стр. 208

Одни верили, что они могут соответствовать церковным правилам апостольской преемственности, поставляя у себя рукоположенных священников, а затем создавая свою собственную иерархию за границей; другим такая процедура казалась невозможной. По их мнению, апостольская преемственность была прервана реформой. Они регулировали свою церковную жизнь без священников. В начале 18-го века поповцы и беспоповцы снова распались на более или менее радикальные фракции  - первые в беглопоповцев и белокриницких, последние в поморцев, филиповцев, федосеевцев, спасовцев; Между этими двумя основными направлениями находились часовенные. Центральным показателем отношения к церковной иерархии, а также к миру и неоднократными поводами для разногласий была проблема (таинства) брака или безбрачия. Несмотря на рассредоточение и множественное фракционирование, Старая Вера развилась из спонтанного, апокалиптически ориентированного протестного сообщества в сеть социально и экономически стабильных, процветающих согласий и общин, которые - как в Латвии - сохранились до наших дней. Со времени дублирования и сбора до-никоновских псалтырей и первых «протестантских» сочинений (особенно посланий и отчетов «духовных отцов» протопопа Аввакума, Ивана Неронова, инока Епифания и других) епископом Александром Вятским и Коломенским, диаконом Федором Ивановым в промежуточный период Патриархата, а также - после 1666 г. - копировщики и редакторы Пустозерска создали свой собственный канон, 'придумав' для себя историю и традицию: согласно общеизвестной схеме эпохи "конфессионализма" на Западе, староверы по инициативе конвертита (архиепископа Новгородского Питирима с 1718 года) были вынуждены по поручению церкви оправдывать свои позиции, что послужило основанием для первых апологетических сочинений: Дьяконовы ответы (1719) Александра Керженецкого и Поморские ответы (1723) Андрея Денисова, оба отредактированы и опубликованы последним. В 1744 г. Иваном Филипповым была предпринята первая самопрезентация истории -  "История выговской пустыни".


Рецензии