стр. 206

Лучшими примерами этого являются организации больниц и детских домов, домов престарелых, столовых, основания школ и университетов старообрядческими общинами Москвы и Риги. Еще одним выражением этого является церковное строительство старообрядцев, связывающее современность с традицией. Почти легендарным было участие попечителей-староверов в искусстве под руководством Саввы Ивановича Мамонтова (1841 - 1918), который продвигал русскую оперу и русских и еврейских художников и музыкантов (Илью Репина, Павла Антокольского, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Сергея Рахманинова). В поисках постсоветской гражданской русской коллективной идентичности Старая Вера вновь оказывается в центре внимания. Здесь социально закрепленная, изначально демократическая религиозная и социальная практика имеет традиционный характер, к которому можно вернуться как к основе. Ввиду несоответствия между началом и концом старообрядческого движения, как утверждается в актуальных исследованиях, взгляд историка невольно фокусируется на его временной середине. Старая Вера восемнадцатого века, скорее ближе его концу перед лицом обновленного конфессионализма в российском обществе, все еще остается исследовательским направлением. Следующие размышления и тезисы об основных учениях и истории Старой Веры, понимаемой как живое религиозное сообщество на фоне его обновленной актуальности, могут привести к новым исследованиям.


Рецензии