Этюды. И не только

Круг 2-й, или Все тот же блеск, плеск, треск...

Шорох детерминизма. Сборнику предшествует сборник. Авторам — авторы.
Идти. На каком-то придется остановиться. Я об авторах. Как мать может грозить малышу? В окно, как у поэта. Подошла к окну. Увидела шалуна. Есть момент. Его надо схватить. Он шалит. Она грозит. Надо понимать, шалун может и не видеть тот грозный жест. Должен. Потому видит. Есть мать. Есть шалун. Было всегда. Надо полагать, будет. А что не всегда. И было окно. Стекло. Сквозь стекло. Видно. За окном. Для матери, шалун. Для шалуна, в окне, мать. Повезло.

2.1.
Некоторое повторение. Есть такое умение. Есть такое мнение. Есть сомнение. Ряд. Продолжить нетрудно. Были бы желающие. Найдутся. Ряд. Как долго? Можно продолжать. Неужели бесконечно. На мой взгляд. Есть ведение. Есть не-ведение. Дальше? А что может быть дальше. Сверх-опытное. Недоступное. Или, как говорил не слишком старый философ, непостижимое. Нашлись. Решили заменить. Попутно, заманить. 
Непостижимое. Недостижимое. Неповторимое.

Никто не хотел слушать. Даже когда стучат. Никто не хотел стучать. Даже когда слышал.
Слышать. Стучать.
О чем?
Не тот вопрос. Еще бы скучать. И жизнь наполнилась. Кому-то. Запомнилась. Чем? Опять вопрос. Опять не тот. Или все же. Тот. Неверный. Верный. Но неправильный. Странности. Куда без них. Должна быть, хотя бы одна. Чем хороши странности. Всегда можно сделать нужный вывод. Неправильный. Но нужный. Быть верным. Быть неправильным. Проще ветреным. Ближе к вечеру. Под вечер. Как тот вечер, который никогда не кончается. Если день не кончается. Если ночь не кончается. Время подведения окончательных итогов. Пробуй. Попробуй. Подойти. Прийти к окончательному итогу. Один такой итог? Не могут люди жить одной мыслью. При желании. Можно продолжить. Одним журналом. Одной коммуной. Одним правительством. Даже? Одним товариществом. Была и такая мысль. Остановиться. Не быть. Шагать. И куда? К миру, конечно. Мировое товарищество. Как говорилось, всемирное. Получается? Всемирному что-то предшествует, всемирная идея. Еще один шаг и? Можно не продолжать. Понятно, куда мы вернемся. Вернемся? Может, отступим. Прежде, чем совершить рывок, или скачок, куда-то надо отойти. На исходную позицию. Найти? Значит, искать. Что можно сказать об ищущем, который ищет, и не может найти. Тратит время. Хорошо, если свое. Тратить время. Просто отойти, откатиться. Никто не приглашал. Даже тех, которые входили. Никто не хотел входить.
Даже когда приглашали.

