Как Иван-дурак за маслом ходил

                Человек существо хитрое и мерзкое.



Заболела жена у царя. Помирать, стало быть, собралась. Вот и говорит мужу:
- Мне бы маслица коровьева напоследок отведать, без примесей, без химии всякой, самого что ни на есть настоящего.
- Что ты, матушка, у нас этого масла ешь не переешь. А ну-ка несите сюда самого наилучшего, чтобы жиринка к жиринке, желтее солнца жаркого, свежее зорьки ясной!
Завизжали ворота, заверещали бабы, заревели ребятишки. Со всех дворов масло изымают, да не по фунту, не по два, а по целых пять. Сами посудите, лучше лишку взять, чем гнев батюшки-царя на себе испытать за нехватку.
Лишь бы царица поправилась, а излишки в дело пойдут. В царские закрома. Если, конечно, дойдёт дело до закромов. Бояре тоже к маслицу неравнодушны.
Только царица близко к себе то маслице не допустила. Понюхала издали и к стенке отвернулась.
- Не настоящее и всё тут. Принесите мне настоящего, как в детстве.
Бросили клич по странам заморским. И потянулись повозки с маслом из Франции, Бельгии, Голландии, Индонезии. Индонезийское масло батюшка царь попробовал и велел пушкарям отдать, ядра смазывать. Так это масло оказалось лучше оружейного.
Царица не стала даже смотреть на масло заморское. Велела с глаз долой убрать и заперлась в своих покоях. Видать помирать приспичило.
Постучал тут в царские ворота один старичок. Царёвы стражники выбежали, клюку ему сломали, за бородёнку куцую потаскали, в пыли да грязи придорожной поваляли и быстрёхонько к царю доставили. Это чтобы каждый знал, что к царю так запросто не попадёшь.
- Говори, раз пришёл.
- Помочь тебе может только Иван-дурак.
Царь призадумался, прошли те времена, когда старцев за мудрецов почитали, стоит ли верить?! А с другой стороны, чем чёрт не шутит.
Как найти такого дурака, который Царицу вылечит?
- А ты поспрошай. На психушки зря время не трать, там и так полно ваших. Среди народа ищи.
- Как же узнать его? Любой дурак скажет, что он дурак, лишь бы к царским покоям приблизиться да награду царскую получить.
Старик бородёнку поправил, поближе к дверям встал.
- А вот кто не жулик, тот и дурак.
Сказал так, а сам бочком-бочком и за ворота. Да и поминай как звали. На что бояре шустрые да хваткие, царские слова, да что там слова, думку, не родившуюся, на лету словят, а тут старикашку упустили.
Царь задумался. «Где такого сыскать? И не осталось их вовсе. Кто же ложку мимо рта пронесёт? Кто ж у колодца будет, да не напьётся? Кто мимо пройдёт, да на ворота не взглянет? Дураков уж давно нет.»
Бояре, перепугавшись, что царь-батюшка разгневается за их ротозейство, расшумелись, ногами затопали, посохами размахивают.
- Что это такое! – кричат - Старики всякие нам указывать будут! У нас и бороды поширше и голоса по толще будут. Ищите других дураков, дурака искать.
- Хватит! - вспылил царь. – Ищите дурака, не то я вас всех около- царёвых привилегий лишу.
Ничего не поделаешь, пошли бояре дурака искать. День ищут другой, а дурака всё нет. А царице-матушке всё хуже и хуже становится.
Послал царь докладчика, чтоб разузнал, как там дела по поискам продвигаются, да к царю с докладом.
Докладчик сам не пошёл, соглядатая отправил, тому тоже лень, он на мальчишку-нарочного переложил. А мальчишка и рад из дворца слинять, свежим воздухом подышать, да родительницу проведать.
 Мамка его встретила, молоком с пряниками накормила, спать уложила, да бегом к бабам. А бабы народ особенный, они про всё знают, ей сразу новости последние и выложили, мол, тишина повсюду, никто по деревням не бегает, дураков не ищет, а бояре на речке в шатрах расположились, пиры устраивают, девок щупают, да ждут не дождутся, когда царица умрёт, а они своих дочерей к царю пристроят. Каждый мечтает с царём породниться, да полцарства оттяпать.
