Призыв в армию. полковая школа. часть 8

     ПРИЗЫВ В АРМИЮ. ПОЛКОВАЯ ШКОЛА. Часть 8.

     И вот, я курсант полковой школы при в\ч 3466 в городе Днепродзержинске. Командир полковой школы майор Мельников, заместитель по политчасти, майор Елиференко, командир взвода, старший лейтенант Невельских, командир отделения, сержант Сивуха.
     Год службы в войсках МВД СССР не прошел даром. Я легко справлялся с армейскими нормативами, обязательными  для курсантов полковой школы и всегда получал только отличные оценки. В зеленой зоне части была устроена спортивная площадка, оснащенная гимнастическими снарядами. Все свободное время я проводил на ней и естественно покорял однополчан различными трюками на перекладине, брусьях, кольцах, на коне, лазанью по канату. Вокруг меня всегда собиралось много бойцов, с которыми я щедро делился секретами некоторых трюков, оказывал помощь в их исполнении и обеспечивал надежную страховку. Командование части поощряло добровольное желание молодых людей посвящать свободное время  физическому развитию, совершенствовать выполнение обязательных нормативов на спортивных снарядах.
     Выносливости и физическому развитию военнослужащих особое значение придавал начальник медслужбы части, подполковник Конных. Он добился того, что полковник Черкасов издал приказ о том, чтобы каждое воскресенье в части проводился 5-и километровый кросс, обязательный для каждого офицера, сержанта и рядового. К этому все привыкли, легко справлялись с  дистанцией, не роптали и испытывали большое удовлетворение от перенесенной физической нагрузки. Приятным было и то, что среди бегущих мы видели  весь командный состав во главе с подполковником Конных. Командир части, полковник Черкасов, поощрял все виды спорта, особенно ему нравились виды единоборства: бокс и борьба. Не случайно в части было двадцать мастеров спорта по боксу. Крылатым выражением командир части называл этот вид спорта: «Культурным мордобоем». Часто на стадионе, или в клубе, устраивались соревнования,  показательные выступления. Помню на соревнованиях на первенство части по выжиманию с плеча двухпудовой гири я занял второе место. Чемпионом оказался рослый ефрейтор, который отжал с плеча гирю 35 раз, я же 24. Когда я вступил в это единоборство, у некоторых было недоумение и улыбка на лице, т.к. среди всех участников я был самым щупленьким, но выжать гирю больше меня, кроме ефрейтора, никто не смог. За второе место мне был вручен приз – флакон цветочного одеколона  и такого же названия кусочек мыла.
     Мне один раз в неделю давалась увольнительная для посещения занятий в гимнастической секции города Днепродзержинска. Там я подружился с хорошими гимнастами и гимнастками. Помню, после тренировок  до трамвая мне составляла  компанию девушка, Тамара Застава, которая жила в этом районе. Мне было приятно её общество, в беседах на различные темы, я понимал, что рядом со мной содержательный человек, начитанный и умудренный жизненным опытом. Она работала на каком-то предприятии рабочей и занималась гимнастикой. Девушка была неравнодушна ко мне, я это чувствовал, и прояви в ответ интерес к ней, наши встречи могли бы перерасти в любовь. Я находился в постоянных мечтах о Жанне и стремился сохранить чистоту своих чувств и поступков ей, и только ей.
     Очень интересным и незабываемым было обучение в полковой школе. Там было все подчинено не только освоению и совершенствованию военного мастерства, но и расширению кругозора, политической уверенности и стойкости каждого курсанта. Нам устраивали экскурсии на передовые предприятия Днепродзержинска, дома культуры, кинотеатры, спортивные площадки, открытые бассейны. Помню, громадное впечатление я получил от посещения металлургического комбината им. Дзержинского. Прокатный стан, конверторная печь, разлив расплавленного металла из горнила доменной печи никого не оставили равнодушным. Мы гордились своей страной – Великим Могучим Советским Союзом, понимали смысл и значение нашей службы по обеспечению её безопасности и мирного труда её народа.
     Открытие спортивного дворца явилось праздником города. Нас привлекли к показательным выступлениям. Свое мастерство демонстрировали лучшие спортсмены города – это были: и боксеры, и штангисты, и гимнасты, и акробаты. Я выполнил большие обороты на перекладине, соскок летом через неё, стойку на брусьях и сально над жердями. Зрители наградили меня аплодисментами. 
