Удел творить

Евангелия были написаны в 1 веке по Рождестве Христовом.
Илиада и Одиссея возникли в IX–VIII вв. до н. э. в греческих ионийских городах Малой Азии (Крито-микенская эпоха).

Примерно в том же регионе, где свершил свой земной путь Христос.

Китайская литература возникла ещё раньше в эпоху Шан XVIII–XII вв. до н.э.
B царстве Чу творил великий поэт древнего Китая Цюй Юань (340–278 гг. до н. э.) – лирик и трагик.
Таких поэтов древнего Китая, как  Ли Бо и Ду Фу, до сих пор читает мир.

Возникновение римской поэзии и драмы произошло в середине II в. до н.э. Первые римские поэты Плавт, Теренций, Луцилий...
В первом веке, когда родился и жил Иисус, древнеримская литература уже знала такие имена, как Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит поэма «О природе вещей» в 6 книгах. В ней он пропагандирует материалистическое учение Эпикура, главным образом его натурфилософию, ставя своей целью освобождение человека от гнета религии.
Тогда же творил крупнейший римский лирик Валерий Катулл, оставивший сборник из 116 стихотворений. Лучшие из них посвящены возлюбленной поэта Коллодии, воспетой им под именем Лесбии в память лесбосской поэтессы Сапфо.

Как видим, Мир уже тогда был искушён величием изысканного слова.
На этом фоне писания апостолов-евангелистов не выделялись изяществом стиля и глубиной интеллекта.
Они были самодеятельные недостаточно образованные авторы.
Но именно их труды перевернули мировоззрение человечества. Оказали неизгладимое влияние на мораль, культуру и развитие Христианства.

В советское время среди литераторов бытовало расхожее понятие – попасть в струю, то есть найти тему. Ту самую, которая вывезет, как бы слабо ты её не отобразил. Дотянуть до приемлемого уровня помогут. На то и существовал институт редактуры.
Тем, кому с этим не везло, поддавались элементарному соблазну, создать «паровозик», который бы потащил весь сборник стихов или рассказов.
Постепенно и довольно быстро качество выродилось в конъюнктуру и на смену Блоку явился Демьян Бедный, «Братьев» Федина пришла «Семья Рубанюк».
Отклонения от «магистральной линии» развития советской литературы наблюдались в творчестве «индивидуалов», подобных М. Булгакову.
Вступающие на литературный путь новые поколения, как от огня, шарахались от новаторских течений (Андрей Белый – романы «Москва», «Петербург»)…
Все «чуждое» отвергалось, преследовалось, искоренялось…
Таким образом и сложился тот самый «генетический код», которому многие и до сих пор привержены. Поскольку стремятся к признанию по-любому, даже ценой утраты вкусовой меры, литературного достоинства и человеческой чести.
И ради чего?
Ради славы и творческого благоприятствования.
Но разве эти два критерия есть – дело и судьба художника – свидетеля и участника своего времени?!

Его удел творить то, что потрясает душу и сотрясает устои.
Апостолы по наивности и вере во Христа так и сделали. Как могли, рассказали об Учителе. И тем самым создали книги, которые превзошли по востребованности произведения гомеров и гесиодов, стали частью «Библии», которая называется «Новый Завет».
18.11.19


Рецензии