Узнал про то царь, повелел бояр –предателей пожурить, а некоторых и поругать по строже.
Хотел уже сам к народу выехать да передумал. Велел собрать всех жителей царства на дворцовую площадь. Разом решил опросить, мол, есть ли среди вас дурак, который домой со службы гвоздя не принесёт, последнюю рубаху прохожему отдаст и за совет денег не спросит.
Молчит народ. Нет таких.
- Все ли здесь собрались, может забыли кого?
И правда, вспомнили про Ваньку пришибленного. Его и за человека никто не считал. Так шаро-моро какое-то. Вечно у кого-нибудь в огороде копается, чужих лошадей пасёт да за ребятишками малыми смотрит, а денег не спрашивает. Зачем такой царю понадобился?
Привели Ваньку. Велел царь ему к утру масло во дворец принести, да чтобы настоящего без всяких примесей.
А Ивану что? Надо так надо. Только попросил он печать царскую, чтобы ему никто препятствий не чинил и содействие оказывал.
- А без печати никак нельзя, дяденька ругать будет.
Пришёл Ванька в маслобойню, печать показал.
 - Масло мне надо настоящего, для царицы-матушки. 
А ему объясняют:
- Дурак ты, Ванька, где ты сейчас настоящего масла возьмёшь?  Мы и сами его тыщу лет не видали. Конечно мы для царицы-матушки ничего не пожалеем. Молоко водой разбавлять не будем, подойники помоем, крахмал в сметану класть не станем. Но все-равно это не настоящее масло. Корма не те. Иди к скотникам, может они помогут.
Пришёл Иван к скотникам, а те тоже ни в какую. Ладно, мол, не будем комбикормом кормить, витаминные добавки в сено класть. И что? Трава на полях уже не та, что в прошлые времена, не настоящая. Иди к аграрникам. Аграрники руками замахали.
- Что ты, что ты, Иван! Мы ничего в траву не добавляем. Это всё транспорт, телеги виноваты. По дорогам катят, пыль ядовитая, да смазка колёсная на поля наши попадают, и лошади, просим прощения, газы ядовитые на поля пускают. Иди к транспортникам.
Транспортники его и слушать не стали.
- От костров охотничьих, от табака, купцами завезённого, от труб печных воздух загрязняется, и трава уже из земли отравленная ползёт. А ещё в прошлом годе американцы борщевик страшный завезли, не сломать, не выкопать, никак извести не можем. Да и лошади ту же траву, что и коровы едят. Оттого и газы такие. Сходи-ка ты за тридевять земель, живёт там колдун, не злой не добрый – просто колдун. Он может поможет.
Приходит Иван к колдуну, а там тот старичок, что давеча к царю приходил. Он то и надоумил Ваньку печать царскую стребовать.
Обрадовался Иван, что знакомца встретил. Печать отдал и спрашивает:
- Дядька. К тебе все дороги ведут, где масла взять настоящего?
Колдун печать в руках повертел. Холодильную яму открыл. Достал пачку масла отдал Ивану.
- Передай царице. Настоящее. Двести лет храню. А в наше время уже масла настоящего не сделать.
- Что же ты сразу царю не отдал?
- А печать? Мне печать нужна. Я с этой печатью сам царём буду.
Плюнул, дунул колдун, у Ивана в глазах помутилось. Земля из-под ног ушла. Очнулся Иван у царёвых полатей. Отдал масло царю. Царь принёс его царице, та попробовала и сразу здоровой стала. С лежанки вскочила, на трон царский рядом с царём села, красным солнышком засияла.
Иван рядом стоит, мнётся.
Удивился царь.
- Ты чего это, Иван, домой не идёшь? Ты же дурак, тебе благодарностей не надо.
- Да я и не жду. Повиниться хотел. Печать твою колдуну отдал. Теперь хлопот не оберёшься. Вели топор точить да плаху готовить. Я виноват, мне и голову с плеч.
- Дурак ты, Ваня, дурак! Не уж-то я тебе печать государственную бы доверил? Вот она печать настоящая, а всё остальное у нас… Пойдём ка, Ваня, мы с тобой чайку попьём с мёдом. Мёд у меня настоящий, липовый. О жизни поговорим. Хотя тебе дураку все равно не понять, как настоящая жизнь делается.


Рецензии