Детский праздник в первом семилетии

(на примере главных годовых праздников в вальдорфском детском саду)

В отношении обсуждаемых фактов вальдорфская педагогика избегает таких определений, как «хорошо» или «плохо», стремясь заглянуть в суть явления, описать его по возможности объективно и полно. Повседневная жизнь не всегда складывается идеально, и обстоятельства часто не позволяют родителям осуществить то, что они считают необходимым для воспитания ребенка. Если не руководствоваться штампами («фломастеры и раскраски – плохо» или «крупы в соответствии с днями недели – хорошо»), а разобраться, что именно происходит в том или ином случае, мы начнем лучше понимать, как выйти из конкретного «неидеального» положения, жертвуя чем-то менее значимым для детского развития, но сохраняя самое важное, основное. И, конечно же, нельзя забывать, что не существует универсальных рецептов на все случаи жизни. Ведь каждый ребенок, как и каждая ситуация, требует индивидуального подхода.
Как известно, вальдорфская педагогика рассматривает человека в совокупности мышления, чувствования и воления. Мысленно ответив на вопрос, что такое праздник и зачем он нам и нашим детям, осознав его смысл и назначение, мы сможем почувствовать, как следует организовать праздник, после чего уже можно подключать и волевую сферу – начинать действовать и воплощать намеченное.
По определению в толковом словаре, праздник – это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеет сакральное (небытовое, мифическое) значение и связан с культурной или религиозной традицией.
Этимологически во многих европейских языках слова, обозначающие праздник, восходят к латинским корням, имеющим два основных значения: 1) отдых, свободное от трудов время (ср. русское «праздник, праздный – не занятый делами, свободный от работы день») и 2) торжества, посвященные религиозным событиям. В английском глаголе «праздновать» сохранились следы латинского «массовость». Таким образом, отмечать праздник означает «не работать, отдыхать, собираться для массового торжественного почитания».
Интересно отметить, что отдых необходим многим живым существам, однако праздники в вышеописанном смысле характерны только для человеческого сообщества.
Когда именно возникли праздники, сказать сложно. Пожалуй, можно утверждать, что они появились вместе с формированием первобытной человеческой общины. Самой ранней формой праздника принято считать совместное ликование людей по поводу удачной охоты.
Позднее появились языческие праздники, которые отмечались уже не от случая к случаю, а более упорядоченно, осознанно (окончание зимы, сбор урожая). Акцентирующая важные природные события череда праздников выполняла функцию календаря, помогая людям ориентироваться во времени, отражая годовой жизненный цикл, или ритм.
Ведь все, что происходит в природе, в человеке как части природы, в космосе вообще, – суть ритмы, которые можно назвать дыханием, сменой большей и меньшей активности, сосредоточения и рассредоточения.
В древние времена человек был неразрывно связан с природой. Рудольф Штейнер, например, пишет, что даже такое незначительное нарушение природного ритма, как дневной сон, могло тогда нанести человеческому организму достаточно серьезный вред.
Важной особенностью тех времен была общинность: люди вместе работали, вместе отдыхали и праздновали. Никакой индивидуальной свободы выбора тогда у человека не было, да он ее и не жаждал.
Позже языческие праздники сменились церковными, однако их ритм сохранился (Егор-скотопас, Орина-рассадница и др.), равно как и общинный характер празднования: например, в воскресенье не возникало вопроса, чем заняться, идти или не идти в церковь, поститься или не поститься.
Здесь важно сделать одно небольшое отступление и вспомнить основной биогенетический закон (или биогенетический закон Геккеля-Мюллера): онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Человек в своем индивидуальном развитии в известной степени кратко повторяет путь, пройденный его предками.
