Ответственность это тяжесть или сила?

Когда я работала в педагогическом университете, то проводила со студентами семинар на тему «Ответственность».В начале занятия я просила их назвать свои ассоциации, которые у них возникают, когда они слышат это слово. Обычно их лица сразу скисали, и они предлагали такие варианты: долг, обязанность, работа, дисциплина, папа, груз, вина, закон, семья, выполнение. В основном это тягостные ассоциации, когда ответственность представляется чем-то тяжелым и ЧТО не хочется нести. Конечно, тяжести нести не очень приятно.

И даже в психологическом словаре дается похожее определение.
Ответственность – это обязанность выполнения объективных требований общества к личности, необходимость соответствия поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям. В этом определении фокус направлен на обязанности и обязательность, то есть это некоторые функции, которые человек взял на себя сам, либо ему вменили. И, как правило, это позыв извне к человеку, это внешние требования, которые налагают ограничения.

А что если взглянуть на понятие ответственности шире? Для этого можно развести понятия ответственность и обязанность (подчиненность).
Обязанность – это внешние требования, которые налагают ограничения. А ответственность – это внутреннее состояние человека. Что это за состояние?

Ответственность – это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни – это результат, следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.
Ответственность – это не внешние требования, а внутренняя сила человека, который САМ СОЗДАЕТ любую ситуацию и определенные результаты.
Тогда это уже не ограничение, а свободный выбор человека.

За что мы несем ответственность?
Каждый человек несет ответственность за свою жизнь и только за свою. За все, что происходит в его жизни  с ним самим. Например,

За свою энергию. Известно, что энергия следует туда, куда направлено наше внимание. Спросите себя: куда я направляю свое внимание, то есть, куда я вкладываю свою энергию? Я действительно это хочу? На что я трачу свою энергию? Что я усиливаю своей энергией? Я смотрю негатив по телевизору, я хочу это подпитывать?

За свое счастье. Никто не может сделать Вас счастливым человеком, это только в Ваших руках. Если человек несчастен, то никто в этом не виноват.

За свои выборы. Мы постоянно делаем выборы в жизни, каждый миг. Мы выбираем, что думать, что чувствовать, как поступить. Мы выбираем, быть жертвой или творцом, быть счастливым или жаловаться на жизнь, подпитывать свою энергию или истощать, любить или ненавидеть, каждый день мы совершаем множество выборов. И это основной инструмент ответственности. Именно с помощью выбора мы управляем своей жизнью. И у нас всегда есть выбор, даже если кажется, что это не так. Не бывает неправильных выборов, есть только опыт. Если мы не знаем, какой сделать выбор, можно отойти на шаг назад и посмотреть, к чему это может привести и чего мы  хотим! Необходимо подтверждать свои выборы ежесекундно, то есть жить осознанно, понимая последствия своих выборов.

Правда здесь есть сложность. Не всегда человек способен свободно выбирать свои реакции. Если он проживал психические или физические травмы с сильными эмоциями, болью, то в нем может зафиксироваться, например, что «жизнь опасна, люди могут причинить вред, или я неудачник, или у меня слабое здоровье…» И тогда такой человек смотрит на мир сквозь эти опыты прошлого, как искажающие линзы и реагирует на ситуации так же, как когда-то, получив болезненный опыт. Тогда он просто живет, неосознанно проживая повторяющиеся сценарии и не способен выбрать что-то другое. И здесь важно увидеть, что он живет не той жизнью, о которой мечтает, а проживает одну и ту же драму с разными декорациями. И тогда он может включить свою ответственность и решить: хочет ли он продолжать в таком же духе или сделать определенные действия, чтобы это изменить.

Задавайте себе вопросы: живу ли я своей жизнью? Отвергаю ли я что-то в себе? Признаюсь ли я сам себе в своих чувствах и эмоциях. А что я чувствую прямо сейчас? Зависит ли мое состояние от окружающих? Есть ли в моей жизни повторяющиеся ситуации и одинаковые реакции, где я действую автоматически (не осознанно)?