     Весной 1959 года в городе Днепропетровске проводились соревнования по спортивной гимнастике на первенство «Динамо» Украины. Соревнования проходили в городском парке культуры на открытой площадке. От нашей части была выставлена команда из шести человек. Я выступал по первому разряду, не занял какого-то призового места, но команде принес какие-то зачетные очки.
     После соревнований мы бродили по парку, наслаждались его красотой, чистотой и убранством. Парк был создан для народа, тружеников большого города, где было место всем: послушать музыку, потанцевать, побродить в тени роскошных деревьев, уединиться на лавочке,  помечтать и подумать о БЫТИЕ. 
     Вспомнив этот момент в моей жизни, мне тут же в памяти высветился другой, спустя 40 лет. Произошел развал Советского Союза. К власти на Украине пришли оборотни, предатели социалистических идей. Страной правил Л.Д.Кучма. Начался вопиющий грабеж социалистической собственности. Алчные аппетиты тут же проявили бывшие партийцы, дорвавшиеся до власти. Премьер-Министр Украины Павел Лазаренко выкупил за бесценок городской парк культуры в Днепропетровске, которым я когда-то восторгался. Однажды по телевидению показали такой сюжет: в воскресный день на лужайке возле одного из газонов этого парка стоял Павел Лазаренко, опираясь на черенок лопаты, возле него валялись грабли и тяпка. На вопрос журналиста: «Как вам удалось приобрести такое богатство?», оборотень ответил:
     - Я всю жизнь трудился!
     - Подожди!.. Подожди, дружок! – тут же возник у меня вопрос. – На каком Севере, в какой шахте, ты заработал такие деньги? За какие подвиги, научное открытие, тебя крестьянского сына, озолотил народ, отказавшись от своей собственности.
     А ларчик открывался очень просто. Используя свое служебное положение, на основе финансовых махинаций в газотранспортной системе, он и Ю.Тимошенко сумели похитить из государственной казны большие деньги, совершив тяжкое преступление.
     Павлу Лазаренко пришлось бежать в Америку, где он был осужден и отбывал тюремный срок – семь лет. Какая несправедливость! Вместо того, чтобы болтаться в петле, вор и убийца отсидел свой срок и сейчас разгуливает по Америке. Вот такая действительность сегодня!
     В первомайские праздники 1959 года в городе проходила демонстрация трудящихся. Нас, курсантов полковой школы, привлекли к её участию в качестве линейных у трибуны. Подготовка к этому мероприятию была очень серьезной. Мы по несколько часов в день отбивали строевой шаг на строевой площадке,  до автоматизма отрабатывали ружейные приемы.  Меня поразил бесконечный людской поток, портреты, плакаты, лозунги, здравицы и праздничная музыка. Я ощущал себя частичкой большого могучего государства, нужной и целесообразной ему. После окончания демонстрации, мы возвращались в часть уставшие, но удовлетворенные.
     В полковой школе было два отделения: одно готовило младших командиров строевой службы, другое – командиров автомобильной. Мне очень хотелось освоить вторую специальность. Среди своих однополчан я нашел единомышленников. Мы понимали, что в современных условиях ведения боя, строевой командир должен не только умело стрелять, знать материальную часть оружия, знать тактические и строевые приемы, но и знать устройство автомобиля, обладать навыками его вождения, в совершенстве знать правила дорожного движения. Все это мы предполагали освоить в свободное от основных занятий время. Я написал рапорт на имя начальника школы, майора Мельникова, в котором изложил нашу точку зрения и приложил список добровольцев. На мой рапорт был положительный отклик со стороны командования школы и части. Все понимали, что наш почин имеет очень большое значение в подготовке высококвалифицированных младших командиров. Был издан приказ по части, сформирована группа из 20-и человек, разработаны программа и расписание и мы приступили к занятиям. Нас никто не подгонял, никто не заставлял просиживать над изучением материальной части автомобиля, правил дорожного движения – ко всему был серьезный осмысленный подход каждого. В  свободные минуты мы бегали на стоянку учебных автомобилей, помогали инструкторам подтянуть ту, или иную гайку, болт, потренироваться, нажать на педали газа, сцепления, тормоза, включить ту, или иную скорость. Объектами для наших тренировок были грузовые автомобили ГАЗ-51.
