стр. 209

Таким образом, письменная традиция истории, опытов и идей протеста в Старой Вере, которая началась с библиотеки епископа Александра, получила свою новую литературную форму. Разработанный из этого канон, долгое время написанный и передаваемый от руки, в соответствии с радикальным, ориентированным на реставрацию формализмом Старой Веры, состоящим, помимо Библии, в основном из богословских оправдательных шрифтов, описаний жизни мучеников, легенд о них и посланий. Нигде этот канон не был так постоянно и интенсивно культивирован в течение 20-го века, как в русской диаспоре, связанной с Россией, в пределах первой Латвийской республики, а затем и в Латвийской Советской Республике, не в последнюю очередь инициированной деятельностью Заволоко по сбору, публикациям, исследованиям и обучению. Он определял себя сам как «ревнитель русской старины». Именно благодаря ему была открыта и опубликована вторая версия жизнеописаний Аввакума и Епифания. Новым было стремление к практическому, прагматичному ответу на отсутствие апостольской преемственности, где, конечно, доминировала фракция староверов-беспоповцев как новаторов. Из семи таинств православной церкви эта группа переняла только самое нужное для жизни общины - крещение. В качестве второго, евхаристии, были в отдельных случаях найдены суррогаты. Ритуальный порядок Старой Веры основывался на трех фундаментальных доктринах: божественном образе человека, непосредственно близком ожидании спасения (явно в особом отношении к смерти) и символической реализации Царства Божьего в иконографии (см. значение иконы, понятие общины как кладбище или место преображения). Идея, цель и доктрина Старой Веры возникли самое позднее в начале 18-го века и создали базовый образец ее «парадоксальной природы», квазипротестантской этики в области эсхатологического ожидания и формирования мира. В то время староверы сформировали  общность ценностей и коммуникации, которая распознавала себя в знаках, а также текстовое сообщество, из которого впоследствии развивалась книжная культура.


Рецензии