Базаров - наш современник

Тасеньке задали в школе написать сочинение по роману Тургенева "Отцы и дети" на тему "Трагизм образа Базарова". Мы с нею обе в недоумении: да что же в этом образе трагического? Сам Евгений настолько самоуверен, свободен во мнениях и поступках, что буквально с первых страниц романа это чувствуют все его герои!
Портрет его, данный писателем при знакомстве Базарова с Николаем Петровичем сразу же выдает человека вполне самодостаточного: его лицо "Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, ... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа".
Он не стесняется ни своего просторного балахона с кистями, кидая его небрежно слугам, ни дорожной пыли. Аркадий перед обедом хочет привести себя в порядок, Евгений готов тут же отправиться к столу!
И буквально в первый день знакомства неловкость и стеснение испытывают хозяева имения, к которым прибыл в гости Базаров, и помещик Николай Петрович, и его брат с аристократическими замашками Павел Петрович. Что уж говорить об Аркадии, который в полной зависимости у своего друга!
Мы нисколько не удивляемся, что этот студент, склонный к естественным наукам, не признает никаких высоких чувств, смеется над тем, что Павел Петрович всю жизнь посвятил одной женщине, любви. Напротив, привязанность Николая Петровича к молоденькой Феничке он считает вполне естественной. Да и саму Феничку нисколько не осуждает в этом ...гражданском неравном браке: "Она мать - и права!" Он более склонен смеяться над тем, что пожилой помещик читает Пушкина и играет на виолончели, что он плохой хозяин, а имение практически разорено. И здравый читатель готов вслед за ним повторить: "Дело надо делать прежде всего!"
Независимость в суждениях Евгения Васильевича сказывается буквально в любом обществе, хоть на губернском балу, хоть в общении с эмансипированной Кукшиной. Да, в этих краях известно, что он - сын полкового лекаря, сам в будущем пойдет по этой же стезе, но он так естественен и даже порой груб, что никто не осмелится высказывать ему пренебрежение. Даже Павел Петрович Кирсанов: "Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое", - читаем мы в романе.
Словом, он никак не страдает от того, что в обществе, где еще правят бал сословные отличия и границы, кто-то откажет ему от дома или не пригласит в гости.
Сказать откровенно, ничего такого уж кричащего в его поведении нет, как нет и трагичности в самоощущениях. Может быть, такова точка зрения современного читателя, для которого студент Базаров - свой парень? Ничего подобного, слуги, разночинцы вполне его понимают, он им симпатичен, даже младенец тут же идет к нему на руки! А Феничка, которая стесняется Павла Петровича и Аркадия, сразу принимает доктора за своего, не стесняясь даже ночью его разбудить и позвать к плачущему ребенку. И он поднимается, идет к колыбели, успокаивает младенца... Нормальный человек, естественная реакция, ничего трагичного в этом образе!
Ну да, по глупой и ревнивой неприязни Павла Петровича он вынужден вступить в дурацкую барскую игру в дуэль, но сам же, едва ранив старого аристократа в ногу, решительно прекращает дуэль, оказывает пострадавшему первую помощь.
Аркадий, рекомендуя отцу своего приятеля, именует его нигилистом, "который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Да и сам Евгений подчеркивает, что он таков, каков есть, и время тут не при чем: "Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество".
Мы разумеется, можем с Евгением Васильевичем не соглашаться, и с его пониманием искусства, отношением к прекрасному, и с его взглядами на любовь. Но, опережая нас, Тургенев сам посмеется над молодым неопытным человеком, который еще просто не знает, что такое любовь!
 
Впервые мы видим его смущенным и несколько выбитым из колеи при встрече с Одинцовой. По своей привычке он несколько цинично определяет ее чисто по внешним признакам: "Кто бы она ни была -- просто ли губернская львица, или "эманципе" вроде Кукшиной, только у ней такие плечи, каких я не видывал давно". Чуть позже, в гостях у Анны, после беседы с ней, он определяет, что хозяйка - "баба с мозгом. Ну, и видала же она виды". Но разговаривает он с нею гораздо сдержаннее и даже Аркадий видит, что с его циничным приятелем что-то творится: уж не влюблен ли он?! 
Тургенев пишет: "В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало". Главы, в который описывается, как развивались взаимоотношения студента с уездной барыней - самые трогательные и романтичные в романе. Дошло до того, что Базаров признался Анне в любви - но она только испугалась этого признания, этого чувства. А он тотчас понял, что ничего не добьется у ног этой такой желанной женщины. То есть Тургенев насмешливо повторил ту житейскую коллизию, в которой оказался презираемый Базаровым аристократ Павел Петрович! Да, несомненно, все принципы нигилиста споткнулись о живую жизнь, молодой человек покорен холодной красавицей, почувствовал ее недоступность, высокомерие и попросту сбежал!
Так я с изумлением для себя открываю, что этот роман не о конфликте отцов и детей, не о новых людях, как мы толковали в школе, изучая роман по программе, а о любви, ее всепокоряющей силе, красоте и власти. Буквально над всеми людьми, какими бы принципами они не руководствовались в жизни и деятельности. Любовью охвачены и покорены и волевой Базаров, и безвольный Аркадий, и скромник Николай Петрович, и его высокомерный брат Павел Петрович, и старички Базаровы.
... Итак Евгений очутился наконец у своих родителей, которые перед ним робеют, обожают своего сына и предвидят его великое будущее. Он же несколько конфузится, как всякий молодой человек стесняется их любви и ведет себя несколько грубовато.
Все в его поведении совершенно естественно, хоть для тех стародавних времен, хоть для наших современных читателей, все его черты характера - суть комплексы молодого человека, готового отрицать все чувства до той самой поры, пока сам с ними не столкнется.
Трагичным кажется только его ранний и такой обидный конец. Заразившись во время анатомирования умершего от тифа человека, он заболевает и очень быстро сгорает. Приехавшая по просьбе родителей Одинцова на прощание целует его в лоб, и для умирающего этот добрый жест - последнее успокоение души. Не жившей еще, не испытавшей тех радостей, что судьба заготавливает каждому человеку, независимо от того, в каком веке он живет. Вот в этом и есть самая большая трагедия образа нигилиста Базарова, такого уверенного, циничного и при этом все же симпатичного героя. Способного любить - и это его достоинство, а не недостаток!


Рецензии