Подобно первобытному человеку, новорожденный младенец радуется, когда сыт или плачет, если что-то не так. Знакомясь с миром, маленький ребенок ощущает предметы и явления окружающего мира, всецело отдаваясь этому процессу. Размышление (в нашем, взрослом понимании), выработка суждений и формулирование понятий ему пока чужды. Его адаптационные реакции исходят в большей степени от мышц, чем от разума, механизм их действия скорее двигательный, чем осознанно мыслительный. Этот период можно сравнить с временами язычества: ребенок ощущает солнечный свет и тепло, зимний холод, осеннюю сырость, или пугается грома – даже если его при этом успокаивают, рассказывая про громоотводы. Выраженные словами понятия для него не столь очевидны, как непосредственное переживание грома. Как раз по этой причине детсадовскому ребенку гораздо естественнее благодарить за хлеб солнышко и землю, чем, например, абстрактных хлеборобов и хлебопеков, не говоря уже о высших духовных силах.
В вальдорфском детском саду ребенок вместе с природой со-переживает кругооборот года, однако, в отличие от язычества, не погружается исключительно в природное. За основными праздниками, образующими канву детсадовского года, стоит христианство, которое лежит в основе антрпософского учения о человеке, и это отражено во всем, что происходит в вальдорфском детском саду. Поэтому неверно было бы видеть в вальдорфской педагогике некое «новое язычество». В то же время праздники вальдорфского сада – это не церковные праздники, никакая религия не преподается в уважении к свободе личности. Здесь речь идет лишь о соответствии методов и подходов воспитания и образования тем процессам, которые характерны для того или иного возраста.
Постепенно человечество развивалось, «взрослело», – как развиваются и взрослеют наши дети, – и со временем перестало всецело зависеть от матери-природы. Благодаря различным благам цивилизации современный человек может до определенной степени игнорировать природные ритмы.
Разумеется, жизнь, созвучная природным ритмам, дает дополнительные силы, а уход от этих ритмов часто является шагом в сторону нездоровья, – это та цена, которой современный человек оплачиваем свободу.
Мы сейчас достаточно свободны от общины, общественного мнения, и очень многое в жизни определяем самостоятельно: можем выбрать страну и культуру, вероисповедание или атеизм, профессию, образ жизни.
Рудольф Штейнер так описывает это настроение: «Я больше не чувствую своей принадлежности лишь одной части человечества, я принадлежу всему человечеству, я часть всего человечества!»
Вернемся к праздникам. Вместе с развитием социума стали появляться светские праздники, число которых постоянно растет. Помимо семейных, существуют праздники культурные, спортивные, профессиональные, государственные и городские, а также разные отечественные и заимствованные.
От вышеописанного этимологического значения современные праздники унаследовали отсутствие работы и массовость. Торжественность иногда присутствует, однако общей характерной чертой современных праздников скорее следует назвать тот или иной род веселья. Можно сказать, что праздник сейчас мыслится как «массовое веселье в свободный от работы день».
Организаторы праздников стремятся добиться того, чтобы всем участником было весело, чтобы всем все понравилось. Праздник должен быть ярким и незабываемым. Какими средствами это достигается? Громкая (чаще всего мажорная) музыка; аниматоры и артисты, создающие настроение посетителям; броские цвета в декорациях, световые и шумовые эффекты. Для участников организуются разные развлечения и праздничная торговля. Шумно, весело, ярко, изобильно, – пожалуй, так в общих чертах можно охарактеризовать современный «мирской» праздник.
Но далеко не все взрослые согласны на такой сценарий празднования. Отсутствие работы одобряется и принимается безусловно, в остальном же возможны самые разные варианты. Если некая дата в календаре отмечена красным (воскресный или праздничный день), современный взрослый может остаться дома или отправиться в небольшое путешествие, провести время в одиночестве или в компании, заполнить этот день пассивным или активным отдыхом, домашними делами, или все же работать, несмотря на объявленный выходной.
В то же время способы празднования могут быть достаточно универсальными для любой «красной» даты. Например, каждый праздник можно отмечать походом в кафе, чтобы побаловать себе одним и тем же любимым блюдом вне зависимости от времени года. Или на каждый праздник или выходной ездить «к бабушке». Некоторую индивидуальность у нас пока удерживают только новогодний праздник с его елкой и оливье (хотя и на это «святое» уже начинаются посягательства) и Пасха, когда уж если не крашеные яйца, то хотя бы куличи охотно едят даже не воцерковленные. При этом и куличи, и оливье, разумеется, доступны нам круглый год.
