Когда-то, где-то
Вечер —это самое блаженное время в монастыре летом. Уже нет той удушающей дневной жары , которая благоразумно сдается прохладной ночи . Вечером тепло .
Cегодня вечером мастер не медитировал в своей маленькой хижине , а находился в большом главном зале под покровом сумерек.
Помещение это было очень красиво , с достаточным количеством цветов и тропических растений . Поскольку всё это великолепие располагалось на большой платформе , установленной на четыре массивные колонны , то места было вполне достаточно для всего сообщества .
В надлежащее время все собрались здесь для того , чтобы помедитировать и поговорить о дхарме .
Мастер расположился на высоком сидении , которое в обычные дни занимал сам настоятель монастыря . Два старших монаха стояли подле него и размеренно махали большими банановыми листьями .
Было очень тихо , за исключением звука москитов… Медленно овеваемый воздухом , ощутимо нагружённым влагой , мастер неспешно осмотрелся вокруг . На месте настоятеля монастыря он больше чем прежде осознавал , что он сейчас центр , около которого всё движется , что только для него собралась вся эта толпа людей , жадно внимающих сейчас каждому его слову и даже движению . " Все они живут рядом со мной , но они видят , слышат и чувствуют этот Мир совсем нет так , как я . Между нами пропасть , и нам её не преодолеть . " -- подумал мастер.
Монахи , получившие в самом начале дня наставление-задание подумать над коаном , расположились в зале на отведённые каждому из них коврики в позе лотоса , некоторые в позе полулотоса , спиной другу к другу , наполовину прикрыв глаза.
Мастер взял в руку бамбуковую палку , расщеплённую с одного конца , и сделал три удара себе по ладони . В абсолютной тишине негромкий щёлкающий звук был хорошо слышен всем собравшимся тут – это был сигнал к началу медитации.
Так продолжалось около часа , затем был короткий перерыв , чтобы размять ноги . Некоторые монахи отлучились ненадолго по своим естественным надобностям. Затем снова была медитация…
— Как твоё имя , мастер? – спросил тёплый вечер голосом прохладной ночи.
-- У меня было много имён , но все они сейчас не имеют значения , -- отвечал тот, -- в этом монастыре у меня нет имени , либо есть ошибочное.
– Имена не важны , -- прошептал вечер , -- реальность – безымянна.
Мастер посмотрел на свои руки и , поднявшись , пошел прочь от этого места.
Он двигался уверенно , потому что проходил этим путём раньше много раз . Через выход он вошел в другой освещённый зал , где оказалось , что сидели там ряд за рядом неотличимые друг от друга маленькие фигуры лицом к нему. Их было много и ни один не издал ни звука . Одеты они были все одинаково и лица их были скрыты под низко надвинутыми капюшонами .
« Зачем я пришёл сюда? » -- подумал мастер . Что-то странное произошло с ним и что-то странное чувствовалось в некотором беспокойстве , последовавшем за его переходом . Был ли причиной тому его «вход-через-выход» , либо что-то другое , он решил разобраться в этом после. Всему есть причина , ибо есть закон . Свет в зале стал меркнуть , и вскоре сделалось совсем темно.
-- Ты кузнец ? -- Громкий голос из-за спин сидящих раздался так неожиданно , что мастер даже вздрогнул.
– Кузнец ? Отчего вы решили так ? – спросил мастер , вглядываясь в темноту .
Он не увидел ничего , но догадался , что в глубине зала было какое-то возвышение . Его неодолимо потянуло туда.
- Ты выглядишь , как счастливый человек.
Перед лицом мастера пролетела яркая капля , и беззвучно шлёпнулась на дощатый пол . Он запрокинул голову назад и прищурил глаза . Крупные капли света , казалось , падали вниз из ниоткуда , так-как потолок по прежнему скрывался в полной темноте . Вокруг мастера уже стала образовываться небольшая яркая лужица . Потом он увидел , что из лужи свет ручейком стремительно побежал к центру зала , разгоняя мрак на своём пути .
Теперь мастер смог ясно увидеть , что толпа маленьких людей сгрудилась в середине просторного зала около возвышения . Кое-кто из них сидел , устроившись прямо на полу , кое-кто стоял , но все они смотрели на высокого , худощавого мужчину , стоявшего на нём . От него исходила и длилась сила , уверенность и теплота . Так , во всяком случае , показалось мастеру .
