Восприятие жизни

       В моей жизни был период, когда я испытывала сильные приступы тоски. Особенно ее усиление было ощутимо в том момент, когда я шла с работы домой. С одной стороны это было хорошо, что именно в это время: ведь я шла по улице, а значит, не позволяла себе ни слез, ни чего-то другого. И за то время, что я шла, успевала выйти из этого состояния.  С другой стороны, эмоции не находили выхода и я их блокировала. Иногда настроение было таким, что хуже, кажется, не бывает, но в считанные секунды что-то помогало мне выйти из этого состояния и в это время казалось, что камень с души упал. Но бывало и наоборот, а это гораздо хуже. Из хорошего состояния я проваливалась в плохое, и тут такое начиналось: включались какие-то забытые чувства, к ним тут же подключались мои эмоции и начинался круговорот всего этого в моей голове. В этот момент я переставала принадлежать сама себе. Было очень тяжело себя контролировать, хоть я и старалась изо всех сил. Каждый день мне приходилось удерживать саму себя в себе же. Честно говоря, в это же самое время я и стала изучать особенности восприятия жизни людьми с психическими расстройствами.

       В этот период времени мне попалась книга с названием «Дерево и Стекло». Это описание не большого периода времени жизни девушки, ее матери и двоюродного брата, который остановился у них пожить. У девушки было такое психическое расстройство как шизофрения. В книге отдельные главы посвящены сначала одному герою, потом другому и третьему. Показана одна и та же ситуация глазами каждого из них с подробным описанием того, что они видят и чувствуют, а также думают и делают. После прочтения, я находилась в раздумьях достаточно долгое время. У меня возник вопрос по ходу чтения – а чем именно отличается человек с психическим расстройством от человека с нормальной психикой? Я не об определениях, а о четких гранях. Я увидела, что грань призрачна. Хотя человек с нормальной психикой считает, что между ним и психическим расстройством не преодолимая стена, спрятаться за ней не всегда выходит. Я старалась очень внимательно читать мысли этой девушки. Из них я поняла, что грань безумия есть абсолютно у каждого. Такая, не существующая по сути, линия, заступив за которую, назад уже не вернешься. Кто-то идет по своей жизни на громаднейшем расстоянии от этой линии, а значит никогда и не узнает о существовании такой. А кто-то всю свою жизнь идет так близко к этой линии, как по краю обрыва, что вероятность встретится с безумием, возрастает стократно. Читая все мысли  этой девушки, я понимала абсолютно каждое ее слово, где она принадлежала себе. Разумеется, я не могла понять  описания ее страданий, в которых она находилась по ту сторону безумия. Ведь по ту сторону я не была. Но я знаю о существовании своей грани, ведь мне приходилось уже ее чувствовать. Чем ближе подходишь к этой линии, тем больше ощущаешь потерю своей личности. Оно в себя так много всего включает и одновременно! Это и чувство вины: перед Богом, перед родными, перед любимыми и любящими, перед всем миром и лишь в последнюю очередь перед самим собой. И это чувство вины тянет на дно. Это и любовь ко всем абсолютно и одновременно ненависть. Это и дикое желание жизни, наряду с желанием умереть. Все эмоции и чувства, противоречащие друг другу, возникают в одну секунду все разом и начинают разрывать человека изнутри, создавая дикое внутреннее  давление. Только осознать это в таком состоянии практически уже не возможно. На самом деле это давление вызывает ужасную боль. Душа умеет болеть очень сильно и чем ближе к этой грани, тем невыносимее становится эта боль. От нее хочется избавиться всеми силами. Так вот, если перейти эту грань, значит сдаться, только боль не пройдет я думаю.

       В этой книге девушка говорила и про апатию. Это состояние мне тоже знакомо из личного опыта. Мое понимание этого состояния такое: Апатия – это защитная реакция на душевную боль. Причем она не появляется и  не исчезает внезапно. Она приходит только тогда, когда болит очень сильно и уже очень долго. Так же для апатии не важно, человек перешел грань или еще здесь. Она знакома и тем и другим. Вот только роль ее для них разная. Если она пришла к тебе, когда ты еще не дошел до безумия, то это значит, что ты спасен от психического расстройства. Это как лекарство от боли, защита от безумия, и, в конце концов, заслуженная передышка для души. Если апатия пришла, когда ты уже перешел грань безумия и принял на себя ее тяготы, то она становится твоим постоянным спутником в жизни. Как мне кажется, она не просто так идет рядом с таким человеком, она оберегает его от суицида, как минимум. Если кратко: апатия до линии – это защита от безумия, то есть от болезни; после этой линии – спасение жизни, а возможно и души от собственной тьмы.  Но этого уже нам не понять. Как от этого подстраховаться? Ведь никто не выбирает такую жизнь.

          НЕ СМИРЯТЬСЯ!

          НЕ СДАВАТЬСЯ!

          ИДТИ ДО КОНЦА!

       Именно этот путь я выбрала для себя. Мы сильнее, чем нам кажется. Помощь приходит всегда к человеку в виде его самого же. Важно научиться понимать, что пределов не существует. Пока человек живет, ему подвластно все.


Рецензии