Таким образом, наполнение праздника сейчас во многом стало индивидуальным, и в то же время по характеру празднования (например, рассматривая праздничную фотографию) не сразу можно понять, какой именно день отмечается, если не знать числа и времени года.
Попробуем ответить на вопрос, зачем вообще нам сейчас нужен праздник. Современные люди, измотанные повседневной рутиной и постоянной необходимостью решать насущные и не всегда посильные задачи, утомленные рваными ритмами и несозвучными человеческому естеству скоростями, люди, напоминающие пересыщенный усталостью раствор, грозящий выпасть в осадок в виде болезни или депрессии, ищут способ восполнить некий истощившийся внутренний ресурс, – как будто жаждут утолить своего рода голод. Кто-то удовлетворяет эту внутреннюю потребность, наслаждаясь тишиной и уединением, погружением в любимое занятие, кто-то устраивает праздник живота или восстанавливается при помощи телесно-ориентированных или духовных практик, кто-то, изголодавшись по впечатлениям, допоздна засидится у экрана, а кто-то отправится за яркими ощущениями на зрелищное мероприятие, поучаствует в экстремальных развлечениях или иных не характерных для повседневности занятиях, которые во многом так или иначе сводятся к тому, чтобы средствами извне заполнить определенную внутреннюю пустоту.
Интересно отметить, что даже если у современного человека в этом отношении «все хорошо»: любимая работа, ритмичная жизнь, правильное питание, соразмерные нагрузки, если его не угнетает серая обыденность, – иными словами, если он не истощен в вышеописанном смысле, это вовсе не означает, что у такого человека отсутствует потребность в празднике.
Каждый (или почти каждый) человек как часть современного социума временами ощущает этот своеобразный и не всегда осознаваемый голод и ищет способ его утолить. И, возможно, как раз в том случае, если эта потребность ощущается не по причине физической и психоэмоциональной истощенности, мы можем ближе всего подойти к тому, чем по сути является праздник.
Рудольф Штейнер приводит такое высказывание Гёте: «Когда я смотрю на непоследовательность человеческих страстей, чувств и поступков, я ощущаю потребность обратиться к всемогущей природе и приободриться при виде ее последовательности и неизменного постоянства».
В этой связи хотелось бы привести слова самого Рудольфа Штейнера, написанные около ста лет назад, но звучащие сегодня более чем актуально.
«Посмотрим на современный материалистический мир с его суетой, на людей, куда-то спешащих и несущихся с утра и до вечера, судящих обо всем с точки зрения материальной пользы, по меркам внешнего физического плана, и даже не подозревающих, что позади всего живет и творит Дух…
В основе того, что человечество с древнейших времен выражало, учреждая праздники, заключено стремление поднять взор от хаотической жизни страстей, влечений и поступков к грандиозным, последовательным, стремящимся к единству явлениям великой природы… Праздновать христианский праздник означает в духе соединяться с мировым Духом…
Настроения, которым люди в древности предавались в разные времена года и которые выражались в праздничных мероприятиях (праздник зимнего солнцестояния, праздник весны, Иоаннова дня, Михаила), – это были различные настроения.
В древние времена, когда душевная жизнь переживалась интенсивнее, люди определенным образом следовали за кругооборотом года. [И если говорить о праздничной еде, то в этом отношении] нечто из низшей, телесной области входило в область душевного (в эпоху материализма сохранилась традиция, например, есть гуся на праздник Св.Мартина, и современное человечество согласно есть гусей – однако в течение всего года).
