Былинные земли. Превращение. Часть 15

                Ударами можно добиться от земли только пыли, но не жатвы
                (Рабиндранат Тагор)
(Продолжение)

ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ

Свою резиденцию князь-воевода устроил в Несино, восточнее Каменя. Там, видимо, в отдаленные времена, проходил поток грузов, перемещаемых из Западной Двины в Березину. Водоемы связывались воедино необыкновенной речкой - сказкой. «Речка-сказка», названная Дивой, именовалась ранее Туровлянкой, она «нанизывала» на себя целую цепь озер, перетекая из одного в другое, пока не связывалась с Западной Двиной под Туровлей. Недаром в слове «несино» присутствует лексика движения: проноситься мимо, проплывать. Причем, слово удивительным образом "перекликается" с латышским "кокнесе" (Koknese - латвийский городишко в прибрежье Даугавы, или западной Двины).

Несино располагалось в самом центре междуречья – при озере Луконица, откуда вытекала Лукомка. Исконные названия усиливают видение области как исторической, предназначенной к взаимопроникновению культур, общению. Не исключено, что озеро Луконица связывалось с другим, близлежащим - Заружань, а далее цепь водоемов вела через Сокольское к Улле – продолжению водного перехода.

Место, избранное воеводой для резиденции, говорит о почтенном внимании к наследию, однако это был последний оплот княжеской династии. В 1684 году Несино уже продавали. На смену прежним владельцам шли другие люди, с другими целями и соображениями. Да и пути водных сообщений – «улицы» сместились в иные края.

А Камень приобрел Величкович, из которых Игнатий – судья стародубовский – продал в 1711 году с весями Олбоки и Урода Яну Пакошу, полоцкому стольнику.

Теперь имена князей всплывали только в хрониках - исторических документах. Так, представляя Камень в Польском словнике, составитель статьи в 1882 году писал: «Камень – местечко и поместье, центр гмины, где есть церковь, каплица католическая, синагога, школа, станция почтовая, млын водный. Принадлежал князьям Друцким-Соколинским».

"Местечко и поместье"... В 90-х годах прошлого столетия Роман Афтанази - составитель многотомной книги-альбома «История резиденций на давних окраинах Речи Посполитой» - разместил снимок здания (на фото), назвав его Каменской усадьбой.

Судьба снимка необыкновенная - его нарисовал баварский художник Альбрехт Адам, примкнувший к наполеновскому походу на восток в 1812 году. Кисти этого мастера принадлежат выдающиеся творения, исполненные во время вторжения и бегства французов из России. Даже Бородинское сражение запечатлено, и картины демонстрируются во многих европейских музеях.

То, что Адам непосредственно участвовал в кампании, не вызывает сомнений. И усадьбу он нарисовал, определенно, Каменскую. Вопрос в другом. Многие свои работы художник создавал, возвратясь из экспедиции, по памяти. Возможно, по этой причине он мог несколько сместить акценты и нарисовать не наш, другой, Камень. Дело в том, что у Афтанази рисунок попал в Вилейский повет, а местечек с подобным названием было немало. Вот что говорит известный белорусский ученый, кандидат исторических наук Вячеслав Носевич: "Местечко Камень Завилейский в Ошменском повете был, и входил он, действительно, в Виленское воеводство. Принадлежал Огинским, но панского двора там не было. Местечко относилось к имениям Мильча и Долгиново.

Возможно, что издатели "Резиденций" ошибочно привязали лепельский Камень к вилейскому. Если посмотреть российские карты XIX столетия (трехверстку и верстовку), то отметим центр лепельского поместья Камень. Он обозначен как фольварк и находился к северу от местечка. На картах 1930-х гг. там уже школа.

Учитывая обыкновение размещать школы в бывших панских домах, можно придти к заключению, что усадьба находилась именно там. А была ли она там же к началу 19-го века, попав в поле зрения французов - сказать сложно".

В общем, утверждать окончательно мы не можем. Остается уповать на исследователей-архивистов - может быть, когда-нибудь в каких-то глубоких "закромах" реестров отыщется безальтернативный ответ. Как и то, кто был хозяином каменской постройки.

Дело в том, что Афтанази, говоря о хозяевах усадьбы, снова внес неясность, придав Каменскому поместью дополнительную таинственность. Рассказывая о владельцах, он перечислил всех, и их имена совпадают с названными в польском Словнике. За исключением последнего. В своих "Резиденциях" он написал, что имение было продано маршалку шляхты Залесскому, в то время, как Словник обозначил другое лицо. Варшавские ученые последним владельцем назвали тоже маршалка, но не Залесского, а Савицкого.

Подтверждение сего факта я нашел в документах Латвийского государственного исторического архива. По состоянию на 1891 год о землевладельцах Лепельского уезда, собственником Каменя был "отставной штаб-ротмистр дворянин Владимир Филиппович Савицкий". С какого боку припёку "вылез" некто Залесский, непонятно, и требует уточнений.

Пока можно привести еще один довод в пользу того, что старый рисунок запечатлел все же лепельский Камень. Французы двигались через Лепельский край, и в работах Альбрехта Адама отражен еще один эпизод, близкий к каменскому. Сохранилась его картина о Бешенковичах, где Наполеон размещал свой штаб. А это на том самом тракте, что вел из Каменя в Витебск. Интересно, что Бешенковичи на протяжении ста лет - весь шестнадцатый век - считались также потомственным владением княжеского рода Соколинских.

(Продолжение следует).

На снимке: фоторепродукция рисунка баварского художника Альбрехта Адама "Усадьба Камень".
18.11/19


Рецензии