сторон Каменский край окружали инородные формирования.

На севере образовалась Королевщизна, которую сформировал пан Корсак. Заглянем еще раз в уникальную энциклопедию – географический словарь царства Польского, созданный коллективом ученых. Не верить ему нельзя. Читаем: «Глеб Корсак, основавший королевские Черствяты, получил пред образованием унии (союза, - авт.) две земли на Ладосне – Стефановку и Стайки».

Корсаки – панский род, основатели которого прибыли на полоцкие земли еще при Витовте: предположительно, из Чехии. Никаких титулов они не имели, однако к середине тысячелетия настолько расплодились, что их именами были буквально «нашпигованы» междуреченские пространства. К концу XIX столетия, по архивным данным за 1891 год, Корсаки занимали лидирующее место среди землевладельцев Лепельского уезда: их многочисленные имения назывались в Жолновской, Бобыничской, Городчевичской, Бельской, Кубличской, Воронечской волостях.

КОНФЛИКТЫ НА СЕВЕРЕ

Частью черсвятской Королевщизны было Ладоснянское староство, образованное еще в 1511 году и состоявшее собственно из Ладосно, Деруци и Величкович. В 1553 году Сигизмунд Август часть его, с сеножатями у реки Ниехорчицы, отдал другому лицу, спровоцировав продолжительные земельные конфликты, и специальная комиссия из девяти литовских урядников долго разбирала споры.

Следует отметить, что именно туда, в сердце приозерных ушачских земель, было направлено остриё грозновского похода. Там Иоанн Васильевич намеревался положить конец распрям и утвердиться на полоцкой земле. Там он, по мирному договору с королем, строил свой город.

Словно избегая вспышки насилия, Корсаки в преддверии грозновского вторжения ушли, но позже возвратились. Ладоснянские земли снова оказались в их руках, а Иероним Корсак около 1744 года даже стал старостой ладоснян. 

Короли потворствовали разросшемуся панскому роду, препятствовавшему возвращению Соколинских на свои былинные земли. Так и другой Камень, пореченский - на южной стороне соколинской вотчины – оказался в руках Корсаков.

НА ЗАПАДЕ - МОНАШКИ-БЕРНАРДИНКИ

А на западе осели монашки - виленские бернардинки, им покровительствовал чиновник высокого пошиба: канцлер. С выходом на авансцену Сапег (а Лев Иванович прошел немало должностных ступенек в королевской иерархии, причем, опираясь на разветвленную сеть своих родственников), ситуация резко изменилась.

Возвратившись, не солоно хлебавши, из похода на восток, Сапега погрузился в религиозную сферу, приобщаясь к духовным ценностям католической веры, в которую «перевоплотился», связав жизнь с чиновничеством. Сапега пожертвовал часть лепельских земель католическому костелу (так в тексте статьи из польского Словника) - составной части Виленского бернардинского монастыря, и в 1604 году начало почтового Каменского тракта было «оседлано» католическим приходом. Весь Лядно, состоявшая из 30 волок (одна волока – это 20 десятин, или 21,36 гектара), лежавшая на границе соколинских земель, стала собственностью плебана. Самоличное решение, игнорировавшее интересы местной общины – вторжение инородного «тела» в веками сложившийся уклад - привело к напряженным отношениям, всплеску недовольства и выяснению споров с соседями.

Церковнослужители жаловались на шляхту, которая покушалась на их собственность. В разряд шляхты теперь попадали и бывшие князья, они уже не были единоличными хозяевами, их уделы дробились под напором западного наплыва.

Надо отметить, что костел распоряжался землями двести с половиной лет. В 1841-м весь стала государственной – казенной, а спустя десять лет на месте старого подворья расселились крестьяне и отстроили Новое Лядно.

НА ВОСТОКЕ - ИЕЗУИТЫ

И на востоке каменско-несинские владения соседствовали с религиозными. В письменах грозновских людей, которые обследовали рубежи Полоцкой земли во время Ливонской войны, фигурирует волость с необычным названием – Еванская. С той волостью соприкасался несинский край на востоке, и там же лежал Иванск, на полях которого, предположительно, произошла историческая битва - было повержено русское войско под началом князя Шуйского, шедшее, чтобы закрепиться на Полоцкой земле.

После отвоевания Полоцка Стефан Баторий пожаловал Иванск иезуитам.

Так как иезуитский орден явился навязанным, то отношения с коренными обитателями тоже не клеились.

А НА ЮГЕ – ДЬЯК, И МОСТЫ ПОД КОНТРОЛЕМ

Южная же сторона уже давно находилась в зоне притязаний королевского двора. Сельцом Соколовским, «у мосту у Соколово», на Улле, еще в 1563 году распоряжалась «панья Федосья» - «теща Галабурды», Лукаша (правильно будет – Гарабурды, представителя шляхетского рода, числившегося в приватном списке королевской администрации), кстати, тоже представлявшем религиозную сеть владык: дьяков.

Уповать можно было на Бога, лидирующие позиции заняла церковь, и Соколинские – не исключение в эпоху Речи Посполитой. Они уже не только Друцкие-Соколинские, но и арсенал средств для продолжения жизни у них другой - соответствующий.

(Продолжение следует).

На снимке: заброшенный бывший иезуитский храм в окрестностях Белого.


Рецензии