Но не особая еда имелась в виду в древности, когда речь шла о настоящих праздничных настроениях. Еда эта согласовывалась с душевным голодом и душевным насыщением. Душа человека на Рождество нуждалась в чем-то ином, чем на Пасху, Иоаннов день, праздник Михаила. И то, что содержалось в таком устройстве торжеств, действительно можно сравнивать с голодом, который душа испытывает именно в наступающем отрезке года, и с насыщением души в этом отрезке года…»
Итак, в основе человеческой потребности в празднике лежит внутреннее стремление соединиться с глобальными космическими событиями, желание духовно-душевного наполнения, сопровождаемая насыщением пищей, которая этому духовно-душевному соответствует. К сожалению, современный человек не вполне понимает, чего именно ищет, когда хочет праздника. Иногда, скорее случайно, чем осознанно, удается «поймать» нужное настроение, однако чаще в тщетном стремлении удовлетворить этот голод люди ищут все новых и все более сильных «внешних наполнителей» своей внутренней опустошенности.
До сих пор в связи с темой детских праздников мы говорили о взрослых людях, и это не случайно. Важно осознать, как понимают праздник современные взрослые, поскольку именно взрослые организуют праздники, в том числе и детские. Именно взрослые решают, на какой праздник пойдет с ними (или без них) ребенок, а на какой – нет. Испокон веков в человеческом обществе дети участвовали в праздниках вместе со взрослыми (кроме праздников, на которые допускались только прошедшие инициацию – взрослые), и перенимали традицию празднования. А вот праздники, организуемые специально для детей, появились совсем недавно.
В чем же смысл праздников для ребенка в первом семилетии, каковы их отличия от праздников для взрослых? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, какие задачи ставит перед собой дошкольная вальдорфская педагогика.
Если сравнить организм ребенка с музыкальным инструментом, то первое семилетие используется главным образом для того, чтобы настроить этот инструмент для будущего по возможности беспроблемного музицирования. Важно, чтобы все его составляющие могли действовать согласованно. Надо «собрать силы»: помочь вырастить правильно функционирующее здоровое тело, не отвлекая ресурсы организма от этой важной работы, наладить жизненные ритмы, гармонично развить и воспитать сферу чувств, сформировать, привить – «врастить» – правильные привычки, касающиеся повседневной деятельности. Все это создает основу для того, чтобы в дальнейшем индивидуальность ребенка смогла максимально полно реализовать свои задатки, выполнить свои задачи.
Не менее важно помочь маленькому ребенку войти в социокультурное пространство той страны, в которой он родился, рассказать ему о нашем земном мире в целом. Но рассказать не словами, а на языке действий, чувств, образов, потому что именно этот язык маленькому ребенку наиболее близок и понятен.
Наряду со сказками, праздники в вальдорфском саду – один из инструментов для осуществления этих задач. Ведь можно, долго (и в итоге не слишком продуктивно) объяснять ребенку, как сложна проблема выбора, которая часто встает перед человеком. А можно языком волшебной сказки поведать о том, как Иван-Царевич останавливается на распутье. Это очень важный поворотный момент, который нельзя пропустить. Прямая, до сих пор единственная дорога буквально упирается в камень, и чтобы двигаться дальше, необходимо осуществить выбор. При этом из предложенных трех вариантов нет ни одного идеального. Воспринятый на языке сказки, этот архетипичный образ будет жить в душе и в дальнейшем воплощаться в разных ситуациях, с разными участниками и декорациями.
Итак, праздники вальдорфского сада погружают ребенка в народную культуру и рассказывают об окружающем мире и его глобальных законах. Один из таких законов, – возможно, один из самых главных – это ритм, или дыхание, которые мы уже упоминали в самом начале. Все в нас и окружающем нас мире – это действующие или застывшие ритмы: все в минеральном, растительном и животном мире, все в человеческом организме, в экономической, социальной и духовной жизни, – и все эти ритмы согласуются с глобальными ритмами вселенной. Все сущее – это ритм, многомерное и разномасштабное дыхание: зарождение, расцвет, кульминация, угасание, в недрах старого – зарождение нового.
