стр. 207

Движение старообрядчества (в 18-ом веке)


«... странный аналог радикальной Реформации: на Западе священство преодолевается, в России оно физически умирает ...» - Томаш Масарик о раскольниках-беспоповцах.


I. Идея - цель - учение


Учение Старой Веры - также в его самопонимании - было консервативным: Нужно было сохранить ритуалы и символы, которые первоначально практиковались в Русской Церкви, в их старых, до-никонианских формах. Но именно это было ново. Старая Вера стала новой концепцией ранне-современной религии в традиции правоверия, однако альтернативой по отношению к официальной церкви. Это было её собственным ответом на давление современности, которое было инициировано Реформацией и Контрреформацией на Западе и передано государством и церковью далее. Изначально она имела отрицательное определение при её отказе от реформы и осуждении церкви и государства как антихриста. Новым определением её собственных принципов были другая сторона и следствие протеста: в догматике не было различий с официальной церковью, но установилась повышенная степень эсхатологического радикализма. Спасение стало ожидаемым в скором будущем, а мученичество идеалом. Фронтовая позиция по отношению к официальной церкви формировала дуалистическое мировоззрение. Архаичная конструкция приверженности традиции до-никонианских ритуалов, знаков и символов (прежде всего так называемому двуперстному крестному знамению) и идеализация простой жизни были подходящей формой для русских «протестантов», жить по своим принципам общинно. Осуждение официальной церковью протеста как раскола, которое оставалось политически неоспоримым, и, тем самым, привело к последовательному исключению протеста из государства и общества, к потере ценности, порядка и ориентира, что, как это часто бывает в диссенсусе, привело к существенно опасному фракционированию - тенденция, с которой Старая Вера, однако, справилась. С начала движения начались сецессии в соответствии с критикой пост-никонианской, реформированной и иерархически структурированной государственной церкви: движение первоначально разделилось на поповцев (имевших священников) и беспоповцев (не имевших священников).


Рецензии
Русская церковь это подразделение Вавилонской блудницы.

Денис Фоменко   11.07.2021 13:00     Заявить о нарушении