Ископаемое эпохи динозавров

Обнаружен неповторимый человек эпохи «динозавров» , по данным геологической разведки, в зоне экологических «страданий», в районе станции Защита - Михайленко Елена Андреевна. Простите, господа, ах как хочется сказать старое и доброе “товарищи”- геологи, столь вольное обращение с терминами Вашей науки.
Месторождение местами на редкость «открытое» - все чувства, мысли, желания — выплеснуты «на поверхность».В ней - и ценное и примеси, как и в любой породе. Место рождения нашего месторождения – Омская область, Викуловский район, деревня Тава, 1830 г. Прочтите и вы убедитесь, что это «геологическое отложение» сформировалось под влиянием сурового климата детства, и потому требовало суровых условий жизни. Посудите сами:
В окрестностях деревни - топи, болота, смрад.. В каждом доме “постояльцы “– тиф, лихорадка, дизентерия.
Очень, очень бедно мы жили, даже когда приехали в Алма-Ату. Отец в тылу получал в месяц 40 рублей, на заготзерне.Детство у меня очень трудное, но я была отчаянная. У нас клеенки не было, у нас ничего не было, стол — ножиком скоблила, мама болела и болела, я работала в свои 11 за два кармана зерна. И все же, оно нас кормило. А у меня, чтобы была кукла, я ее сама сшила. Возьму лоскутки, сверну и - на «новую» такую куклу платочек сделаю. Вот я с ней только и хожу - любила очень, никогда у меня не было никаких игрушек. ... Мы спали так. У нас с лоскутков было одеяло сшито, простыни из мешков, а занавески — из марли.
А жизнь ее — из натуральной родительской любви и полной свободы действий:
Родители меня жалели, любили,- из двадцати одного умершего ребенка - она одна победила смерть.Да такая живучая оказалась. Что хотела, то и делала — во всем полная “самодеятельность”, и, простите, не только «художественная» - трудовая.
Отец — заправщик, она — отчаянная ключница:
Я сама заправляла машины. автол, бензол, керосин, - все в моей ведомости стало.
Отец на заготзерне — она визировщик:
Что такое визировщик? Когда привозят, вот например, пшеницу, привозят полную машину. Вот я ее в четырех местах возьму, и ,потом, несу узнавать влажность, какое зерно, в лабораторию. Потом таксировщиком стала, работала ночью, придут машины — я ночью лежу на этой машине, спала прямо на пшенице, негде было спать...
И я поняла,читатель, трудное детство — это детство насыщенное трудом.
С десяти лет начала белить, красить,мыть полы - делать все. И вот, знаете еще что, юбки из мешков шила, покрашу и «солнце-клеш» делала. Белыми нитками звездочки вышивала.- так приукрашивала она вынужденную мешковатость нарядов.Я была такая отчаянная.
Пойми читатель: отчаянная - не отчаявшаяся. К примеру, жестяная банка, отшлифованная и соединенная с мембраной — породила радио в порыве ее бурной “самодеятельности”.
Я была вот еще какой,- от самой себя в восторге,- я, знаешь, сама свет проводила, сама проводила радио - все, все сама умела делать. Если что сломается — никому не носила, никогда муж Иван не делал - я все сама делала.
Вот Вы были какой, - теперь уже и мы в восторге от редкой такой ее породы.
Я с шести лет все время (до74) в художественной самодеятельности участвовала. У нас там был клуб, я значит что... плясала вальс-чечетку везде: в военных частях, клубах, в совхозах - везде,везде мы ездили.
Во время войны?
Во время войны.
Во время войны — на фронтах сцен.
Я и пою, второе у меня сопрано,- звенит задорный старческий тенорок,- на пианино играла и на баяне, и на балалайке в оркестре струнном, и на гитаре - все “хватала”.
Всеми силами своей отчаянной души, любым “оружием “ художественной самодеятельности сражалась за торжество оптимизма, завоевывала огромные “территории”зрительских симпатий»: живыми розами засыпали.
Про вальс-чечетку, усыпанный розами:
Если бы у меня не болели ноги, я бы сейчас вам как бацанула! Хэ-хэ-хэ.Вот какая баушка!- схватив на лету прочла мой восторженный взгляд.- Откуда у меня все это бралось? От Бога!- самое ценное ископаемой вдруг вырвалось из глубинных недр ее «очарованной сценой души». Если «подсчет запасов» сделать, так принято у геологов, можно смело «открывать рудник». Конечно, если смело - то можно... А пока наша «журналистская повозка» тянет геологический профиль дальше с последующим отбором проб - образцов из наиболее интересных позиций - геологи меня ,может быть, поймут...