Каждый член человеческого существа – физическое, эфирное, астральное тело и «Я» – живут в своих ритмах. Ощутимее всего для современного человека важность ритмичности проявляется в эфирном теле, теле жизненных сил. То, как неритмичность или резкая смена ритма влияет на самочувствие, хорошо видно на примере частой смены часовых поясов или в связи с переводом стрелок на час вперед при переходе на летнее время. Это чувствуют даже взрослые, и важно понимать, что у маленького ребенка при всей его пластичности и адаптационных способностях отсутствие ритмов может вызвать нежелательные (в том числе и отдаленные) последствия.
Можно сказать, что во многом правильные ритмы – залог хорошего самочувствия, неправильные же ведут к усталости и даже к болезни. Маленькому ребенку или взрослому, чей организм по каким-то причинам ослаблен, ритмы очень важны, в то время как у молодого здорового человека в этом отношении свободы больше. Чтобы иметь возможность во взрослом возрасте жить в определенной свободе от природных ритмов, в детстве надо создать для этого надежную физически-физиологически-душевную основу. Ребенку ритмы необходимы настолько же безусловно, как это было свойственно всему человечеству на заре развития цивилизации.
Как и вся жизнь в вальдорфского сада, праздники подчинены ритму – ритму года. Еще раз вспомним, что весь тот путь, который прошло человечество, вкратце должен повторить каждый человек. «Детство человечества» – один из важных этапов, который не следует пропускать даже в нашем цивилизованном мире. Примерно ту же роль, которую праздники играли в жизни наших предков, они играют и в жизни маленького ребенка, который еще не может создать ментальную карту времени, внутренний календарь.
Вспомним «Хроники Нарнии»: бесконечная зима, которая длится и длится, а Рождества все нет, и это очень тяжело. Рождество означает, что зима наполовину преодолена, и дальше все будет светлее и проще, даже если предстоит пережить морозы и метели. А если пришла Масленица – значит, весна уже совсем близко.
Нас, взрослых, посреди затянувшейся череды будничных забот, возможно, порадует праздник-сюрприз, как это часто обыгрывается в американских фильмах: ничего не подозревающий человек заходит в помещение, и вдруг вспыхивает яркий свет, и собравшиеся втайне от него друзья родственники громко кричат хором «Surprise!».
А вот аленькому ребенку живется спокойнее и надежнее, если будущее ожидаемо, если он знает, что предстоит (ритм дня, недели, года). Это не значит, что вальдорфский ребенок напрочь лишен сюрпризов и живет в монотонном движении по кругу. Во-первых, живой ритм не следует путать с ударами метронома, а, во-вторых, сюрпризов в вальдорфском саду достаточно, причем не только на праздник, но и в течение каждого дня. Но эти сюрпризы соразмерны душевным силам ребенка и не выбивают его из налаженного ритма.
Праздник в вальдорфском саду не наступает внезапно как гром среди ясного неба. Он, подобно природным процессам, проходит стадии зарождения, развития, кульминации и угасания, когда в недрах отживающего старого зарождается нечто новое.
Подготовка к празднику – не многодневная репетиция выступления для зрителя, чтобы показать себя с наилучшей стороны. Не ставится цель, чтобы гостям на празднике все обязательно понравилось, чтобы всем обязательно было весело. Четкая грань между «хозяевами» и «гостями» часто вообще отсутствует. Аниматоров нет, праздник создается совместным действием участников, объединенных общим настроением. Таким образом, в этих праздниках в изначальном значении сохранена массовость празднования, его всеобщий характер, предполагающий полезный опыт взаимодействие ребенка с ровесниками и взрослыми.
Подготовка к празднику – это многодневный путь, шаг за шагом, к предстоящему событию в контексте кругооборота года, и ценность представляет весь этот целостный процесс, а не его «разрешение» – день праздника. Именно «разрешение», а не «кульминация», потому что сам праздник может быть очень тихим, больше внутренним, чем внешним действием, как, например, Рождество.
