Умберто Эко. Имя розы
Неудивительно, что Умберто Эко выбрал жанр детектива, чтобы рассказать читателю свою утомительную историю, перенасыщенную лекциями по истории католической церкви начала 2-го тысячелетия нашей эры и религиозным разногласиям, которые раздирали Запад в 14-м столетии. Детективная интрига на протяжении всей книги поддерживает читательский интерес к бесконечным разговорам героев и слишком подробным описаниям всего на свете, которыми Эко сильно злоупотребляет (эти описания и название романа – главные недостатки "Имени розы").
Практически все действие романа происходит в декорациях средневекового монастыря на севере Италии. Почти все действующие лица – монахи: жертвы, убийца, свидетели и детективы. В роли детектива-любителя выступает англичанин Вильгельм Баскервильский, которому ассистирует молодой ученик – Адсон, не столько помогающий расследовать преступления, сколько рассказывающий нам о произошедших событиях. В паре главных героев читатель без труда узнает Шерлока Холмса и доктора Ватсона, которые по воле Эко переместились в Средневековье и приняли немного другое обличье.
Детективный сюжет разворачивается весьма неторопливо, то и дело прерываясь на интеллектуальные беседы и религиозные диспуты об ересях и истинной вере, о бедности Христа и прочих столь же "актуальных" для современного читателя проблемах. И вполне естественно, если у читателя этой книги появится вопрос: а зачем автору, который писал роман в конце 20 века, понадобилось искусственно тормозить действие захватывающего детектива, чтобы насытить произведение весьма утомительными диалогами и монологами о бедности Христа и прочим сходным темам?…
Я думаю, что скучная теологическая тематика романа – не искусственное добавление к детективному сюжету, которое можно выбросить без всякого ущерба для произведения. Ведь "Имя Розы" – не классический детектив. В романе две равноценных сюжетных линии, которые неразделимы как сиамские близнецы. Поиск убийцы двумя сыщиками-любителями в монашеских сутанах кажется нам основой сюжета только потому, что роман начинается с расследования преступления и читать детектив гораздо интереснее, чем философско-теологический роман. На самом деле обе сюжетные линии важны и каждая из них неспешно приводит читателя к одному и тому же выводу. Но к какому именно?..
Здесь сложно дать однозначный ответ. В романе представлено столько различных суждений героев "Имени Розы" по самым разным вопросам, что немудрено заплутать в этом собрании мыслей. В книге поднимаются вопросы о цензуре, которая закрывает доступ человека к знаниям, о книгах и библиотеках, которые передают знания от человека к человеку, о пагубности догматического мировоззрения и если верить американскому профессору Майклу Суини в ней есть даже "аргументация в пользу сведения всякого реализма в отношении универсалий к авторитарному ультрареализму". Я не настолько мудр, как Майкл Суини, и воспринимаю "Имя розы" несколько проще - как роман о противостоянии людей и пастырей.
…Почему Гомо Сапиенс является разумным? Потому что мыслит! Отличие человека от других представителей земной фауны – в специфическом мышлении, которое способно выносить суждения не только о себе, о мире вокруг нас, но и причинах, породивших этот мир. Любой мыслящий человек – по определению инакомыслящий, поскольку мысли людей индивидуальны как отпечатки пальцев. Невозможно мыслить и не выйти за рамки дозволенного, определенного нам властвующими упырями, которые привыкли себя считать пастырями человеческих стад, направляющими нас на путь истинный.
Обе сюжетные линии романа Эко рассказывают о противостоянии Человека Мыслящего и тех пастырей, которым нужна власть над человеческим стадом. Божественные заповеди для этих упырей – всего лишь средство контроля над двуногими овцами ("простецами" – как их называют в книге). Мыслящий человек на роль овцы не годится, поэтому он априори является врагом пастырей.
Главный представитель мыслящего человечества в романе – Вильгельм Баскервильский (даже друг и соратник Вильгельма Убертин говорит ему: "слишком ты много думаешь"). Вильгельм противостоит папе и его сторонникам, потому что является одним из авторитетнейших миноритов и представителем императора, который враждует с папой. Вильгельм - главный противник и для монаха Хорхе, поскольку при расследовании преступлений ему нужно проникнуть в монастырскую библиотеку, которую стережет цербер Хорхе.
Минориты (францисканцы) затеяли дискуссию о бедности Христа и призывают официальную римскую церковь встать на их точку зрения. Папе эти дискуссии не нужны. Его интересует только власть над паствой, и он готов объявить миноритов еретиками, как ранее поступил с дольчинианами – последователями Дольчина (Дольчино), чье имя в романе является запретным (как фамилия Навальный для обитателей Кремля).
