Пропущенное событие

                ВЫСТАВКА НА МАНЕЖЕ «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»

  Тема экспозиции – Великая Отечественная война в изобразительном искусстве.

  Статья в «Российской газете» за 6 ноября 2019 года.
Автор Елена Новосёлова

  Для меня, солдата той войны, это событие – одно из ГЛАВНЕЙШИХ!
Но, в описании события «День народного единства» 4 ноября, об этой выставке нет ни слова. Спасибо газете!

  «4 ноября – 8 декабря 2019 Выставка «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»
В Манеже на выставке «Память поколений. Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» собраны лучшие художественные высказывания о войне из 44 музеев России. Уникально и решение выставочного пространства: это круговая застройка из 15 залов со специальным климатическим куполом для сохранности экспонатов. Прямо перед вошедшими в зале «Память истории» – знаменитый триптих об Александре Невском Павла Корина из Третьяковской галереи. Над произведением, которое называют символом будущей победы, Корин работал в 1942-1943 годах, когда исход войны был неочевиден. Но, по замыслу кураторов, триптих должен
рифмоваться с историей войны через кадры фильма Эйзенштейна и слова князя-воина о победе над немцами на Чудском озере: «Кто с мечом к нам придёт...». Фильм «Александр Невский» имел оглушительный успех во время войны.

  Зельфира Трегулова подчёркивает, что триптих Корина – возвращение иконописных мотивов в официальную живопись. А Владимир Мединский обращает внимание гостей на картину Василия Яковлева из Ярославского художественного музея.
– «Яковлев – автор знаменитого портрета маршала Жукова, – комментирует Трегулова. – А это «Патриотическое молебствование в Москве. 22 июня 1942 года», на котором изображён епископ Сергий (Ларин). Художник был другом Сергия и присутствовал на службе, когда тот молился о Победе. Епископ любил эту картину и возил её свёрнутую с собой. Он известен ещё и тем, что на пожертвованные им 100 тысяч был построен самолёт для фронта».

  В зале «День победы», посвящённом искусству 70-х, звучит «Здесь птицы не поют...» Президент обращает внимание на картину «Память Смоленской земли». На столе – пробитая пулей каска и треснувший чугунок. По жанру – натюрморт, по сути – символическое высказывание.
– Да, это тот самый Борис Йеменский, которому сейчас 97 лет, – реагирует Зельфира Трегулова. И рассказывает о глубоком подтексте искусства 70-х. Вот работа Татьяны Назаренко «Партизаны пришли». Трагический момент, когда повешенного вынимают из петли. Здесь даже стилистически цитируется евангельский сюжет «Снятие с креста».

  – Для многих тема войны была не просто темой официального заказа к ежегодной выставке к 9 мая, – говорит Трегулова о художниках 70-х. – Многие были на фронте, кто-то оказался подранком войны. В 60-70-е годы они возвращались к этим темам мира боли, горя, с которыми оказывались лицом к лицу. Поэтому это абсолютно честное и глубокое искусство. «Подранками войны» директор Третьяковки назвала художников, которых война задела через память родителей. К этому поколению она отнесла себя.
– На картине «Шинель отца» Виктор Попков изобразил себя в шинели тестя. Мой отец прошёл войну от начала до конца. Я получила память о ней из рук в руки».

  Подпись к иллюстрации – «На выставке собраны лучшие художественные высказывания о войне».


Рецензии