Таким образом, говоря о вальдорфских праздниках, правильнее было бы вкладывать в это слово смысл проживания всей предшествующий дню праздника эпохи, когда ребенку дается возможность разнообразного вживания, вчувствования, плавного вхождения в определенное – каждый раз иное! – настроение (через специально подобранные райгены, сказки и пр.), после чего – как последний завершающий штрих – следует сам день праздника.
Ребенок должен иметь возможность ощутить, что у каждого периода свой характер, насыщенность, длительность и скорость течения, свои задачи и дела, свой вкус, запах, цвет, говоря взрослым языком, – свой смысл, свое назначение. Праздники-эпохи вальдорфского сада учат ребенка, что времена в году (а для взрослого это уже применимо к разным периодам жизни) – разные, одно сменяет другое, продлить их нельзя (елка не появляется произвольно по желанию и не стоит до марта, подснежников в декабре не бывает, как и клубники и т.п.), в каждом времени своя ценность. Праздник не бывает перманентным, есть время для повседневности, есть – для праздника, и то же самое касается одежды, угощения.
Если взять пример Рождества, то важна не только елка с подарками, важно и приближение праздника (Адвент). Детская душа должна пройти через это ожидание. Для маленького ребенка цифры – абстракция, а вот «материальный» календарь поможет ему сориентироваться во времени, особенно если этот календарь дает яркий образ. Например, на фоне темно-синего неба стоит золотая лесенка, и Ангел спускается по ней – каждый день на ступеньку ниже – к стоящей внизу колыбельке, а на небе каждый день появляется новая золотая звездочка. Чем больше звездочек, чем меньше осталось ступенек, тем ближе праздник. В день Рождества в колыбельке появляется Младенец.
Ни в праздник, ни в будний день, взрослым следует, что все  происходящее в окружении ребенка в первом семилетии оказывает на его душу самое непосредственное мощное формирующее воздействие, и чем ребенок младше, тем более внимательными должны быть в этом отношении взрослые. Для маленького ребенка праздник – это не отдых от работы, это очень важная душевная работа, направленная на его развитие. Эпохи-праздники закладывают в человеке основу будущего душевного и духовного богатства. Та разнообразная палитра ощущений и переживаний, которую получает в этом возрасте ребенок, создает некий внутренний архив, к которому человек будет обращаться во взрослом возрасте. Например, лингвисты уже доказали, что богатство речи во многом определяется разнообразием детского невербального опыта. И праздники как акцентированные дни играют в процессе обретения этого опыта далеко не последнюю роль. Праздники из детства запоминаются навсегда.
Если маленького ребенка повести в рождественское время на массовое детское праздничное мероприятие, именуемое «Елкой» (которое, как правило, в современном варианте удовлетворяют взрослую потребность насыщения извне), его захватит водоворот праздника, и, возможно, ему это понравится. Детям часто нравится все громкое, яркое или сладкое. Но, во-первых, на таком празднике будут перегружены слуховые, зрительные и все прочие анализаторы, ребенку будет сложно сконцентрироваться на чем-то одном. Работа души в такой ситуации для маленького человека невозможна, и он неизбежно превращается в «пассивного потребителя» впечатлений. Развить способность к творчеству в игре у детей, привыкших к аниматорам, – непростая задача. Во-вторых, подобные праздники-водовороты сдвигают «вкусовую границу» в области всех чувственных впечатлений. Если человек привык класть в чашку чая пять кусков сахара, вкус одного куска он может и не почувствовать. После мощных впечатлений «обычных» праздников сложно пробудить в ребенке внимание к полутонам, нюансам, оттенкам.
Радость отличается от веселья, и даже ожидание ожиданию рознь. Ожидание Рождества подобно затаенному дыханию, прикосновению к тайне. В природе все утихает и замирает, взгляд не отвлекается на цвета, вокруг становится темно и холодно, вся жизнь земли уходит внутрь, вглубь, а люди уходят в дома, в глубину своей души. И ребенок должен иметь возможность прочувствовать и холод, и сгущающуюся тьму – тем волшебнее будет восприниматься домашнее тепло, огонь свечек и все, что связано с этим праздником.