Терзало. Жгло. Звало. Даже, если это мысль о звезде? Даже здесь. Две мысли. Зажечь. Погасить.
Все люди. Одной мыслью. Одна на всех. Мысль. Задача. Цель. Три фантома. В сумме? Одна партия. На деле. Одна воля. Представленная, как воля партии. Можно сказать, воплощение одной мысли, не в голове, в организации. Во главе? Один. Придется признать. Люди не могут жить одним человеком. Какое-то время это возможно. Будет длиться. Но все одно. Возжелают выйти за рамки одного человека. Нехитрая параллель. Один человек — одна мысль. Чтобы он ни говорил? Чтобы он ни делал.  Чтобы ни творил.
В итоге, один человек будет сведен к одной мысли.
Один человек. Одна мысль. Не человек. А мысль. Не в его голове. Так во всех прочих. А жить одной мыслью не могут. В известной песне, быть вместе не могут люди. Всегда. На место люди можно поставить мысли. Люди. Не могут. Даже, если они подданные. Даже самые усмиренные подданные. Не раньше. Так позже. Не мешай. Или. Не мешкай. Сходи император. Сходни подадим. Поручни, извини. Поручик, проводи. И шагай по жизни. Смело? Как получится. Умело. Старательно. Изобретательно. Своего рода напутствие. От кого? От советника, например.
Советник. Понятно, где он должен стоять. Что скажет. Веди, император.
Даже на Острове, ты — император. Дай пищу, чувствам, желаниям, потребностям, противности. Скажи им. За мной. Получите, что хотите. И даже то, что захотите захватить. И чем больше будете хотеть. Тем больше будете захватывать. К чему? Жить одной мыслью невозможно. Одним человеком невозможно. А жить чувством, одним чувством, такое возможно?
Чем больше захватывать.
Тем больше хотеть. Сделать из линии круг, и по вечному кругу, чем не образ бесконечности. Тот 21-й год. На деле, их было два, 21-х года. Первый. Как всякий год. Кто-то уходит. Из великих. Кто-то, напротив, приходит. Пополнить число великих. Уходящий, я вам оставлю? Что он может оставить. Себя. Свое имя. Свои бредовые идеи. Оставляет. Каждый великий. Но не каждый уходящий. Приходящий. Я вам обещаю. Что можно обещать, будучи в колыбели. Тем не менее. Каждый приходящий обещает. Сдержать? Вот этого не обещает.
Никто.
В дальнейшем. Научиться не обещать. Научится. Каждый. Найдется, не сумеет. Недолго ему находиться. Так чему научится каждый? Делать открытия. Походя. Мимоходом. Как бы само собой. Иногда радостные. Чаще. Неприятные. Большей частью. Неожиданные.
2.2.
Как я сейчас соберусь, навалюсь, да как отобьюсь.
Понятно, употреблялось совсем другое слово. Куда более звучное. Емкое. К счастью. Другое то слово. Мне употреблять не  приходилось. Не приходится. Не придется.

Не зарекайся? Никто не хотел уступать. А как насчет, отступать. Не одно ли и тоже?
Иногда уступить не значит отступить. Всего лишь расположить. Далее следовало, разложить. Не потому ли? Вождь дал добро, принудительно ввел новую экономическую политику. Как всегда стучал кулаком. Куда вождь без кулака. Не обязательно таким кулаком должен быть свой кулак. Проще. В качестве кулака использовать верного соратника. Ох, и кулак получится. Только успевай показывать лбы. Показывать. Или подставлять. Кулак без применения, почти не кулак. Впрочем. Не буду заходить так далеко. Советское время. Немыслимо без вождя. А много ли было вождей. Так, чтобы сказать, не пытаясь скрывать дрожь чувств, Вождь! Или подобно старорежимному мужику, крестьянину?.. опуститься перед портретом на колени. И вознести молитву. Что-то надо возносить в этой жизни. Благо, есть куда. Не молитву. Так собственный профиль.

Новый герой, вышел однажды из светлых низов, щедр на улыбки, дарит их миру. Радуга. Над миром. На руках? Брось свои рукавицы. Уже. Где твое жало? Должно быть. Это значит. Способен решать любые задачи. Коль способен. Будет. Вот она свобода. Начинает решать. Конечно, исторические. Что предложил прежде всего. Конвейер. Если надо изготовлять интеллигентов, на интеллектуалов не замахивались, будем готовить их на конвейере. Из чего, вернее, из кого, из детей, конечно. С момента рождения должен принадлежать, кому? Обществу. Говорилось так. На деле, партии. Верно, только партия нового типа способна отменить родительские права.
Философия — дух — история,
верно, где человеческий дух обретается, как дух, только в истории. Идея истории? Была. И тогда, когда предок еще только становился человеком. Знать бы. Кому? Кому угодно, только не предку. Идея человека, носитель человеческой природы, потому и человек, но есть ли таковая, отдельная от природы жизни. Дать волю фантазии. Дикой. Скромной. Как отличить вторую от первой. Дать волю мысли. Разумной. На то и разум. Разве мысль не может быть дикой. Рационализация жизни. Полная. Жизни человека. Жизни общества.
Идея угрожает жизни. Жизнь, ставшая идей, и эта идея угрожает жизни, самой себе.
Идея? Оторваться от жизни. Значит, у нее своя жизнь. Как ее называть. К счастью. Жизнь не стала идеей, иначе бы она перестала быть жизнью. Идея, становящаяся жизнью, ведет к потере, чего? Самой себя. А если самой жизни. Что еще можно потерять в этой жизни. Начиная с источника мысли. До источника самой жизни. До последнего идее, наверно, не добраться. До дна, можно добираться, но добраться, вряд ли. А раз так. Где мы? Впереди вершина или дно. Но может быть, важнее кто мы? Быть нам на вершине. Или быть нам на дне. Быть нам при свете. Или быть нам во тьме. Опять же. Переходя на высокий язык. Сущность. И место. Наша сущность. Наше место. Помимо. Есть нечто вроде траектории движения. Упрощая. Дорога. По которой народы движутся в светлое будущее. В темное. Не желают. А если на дороге затор. Не злая воля каких-то там буржуев. А затор, как результат общих усилий. Не тогда ли можно услышать. Что-то вроде, кончилось ваше время. Услышать. Не расслышать.

