За шесть часов до землетрясения

               

Профессору Игорю Ивановичу Степанову было уже  за 80 лет, но он относился к той категории людей, которые не чувствуют возраста, игнорируют болячки и  хождения по врачам, живо интересуются и политикой, и новинками техники, прекрасно владеют компьютером и ориентируются в интернете, несмотря на возраст. И, конечно же, они одержимы какой-либо идеей в своей области знаний, и, постоянно, увлечённо, двигаются к своей цели. Вот, таким  и был мой знакомый, профессор Игорь Иванович, с которым я познакомился на своей последней работе, перед окончательным уходом на пенсию. Мы, два мастера по обслуживанию оборудования лаборатории АОМЭ (Александровская   опытно-методическая экспедиция) центрального производственного геологического объединения, по мере сил, помогали ему в изготовлении отдельных узлов его устройства - «предупреждения землетрясения за шесть часов до его начала». Времени, достаточном для  принятия мер (главное - эвакуации людей). В условиях отсутствия финансирования этой работы (профессор официально занимал должность зам. начальника АОМЭ по экономики), сотрудников- исполнителей, оборудования, эта задача могла показаться невыполнимой, из области фантастики. Всё делалось своими руками, как говорится, на энтузиазме  и на «коленке». В нашей мастерской был небольшой токарный, сверлильный станок, тиски, инструменты и большой запас всякого хлама (куски стали, стеклотекстолита, огрызки труб, винты, гайки, шайбы, отдельные узлы и блоки списанного оборудования, оставшегося от прошлых «злачных» советских времён). Приходил Игорь Иванович и начинал мастерить свой чудо-датчик, реагирующий только на колебания, предшествующие началу землетрясения (особые продольные колебания, как эхо наползания земных плит друг на друга, причины, собственно, возникновения этого грозного явления). Мы помогали чем можно: что-то подыскать из материалов, что-то выточить или подогнать, распаять какую-нибудь электронную схемку, достать транзистор, микросхему. Когда настала пора  испытания, мы нашли ему толкового программиста для стыковки устройства с компьютером. Устройство в непрерывном режиме времени регистрировало пики возникших колебаний, компьютер вычерчивал   график и время, оценивалась и магнитуда (сила) прогнозируемого землетрясения, а по сообщениям СМИ, интернета сверялось  время реального события с прогнозируемым. После продолжительного набора статистики можно было констатировать, что устройство надёжно предупреждает о начале землетрясения, именно за 6 часов. Но… для того, чтобы определить не только факт приближающегося землетрясения, но и  точное месторасположение эпицентра, требовалось несколько устройств в разных точках контолируемой сейсмически неспокойной территории, объединённых в общую информационную систему, что позволяло бы пеленговать этот эпицентр (наподобие, как пеленгуется работающая радиостанция противника). Требовалось финансирование и помощь государства.
Первые, к кому обратился профессор с обоснованием, представленной статистикой  - МЧС, реакция  - ноль.
Вероятно у них функция устранять последствия, а не лишать себя этого занятия. Не имело ответа и обращение  к иностранным, казалось бы заинтересованным государствам – Ирану, Японии. Вероятно, они проигнорировали обращение по принципу: ну что там может изобрести одинокий престарелый профессор  из России, когда над этим бьются целые институты и центры мировой науки.  Но ведь устройстово реально работало, опережая информационно на 6 часов начало землетрясений и в Азии, и на Ближнем востоке, рушились дома, гибли люди. Сотрудники нашего учреждения, как-то, шутя, предложили Игорю Ивановичу:
                - А что если заинтересовать банкиров, предложив им устройство, фиксирующее подкопы злоумышленников. Банкиры денежные, отстегнут ни такие уж большие деньжища на разработку. Вот, и обеспечится финансирование основного проекта.
Посмеялись, а что оставалось делать? Потом  я наткнулся на  статью об опыте использования животных, реагирующих на приближение землетрясения. Может, завести какую-нибудь скотину, в случае отрицательного результата, хотя бы \мясом разживёмся. Посмеялись, а что оставалось делать? Прошёл год, устойство исправно несло свою службу, компьютер старательно обрабатывал данные и чертил графики. Игорь Иванович крепился, но виду не показывал и на что мы, собственно говоря, надеялись. На чудо? И оно пришло, как в том  анекдоте – «не жди чуда, а то  придёт и учудит». Нашу экспедицию передали сначала московскому ведомству Росгеологии, «высокоэффективные менеджеры» выпотрошили заработанные нами финансы, урезали зарплаты, сняли, даже копеечные, надбавки за вредность (работа с кислотами) и выбросили на периферию. Пошли сокращения и профессора отправили на заслуженный отдых. Так, и закончилась эта грустная история, свидетелем и участником которой я оказался.
После моего ухода на пенсию, Игоря Ивановича я больше не видел. Смирился ли он или, забрав устройство на дом. надеется, что откликнутся государственные мужи на его злободневное изобретение, а, может, недосуг им заниматься такими пустяками…подумаешь, землетрясение, МЧС «разгребёт», и извлекут всех до единого из-под обломков, вот так –то, и на том «спасибо»…


Рецензии