Ожидание весны совсем другое. Мы ждем ее, с нетерпением поторапливая зиму, как замерзшие на остановке пассажиры ждут автобуса: «ну давай уже, давай!». А для праздника урожая в вальдорфском саду настроение ожидания отсутствует. После долгого и насыщенного впечатлениями летнего перерыва мы просто радуемся новой встрече и погружаемся в богатство осенних даров природы.
Настроение Рождества – внутренняя, очень тихая радость. Буйное веселье будет на Масленицу, на улице. Рождество невозможно праздновать на улице, а Масленицу – в доме.
Те взрослые, которые уезжает на зиму в теплые края вместе с маленькими детьми, должны понимать, что посреди жары и пышной южной природы ребенок не получит опыта такого ожидания, как в декабре в средней полосе.
Если в предрождественское время маленького ребенка пригласят на шумный детский праздник с какими-нибудь конкурсами, квестами или даже пейнтболом, это прозвучит диссонансом к тому настроению, которое диктуется природой. Что произойдет в душе маленького ребенка от такого скачка из тишины и глубины в буйную и не вполне созидательную внешнюю активность? И что будет на следующий день, когда он принесет с собой шлейф этих впечатлений в садик?..
Тесное взаимодействие родителей и садовниц во всем, что касается эпох-праздников – серьезная и важная задача. Например, если ребенок пропустил большую часть эпохи, необходимо помочь ему войти в общий ритм группы. Еще одна сложность, связанная с праздниками – творческая активность родителей, желающих своему ребенку всего самого лучшего и в своем благородном стремлении часто подсознательно исполняющих свои собственные тайные желания, проецируя, «нахлобучивая» их на маленького ребенка.
При этом следует учитывать, что чем ребенок старше, тем ближе он может подойти к взрослым праздникам без вреда для развития. Но в первые годы в этих вопросах нужно соблюдать осторожность. Ведь пир во время чумы – тоже праздник, имеющий свой смысл. Да и зарубежные праздники вроде Святого Валентина или Хеллоуина были уместны в свое время и в том месте, где возникли. Но прежде чем переносить какой-то праздник в наше социокультурное пространство, а тем более привносить его в жизнь маленького ребенка, важно осознать, какой смысл в этом празднике заложен, сообразен ли он задачам, которые стоят перед маленьким человеком в первые семь лет жизни, как он соотносится с теми процессами развития, которые поддерживает вальдорфская педагогика.
В подготовке садовских праздников родителям отводится огромная роль. Без их активного участия это просто было бы невозможно. И, тем не менее, все, что связано с организацией праздников, обязательно должно обсуждаться с садовницами, которые имеют право решающего голоса и могут наложить вето на, казалось бы, классную идею (разумеется, с последующим обоснованием).
… Трудно объяснить человеку, который ни разу не принимал участия в Празднике фонариков, как удивителен посреди вечерней осенней тьмы свет настоящей свечи, идущий через раскрашенную и промасленную бумагу. Взрослому, уже сформировавшемуся человеку, который в детстве замирал, погружаясь в созерцание этого живого огня посреди тьмы, подойдет и электрическая свеча в пластмассовом фонарике. Взрослому будет достаточно на Рождество и пластиковой или даже нарисованной елки, потому что за ней всегда будет незримо стоять та, детская, настоящая, аромат которой он вдыхал на заре своей жизни. И если однажды в рождественское время судьба забросит его, например, в тропики, он сможет, на мгновение закрыв глаза, внутренне прикоснуться к незабываемым глубоким и ярким детским впечатлениям, соединиться с мировым ритмом года, войти с ним в резонанс, и обрести новые силы для решения земных задач.
Примечание: текст составлен на основе выступления на родительском собрании в Школе-Саду «Согласие» 11.11.2019. Выборочное (не везде дословное) цитирование Рудольфа Штейнера адаптировано для восприятия на слух (GA 161).


Рецензии