Плененный. Опьяненный. Второе, чтобы вырваться из первого. И что? Снова туда вернуться. Рожден плененным. Возможно. Но почему так, рожден? Обречен. По рождению. Это и есть то, что называют судьбой. А судьба. Не только начало. Еще и окончание. В этом ее, судьбы, печальное неудобство. Мириться с которым очень трудно, почти невозможно. Но приходится. Иногда.

Если человек не может преодолеть свою конечность. Пытается. Не получается. Он? помещает за пределы конечных явлений, что он может поместить? Идеал, конечно. А себе? Оставить возможность бесконечного совершенствования. Есть линия. И по этой линии. Будет совершаться движение. Или не будет. Человек иногда капризничает. А потом? Позволяет себе удивляться. Какая капризная дама, эта наша история. Дама? Или дамы. Целая компания. И каждая в этой пестрой компании способна претендовать, каждая претендует, на что?
Универсальная история.
Универсальный общественный труд.
Наверно. Если бы существовал такой труд. Был бы тогда и универсальный человеческий характер. Иначе. Универсальный человек. Но может быть. Невозможен универсальный человек. Невозможен и такой труд. Что не мешает человеку стремиться. К универсальности. Если удастся. Тогда, наверно, и труд станет универсальным.  Неужели. На смену нам придет существо, способное претендовать на универсальность.

2.3.
Разве здесь не разум, разве это не разум говорит самому себе.
С чего начинается разум. Обращение к себе. А с чего начинается исторический процесс. С выхода во вне себя. Историческое творчество. Недоступно разуму. А значит. Разуму недоступно само бытие. Ведь это мысль. Вполне разумная. И дал ее разум. Задался. Потому как разум способен на мысль. В том числе. И на признание собственной неспособности. Уразуметь. Есть такие вещи. Которые разум не способен уразуметь. Они творятся без его участия. До него. При нем. Разум несет неравенство. Неравенство разумных существ. Носителей разума. Одной сущности. И потому существенно неравных. Равны, как существа разумные, носители разума. Но есть неравенство, преодолеть которое разум не в состоянии. Собственное неравенство.

Есть только носитель. И потому только разум.
Есть носитель. Есть разум. Обратный взгляд. Есть разум. Есть носитель. Что здесь необычного. Есть разум, нет носителя? Как он может существовать. А как может существовать человеческая природа до человека.  Без носителя. В лице человека. Значит. Есть что-то сверх-человеческое. К нему-то и причастен человек. До человека. Будет после человека. А что человек? Пытается. У него есть такая возможность. Сделать попытку. Возможно, не одну. Дотянуться до сверх-человеческого. Понятно. Не дотянется. Но все равно будет тянуться. Идеал. Революция. Душа. Высший идеал. Мировая революция. Душа мира. Космос. Объять необъятное. Не столь важно. Вырваться. Из узких рамок. На простор.