Папа без проблем может объявить францисканцев еретиками, потому что их учение один в один повторяет учение Дольчина. В своеобразной лекции, которую один из старейшин ордена Убертин прочитал молодому Адсону, он даже не состоянии объяснить, чем позиция миноритов принципиально отличается от идей Дольчина! Адсон: "Но получается, что Дольчин призывал именно к тому же, к чему призывали и францисканцы, а среди францисканцев – именно спиритуалы, а среди них – именно вы, святой отец!". Убертин:" Да, да. Но он извлек из этого неправильный силлогизм!".
Верхушка ордена францисканцев, и Дольчин – инакомыслящие по отношению к Святому престолу, но они принципиально отличны от Вильгельма. Они тоже пастыри. Когда-то и Вильгельм был инквизитором, но он покинул этот пост, поскольку счел невозможным для себя судить других за "мыслепреступления", хотя и старался быть справедливым судьей (Эко специально подчеркивает в начале романа, что "во многих случаях" Вильгельм выносил оправдательные приговоры). Напротив, его братья минориты готовы судить тех, кто думает иначе – тех, кого они считают еретиками. И как папа желает расправиться с францисканцами за их болтовню о бедности Христа, так и они готовы уничтожить папу и его сторонников. Во время совещания францисканских "генералов" в монастыре глава ордена Михаил Цезенский упоминает, как "францисканцы с оружием брали доминиканские монастыри и раздевали братьев-противников, тем приводя их к бедной жизни". И Дольчин занимался той же самой борьбой с инакомыслящими, но в более экстремистской форме: он со своими сподвижниками убивал всех несогласных с его учением.
Монах Хорхе – этакий мини-папа или мини-Дольчин. Он тоже пастырь. Его царство ограничено монастырской библиотекой, но на этой ограниченной территории он царь и бог. И не нужно думать, что его царство слишком маленькое. Это не так.
Дело в том, что мыслящий человек тянется к другим таким же. Ему нужны собеседники, с которыми он может обменяться мыслями, но найти таких людей сложно – тем более, когда вокруг инквизиторы роют рылом землю в поисках еретиков. К счастью, мыслящие люди могут общаться с себе подобными посредством книг. На протяжении всей письменной истории человечества, до момента запуска Фейсбука, книга являлась главным посредником между людьми, позволяющим обмениваться идеями, чувствами, знаниями и гипотезами представителям разных народов и эпох. По этой причине нельзя воспринимать библиотеки как простые хранилища книг: они хранят и человеческие мысли. Поскольку библиотека в монастыре – "самая большая библиотека христианства", то и мыслей там собрано предостаточно.
Миссия Хорхе – ограничить распространение тех книг (и мыслей), которые он считает опасными – тех, которые могут привести их читателей к выводам, посягающим на слово Божие. Заключительная речь Хорхе об опасности книги Аристотеля не очень убедительна, но она показывает нам его образ мышления: есть слово Божие и этого достаточно. Думать не надо – надо верить. Те монахи, кто тянутся к запретному плоду – потенциальные еретики, поэтому, по мнению Хорхе, они заслуживают смерти.
В конце романа аббат монастыря запрещает Вильгельму продолжать расследование, но тот не может остановиться: "Я имею дело с неоконченным расследованием. И могу вас всех заверить, что не покину эти стены, пока не дознаюсь… Я обязан". А все потому, что Вильгельм – человек, который ищет истину, поэтому он не в силах остановиться на полдороге.
Может показаться, что в итоге Вильгельм ее нашел, поскольку он смог разоблачить убийцу, но на самом деле это не так. Расследование преступления привело Вильгельма к Хорхе, но раскрытие преступления не стало результатом правильных умозаключений, что сильно огорчило монаха-детектива. На самом деле огорчаться здесь нечему, ведь человеку свойственно ошибаться. Человек в принципе не может быть носителем истины - как папа, Дольчин или Хорхе, которые были уверены, что знают ее и готовы уничтожать тех, кто с ними не согласен.
И отнюдь не случайно, что во время финальной схватки человека и пастыря Вильгельм говорит Хорхе: "Ты дьявол… Дьявол – это не победа плоти. Дьявол – это высокомерие духа…. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению". То же самое он мог сказать и папе, и Дольчину. А чуть позже Вильгельм учит Адсона: "Бойся Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда – еще до того, как отдать свою. А иногда – вместо того, чтобы отдать свою". Вот этот совет Вильгельма нам и надо запомнить. Он полезен не только для Адсона, но и для нас. Мы должны размышлять, искать истину и ошибаясь, двигаться вперед по тропе познания, но при этом надо понимать, что человек никогда не достигнет истинного знания об окружающем мире, потому что он всего лишь человек. И когда вы видите кого-то, изображающего из себя пророка и носителя истинного знания – лучше обойдите его стороной. Это пастырь, а человек должен держаться подальше от них. У человека и пастыря разные пути-дороги. У первого – поиск истины, у второго – вечная борьба с инакомыслящими.
Свидетельство о публикации №219111901001