     Я подружился с автомобильным инструктором, младшим сержантом Евгением Поповым, военнослужащим второго года службы, призванным на срочную службу в войска МВД СССР из города Астрахани, женатого, отца двухгодовалого   ребенка. Женя бескорыстно делился со мной всеми премудростями автомобильного дела, давал порулить автомобилем на автополигоне. Нас объединяла любовь к спорту. Женя был разносторонним спортсменом, и по многим видам спорта  имел третий разряд. Когда его привлекали к соревнованиям по борьбе, штанге, боксу, он подгонял свой вес к наилегчайшей весовой категории, часами просиживал в парилке, соблюдал строгую диету, до безобразия худел, но всегда приносил команде победные очки и призовые места. Иногда меня пугала его худоба, синяки под глазами, бледное лицо, я, по дружбе говорил, что он подрывает свое здоровье, ради каких-то несерьезных интересов, но переубедить его в этом мне не удавалось.
     Однажды, на очередных соревнованиях по боксу, он завоевал первое место в части среди боксеров самой низкой весовой категории. Командир части, полковник Черкасов, объявил ему отпуск. Радости у Жени не было предела, он тут же собрался и уехал к себе на родину в Астрахань. По окончанию отпуска, он вернулся в часть с Астраханскими подарками. Там была 3-х литровая банка черной икры, осетровые копченые тушки, рыбные балыки и другое. Женя щедро поделился ими и с руководством части, офицерами полковой школы, ближайшими друзьями.  Признаюсь, это был единственный случай в моей жизни, когда я насладился рыбными деликатесами.
     В марте 1959 года меня приняли кандидатом в члены КПСС. Решение вступить в партию коммунистов я принял осознанно, без какого-то насилия,  нажима и осознания какой-то выгоды для себя. Выгода была в том, что на меня накладывались дополнительные обязанности и большая ответственность быть Коммунистом. Я сознательно разделял требования Устава и Программы КПСС, Ленинских принципов отношения к труду, моральным ценностям советского человека.
     Беспрепятственно я получил три рекомендации: от комитета комсомола полковой школы, от заместителя начальника школы по политчасти, майора Елиференко и от командира взвода, старшего лейтенанта Невельских. Парткомиссия при политотделе 33 отряда внутренней охраны МВД СССР принял меня в свои ряды, кандидатом в члены КПСС. Я был очень счастлив и почувствовал себя совершенно другим человеком, почувствовал себя мужчиной, на которого возлагалась большая ответственность – служить Родине.
     Приближались долгожданные выпускные экзамены и новые служебные назначения – все ждали этого момента. И вот, после первомайских праздников, меня вызвали в штаб части. В кабинете, полковника Черкасова, были его заместители, руководство полковой школы, а среди них знакомый мне ефрейтор.
     - Рядовой Пастернак, познакомьтесь с ефрейтором Цевой, - предложил мне полковник. – Вас и этого молодого человека, политотдел и командование части, решили направить в Москву на Совещание отличников войск МВД СССР. Своим отношением к службе, политической убежденностью вы заслужили этого.
     Далее Черкасов говорил о международном положении, о почетной миссии войск МВД СССР и о долге каждого из нас. Я поначалу не мог понять, что происходит, не сон ли это? «Почему я, а некто другой?» - думалось мне.
     Нас с ефрейтором Петром Цевой поздравляли офицеры, друзья однополчане, - все желали успеха и удачи. На следующий день мы выехали в столицу нашей Родины, город Москву. Мне было очень приятно и то, что Петя служил в комендатуре города Лермонтова. Он неустанно рассказывал  о новостях, которые произошли в комендатуре, на заводе и в городе Лермонтове. Прибыв в Москву, мы разместились в одной из казарм дивизии МВД, которая находилась в Реутово.
     Незабываемыми были дни, проведенные на этом мероприятии. Мы не только просиживали в зале и слушали доклад Министра МВД СССР, Дудорова Н.П., выступление, начальника войск МВД, генерал-лейтенанта С.И.Донского, представителя ЦК ВЛКСМ, Александра Рапопорта, отличников боевой и политической подготовки со всех регионов страны. Нам были организованы экскурсии: в Кремль, Оружейную палату, Мавзолей Ленина и Сталина, ВДНХ, Исторический музей, музей Ленина. Нам показали подготовку Кремлевских курсантов к выходу на пост №1   у  Мавзолея. Меня поразила четкость выполнения строевых команд и ружейных приемов. Я постарался их запомнить и для себя решил, по приезду в часть, отработать такую же четкость.
     Последний день Совещания был посвящен оглашению приказов, поощрений и награждений участников Совещания грамотами и ценными подарками. Приказом Министра МВД СССР мне был объявлен отпуск, лично им, Дудоровым Н.П. вручен ценный подарок, а член  ЦК ВЛКСМ, А.Рапопорт вручил мне Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. Такими же поощрениями был отмечен и Петр Цева.