Потому и появился человек.
Что его природа была ему дана. Это значит, его природа была до него. Верно. Это и есть природа жизни. Человек, только форма жизни, одна из многих. Считает себя высшей формой. Пусть так. Не отменяет. Он в общем ряду. И природа жизни одна на всех, на все формы жизни. На Земле. И в рамках этой природы. Сознание, владеющее умами людей. Чем-то сознание должно отличаться. Иначе, как оно будет владеть. Да еще умами. Сверх? Какое сознание может владеть умами, например, утопическое. Впасть в утопию. Опираться только на себя, самому на себя, из самого себя, в самом себе.
 …
Никто не хочет голодать. Никто не хочет уступать. Никто не хочет отставать.
Понятно. Главное. Никто не хочет умирать. В известном фильме: никто не хотел. Естественно, никто не хочет. Нормально. А тот, кто знает о неизбежном. Постарается забыть. Если впереди долгая жизнь. Забыть удастся. Будущее есть, что есть оно? Опасность. Или радость. Или тусклость. Под звездами. Под пальмами. Даже под плитами.
Над — Под. Пред — За. Около — Далеко.
Мое — Твое. Наше — Ваше. Свое — Чужое.
Чтобы понять, надо понять. Чтобы стало понятно, надо понять. Чтобы пинать, надо пинать. Чтобы имели место пинки. Надо пинать. Будешь пинать. Будут пинки. Начали пинать. Начали гореть. Пламя. Смута охватила всех и каждого, кавычки опущу. Смутное пламя в душах. Теперь. Ясное пламя смуты. Из душ. На поля. На дома. На заборы. Куда бы еще бросить искру? Как всегда. На запоры. Любое пламя. Должно затухать. Со временем. Чтобы потухнуть. Надо затухать. Чтобы затухание имело место. Надо тухнуть. Гаснуть. Надо гасить. Верно. Не ждать же. Пока потухнет само собой. Такая смута может длиться еще не один год. Нет. Надо гасить. Стать внешним. Пламя смуты. Не зря ведь появились слова, о песенке, которую держали в зубах. Как долго держали нас. Как долго мы были в зубах. Поневоле. Из зубов. В руки. Все полегче. Хотя и руки могут быть жесткими. Жестокими. Могут. Будут. Опять возгорится пламя. Вся линия, историческая, суть вспышки пламени. Некоторое преувеличение. А раз так. Гашение. Надо гасить эти вспышки. Иначе. Кажется, ясно. Целое рассыпается. На отдельные клочки. И каждый клочок? Претендует на новое целое. Несколько иначе. На большое. Пока есть большие. Будут маленькие? Напротив. Пока есть маленькие. Будут большие. Как сделать. Чтобы маленький оставался маленьким. Всегда. На все времена. Выходил. Или заходил. В свою малую волость.
Я сделаю из него идола, очень старые слова, но еще не древние.
Из кого делать идола, проблема всякой революции, после ее победы, разумеется. Крушить. Сокрушили. На кого равняться. С кого брать пример. Вождь. Его уже нет. Ученик не растерялся. Я сделаю из него Идола. Говорить буду, идеал. И под его сенью. Или в его тени. Я сам стану таким же идеалом. Точнее, идолом.

Вместо заключения
Метод. Приказ. Масса. Из метода?
Придется допустить. Методология, из нее. Так и говорили о философии, есть методология, то, что дает методы. Берут на вооружение, я о методах. Кто? Кому выпала нелегкая задача направлять, кого? Желающих быть направленными. Вовремя примененный метод позволяет. Что?
Построить другой ряд.
Утопии. Задачи. Мобилизация. Вначале. Методы — Утопии. Оказывается. То, что рождает. Метод может родить утопию. И утопия, если начинать с нее, может родить метод. Начало. То, что дает путь, открывает путь, по которому можно двигаться. С помощью метода. Метод, то, что позволяет не просто двигаться. Но двигаться быстрее. С ускорением. Выходит? Возможно ускорение. Был бы метод. Так дайте нам метод. Предложения тут же. Начинайте. Самое простое. Приказ. Каким он должен быть. Найти отклик в массах. И массы тут же придут в движение. Какая начнется жизнь. Учителя. Ученики. Отходят на второй план. На первом плане. Руководители. Исполнители. Приказ, сверху вниз. Доклад. Снизу вверх. Тем самым. Лишнее подтверждение. Того очевидного, что общество есть вертикаль. Любое общество? Ведь мечтали об обществе равных, без всяких лестниц, ступенек и прочих там иерархий. Общество равных. Лицо? Каким было бы лицо такого общества. А каким может быть лицо абсолюта. Лицо абсолютного равенства. Абсолютно невыразительное, должно быть.


Рецензии