Заколебалась стрелка компаса, измерили рулеткой — ценный слой не очень глубокого залегания:
И вообще, я такой человек, знаешь что, сильно много работала. - закончив Семипалатинский геолого-разведочный техникум. -Мы,геологи, как уезжали в апреле месяце — и по декабрь. Все время в поле, даже,нас, знаешь,что, нас сильно засыпало снегом, нас откапывали на машинах, всяко...вертолетов же не было...Знаешь, а зимой как мы работали: в морозы 30-35градусов... на комбинированных профилях. Мы очень много открыли залежей: золото - в Семипалатинске. А Белоусовка, Лениногорск? Весь Казахстан — таблица менделеева.
Стоп. А стрелка компаса? Мы можем так сбиться с пути повествования. Геологическая романтика потом. Рандеву с волком благополучно завершилось молитвой, с медведем — падением с ,обезумевшей от страха, лошади и вывихом локтя; кружение в водовороте — двумя спасенными жизнями геологов «со дна, схватив за волосы, выдернула из водоворота. Уколы свиньям и лошадям, «самодеятельное» кастрирование кроликов - все потом...
А пока :
-Работала счетоводом, бухгалтером, нормировщиком, «сметы считала, даже финансировала, как начальник или главный инженер, проекты считала, ездила в Алма-Ату. Замечание сделают — тут же все изменю, пере черчу - все время первые премии получала. Ой, большая была работа у меня, я так любила работу, о Боже!....».
Хочется взмолиться: Боже, прими исповедь рабы твоей Елены, и не будь столь ревнив, как ее муж, особенно за то, что она как-то «особенно” “ любила буровиков».
И когда я ушла из экспедиции , по моим нормам работали кто? Котельная, вспомогательные цеха, спектральная лаборатория, потом всех девчат научила...
Что это? Может компас сломался? Стрелка - в лихорадке. Не компас — барометр материнского сердца. Там — буря. В опасности ее сын - капитан в колонии строгого режима, уголовники ему угрожают смертью, один из них, туберкулезник, плюнул в его глаза, «а плюнул потому, что уж очень красивы его глаза и, знаешь, из за зависти , наверно». Вопреки нечеловеческой зависти — глаза по-прежнему красивы, но вооруженный палочкой Коха, плевок достиг цели — кератит и он слепнет.
-Сегодня же спасти сына! Надо попасть на прием к генералу города! А как попасть, когда не пропускают!
А могут ли не пропустить даже, готовую прорвать своей грудью колючую проволоку, мать. Мать готовую даже породниться с генералом.!..
Я родственница генерала, у него сильно большое несчастье, надо срочно к нему попасть,- напор фраз не дает опомниться дежурному УВД
Пррропустить!- взорвался испугом генерал.
Я как дверь его открыла, а он там сидит. Зеленый стол, как обычно там бывает. Я зашла: «Здравствуйте!». Он: «Здравствуйте?! Кто Вы такая?». “Я, Михайленко Елена Андреевна. Я по зову сердца матери пришла к Вам”. «А какая Вы мне родственница?» «Я Вам никто. Я вынуждена была сказать. Я умоляю Вас, я прошу Вас, помогите мне забрать сына из колонии строгого режима, если Вы не поможете — его убьют, или он повеситься.», встаю на колени. Так только Бога молят о пощаде. «А как фамилия сына?» «Михайленко Сергей Иванович.» Он написал, «крыжик» красным поставил. “С сегодняшнего дня он последний день работает. Я ему помогу.”- так сострадание всеже породнило генерала и отчаянную мать...
Я брожу по комнатам дома Елены Андреевны, любуюсь фотографиями в альбоме, портретами на стене. Портреты, портреты,портреты...Жизнь перенесенная на стену из глубоких залежей в недрах души. Первая стадия геологической разведки, геологическая съемка, в нашей повести — последняя.
Геологический принцип Джона Хеттона: «Настоящее -ключ к прошлому», в данной ситуации - к геологическому прошлому: “Люблю спать в холоде под легким пледом, ноги скованы остеоартрозными “кандалами”, пью 8 таблеток в раз, обливаюсь холодной водой с апреля по ноябрь и работа, работа, работа.” Ее огород осенью - чистенький «как яйцо». Из сломанных рук действующая — левая...
- Я оптимистка, ничего, мы еще за жизнь поборемся !
Как утверждает Советский энциклопедический словарь, такие вот “ископаемые” и служат для образования“полезных горючих веществ, поддерживающих огонь”жизни, зажигающих жизнь!

газета "Flash" 14.06.2012 №13(233)


Рецензии