Ответственность реализуется через абсолютную честность с самим собой.

Есть такое определение, что ответственность – это способ реагировать с чувствами (Фритц Перлз). Здесь имеется ввиду, что она не является эквивалентом долга или обязанности, она связана со способностью чувствовать. Поэтому ответственность – это еще и телесная функция, потому что требует чувства, и в этом она отличается от долга, умственной конструкции, независимой от чувств; долга, который может вынуждать человека действовать против своих чувств.

Настоящая ответственность проживается целостно – при этом мы осознаем, чувствуем, ощущаем.

Честность с самим собой позволяет увидеть все свои стороны и стать более целостным существом и не убегать от того, что в себе не нравится. Если мы хотим духовно развиваться, мы должны честно увидеть самих себя.

Марианна Кэплен в книге «Ловушки просветления» написала: «Когда-то я воображала, что духовный путь состоит в уходе за пределы собственной тьмы. Сейчас я верю, что он состоит в том, чтобы научиться постигать и принимать все части себя, познавать и чувствовать все внутри себя – чтобы жить ярко и сильно. Мы обретаем единство не благодаря тому, что оставляем какие-то аспекты своего существа позади, но благодаря тому, что принимаем себя и весь мир как есть».

Принимать, а не осуждать себя и других очень важно. Никакое преображение не может осуществиться без принятия.  Противоположностью принятия являются претензии. Чем больше у нас претензий к себе и другим, тем меньше наша ответственность. И высший пилотаж в ответственности – это отсутствие претензий вообще. Это проживание себя — создателем своей реальности.

Чтобы проявлять ответственность нужно уметь видеть причинно-следственные связи между событиями, понимать, к каким последствиям может привести мое поведение. Как мои мысли вызывают определенные чувства, как эти чувства продолжают раскручивать мои мысли, как мои чувства влияют на мои реакции и как мои реакции влияют на мои взаимоотношения с другими людьми и т.д. То есть обязательное условие ответственности – быть осознанным. Осознавать свои мысли, чувства, свои модели поведения и делать соответствующие выборы, понимая, к чему они приведут и четко понимать и чувствовать свои истинные желания.

Это непростая задача, и если человек не привык к такому образу жизни, то он может столкнуться с разными препятствиями на пути к истинной ответственности. Главное не винить себя, если что-то не получается. Вина – это неконструктивная эмоция и важно перевести ее в конкретное действие, так как ответственность как раз и проявляется в активном действии.

Поэтому мало только прийти к осознанию и сделать выбор, главное перейти к определенным действиям. Но важно не переборщить с ними, чтобы это не вылилось в гиперответственность, когда человек берет на себя слишком много дел, пока не упадет. Тогда полезно понять, что компенсирует такая гиперответственность в человеке? Может его низкую самооценку? Или это стремление быть хорошим и таким способом получать одобрение и любовь? Тогда важно научиться меньше контролировать других и доверять им часть дел и больше уделять времени самому себе.

Еще есть вариант чрезмерной ответственности за других, когда человек отвечает за всех, но не за себя.
Желательно ощутить сбалансированную ответственность за свою жизнь и воздерживаться от принятия ответственности за жизнь кого-либо другого (кроме маленьких детей и животных).

Самое полезное, что мы можем сделать: любить себя, уметь быть счастливым, тянуться к тому, что вызывает радость и отклик в сердце, достигать свои цели в радостном состоянии, выбирать свои истинные предпочтения, ощущать свою силу внутри, способность создавать собственную реальность и осознанно ее строить.

И в конце семинара я вновь спросила студентов, какие теперь ассоциации вызывает у них слово ответственность? Ответы были уже другими, а именно: жизнь, сила, осознанность, выбор, доверие, решение, чувство, знание, честность, изменение, возможность, создание нового, свобода, возможность творить и счастье.


Рецензии