     Из Москвы мы возвращались в приподнятом настроении, переполненные впечатлениями от Совещания, экскурсий по достопримечательностям Москвы. В поезде я написал письмо Жанне и попросил Цеву, по приезду в Пятигорск, лично вручить мое послание ей. В письме я, в очередной раз, признавался девушке в любви и поделился своими впечатлениями от поездки в Москву. По причине, мне не известной, ей пришлось взять академотпуск в Одесском технологическом  институте, и она в то время находилась в городе Пятигорске.
     В части и полковой школе мне пришлось несколько раз выступить перед  личным составом, поделиться своими впечатлениями от Совещания и рассказать о тех задачах, которые были поставлены перед нами Министром МВД СССР.
     И вот выпускные экзамены. Всё было сдано на отлично. Отличные оценки я получил и по автомобильной специальности. На всех экзаменах присутствовал работник ГАИ города Днепродзержинска в звании майор. Мне было приятно, что мои ответы на вопросы по устройству автомобилей, правилам дорожного движения, вождению автомобиля оценивались этим человеком. Мы ждали приказа о назначении и присвоении воинского звания каждому - «ефрейтор». Я думал, что меня отправят на прежнее место, в комендатуру города Лермонтова, надеялся на долгожданную встречу с Жанной, друзьями, родителями, но, к сожалению, мои ожидания были напрасны. В торжественной обстановке, в клубе части был зачитан приказ. К моему удивлению, мне было присвоено звание «Сержант» и меня оставляли для продолжения службы в полковой школе в качестве командира отделения. Заготовленной одной лычки на погоны было мало, и мне пришлось обращаться к моему другу, каптенармусу Лобанову за помощью. Офицеры и выпускники поздравляли меня с таким молниеносным продвижением по званию. Но особой радостью было то, что там же были вручены мне и моим друзьям водительские удостоверения, дающие право управлять грузовыми и легковыми автомобилями.
     - Володя, – подходили ко мне друзья, - спасибо тебе, что сагитировал нас, и мы получили гражданскую специальность - «Водитель 3-его класса». Некоторые делились своими планами на будущее.
Целый месяц мы были предоставлены полной свободе в ожидании нового набора в полковую школу. Мы занимались в свое удовольствие спортом, чтением художественной литературы, игрой в шахматы. Я неустанно писал письма родителям, Жанне, Петру Цеве. В это время какое-то чувство сомнения и ревности охватило мою душу и сердце. Я стал реже получать от Жанны письма, а в них были не те слова, не та душевность и теплота. Тем более  ответное письмо от Цевы окончательно убило во мне чувство надежды.
     - Володя, твое поручение я выполнил, вручил письмо Жанне, - писал мой друг, - но с большим сожалением, признаюсь, что оно не вызвало у твоей подруги особого восторга.
     Несмотря на это, я продолжал писать Жанне, не подавая виду о моих сомнениях. Тоска, грусть и ревность уходили на второй план. В армейской суете, каждая минута была заполнена обязанностями и заботами. На базе нашей части в то время проходило совещание старших строевых офицеров, съехавшихся из каких-то регионов Украины. Передо мной была поставлена задача - продемонстрировать гостям обязательный комплекс упражнений на гимнастических снарядах и приемы по строевой подготовке. Каждая свободная минута была посвящена тренировкам. Майор Матросов, заместитель командира части по строевой подготовке, частенько наблюдал за этим и говорил:
     - Смотри, сержант Пастернак, не подведи! Твой показ должен быть образцовым – лицом нашей части.
     - Не подведу, товарищ майор! – отвечал я и с удвоенной энергией продолжал тренировки. Это не прошло даром, демонстрация  была успешной, мои командиры были довольны.
    
     Какое-то доброе, отцовское отношение ко мне я испытывал от этого офицера. Он часто приглашал меня в гости, познакомил со всем своим семейством, всегда предлагал чувствовать себя свободно, как равноправный  член его семейства.  Это были люди: простые, культурные, добрые, внимательные, отзывчивые, но их внимание и доброта были для меня в тягость, я всегда испытывал чувство застенчивости и стесненности, как птица с подрезанными крыльями, потерявшая свободу. Их я часто вспоминаю и благодарен судьбе, что на моем жизненном пути была такая дружная семья.
   


Рецензии