Одетый в широкий халат ярких цветов , с длинными волосами и с густой немного растрёпанной бородой , он был выдающейся фигурой среди невыразительных , ничем не отличающихся друг от друга маленьких людей , окружавших сейчас его . Он не громко , но так , что все услышали , сказал :
-- Все вы монахи , и собрались сегодня здесь для того , чтобы выслушать проповедь. Да будет так! Пусть исполнится сейчас же ваше ожидание , и каждый из вас услышит в ней либо благую весть для себя , либо предупреждение.
—Прежде чем я стану , если не лгать , то не говорить вам всей правды , -- продолжил человек в халате ярких цветов , -- прежде чем вы все , в конце концов , мне поверите , ибо я и сам верю всему тому , что говорю , зная при этом , что я лжец , посмотрите на этого мощного старика , что стоит там , в луже света !
При этих словах он резко дёрнул головой вправо , откидывая волосы со лба , и потом вдруг протянул руку , длинным пальцем указывая прямо на мастера . Маленькие неотличимые друг от друга люди , молча стоявшие подле него , также молча повернулись и посмотрели , если и не на мастера , то определённо в его сторону.
– Вы думаете этот мощный старик , -- говорил он им далее , -- сознательно отказавшийся от мира ради разрешения всех мучивших его ум и его совесть вопросов и вызовов , просто случайно проходил мимо в тщетном поиске этого разрешения ? Нет и нет ! Перед вами мастер . Тот , кто уже понял и разгадал наконец–то великую тайну страданий , которые удручают всё человечество . Он нашел таки то средство , что избавит весь род людской от этих ужасных страданий , и за это мы должны называть его великим человеком , который едва не сгорел от того священного огня , которому мы все так ревностно служим .
Бородатый человек в халате спустился с возвышения и принялся ходить взад и вперёд , останавливаясь всякий раз перед одним и тем же , явно задремавшим монахом . Остальные смирно сидели , смотрели на него и внимательно слушали .
-- Он всех одинаково любит. Он счастлив и добр , и потому он неизмеримо больше всех нас , пусть сам и не думает так высоко о себе . Вот кто он такой ! Падайте ниц перед ним ! – прокричал он громко .
И все , как один , монахи пали пред мастером ниц , не смея ослушаться и ничего возразить , ибо поверили . Мастер только тихо покачал головой , глядя на всё это. И больше ничего .
-- Отлично , но я не хочу и не буду падать перед ним на колени , -- твёрдо произнёс знакомый голос в тишине зала ...
И в этом « отлично » , произнесённом твёрдо , но тихо и очень спокойно , почудилось мастеру что-то страшноватое , потому что когда прозвучала эта фраза , он услышал её одновременно внутри себя и снаружи .
– Чем же заслужил этот человек , которого назвали вы великим и все пали ниц перед ним , такое ? – поинтересовался хорошо знакомый мастеру Голос . – Разве он всегда был добр , честен и справедлив ?... Я вот наверное знаю то , что он часто обижает единственное существо которое его по настоящему любит – своего кота! Как он льстил ради получения ничтожных привилегий для себя , льстил настоятелю монастыря !
– Как же Он всё это знает ? – прошептал мастер , низко опуская голову.
– Какое право имеешь ты обвинять меня ? Разве ты жил моей жизнью ? Испытал всё то , что довелось мне? – вскричал он через минуту-другую , обращаясь к Голосу , подняв голову , и оглядываясь вокруг .
К своему удивлению он увидел , что никто не выражал никакого недовольства , досады и осуждения . Напротив , все смотрели на него с большим почтением ... Из чего следовало , что голос слышал только он и больше никто...
ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ
Cегодня вечером мастер не медитировал в своей маленькой хижине , а находился в большом главном зале под покровом сумерек.
Помещение это было очень красиво , с достаточным количеством цветов и тропических растений . Поскольку всё это великолепие располагалось на большой платформе , установленной на четыре массивные колонны , то места было вполне достаточно для всего сообщества.В надлежащее время все собрались здесь для того чтобы помедитировать и поговорить о дхарме .
Мастер сидел на высоком сидении , которое в обычные дни занимал сам настоятель монастыря , держа в руке бамбуковую палку , расщеплённую с одного конца. Два старших монаха стояли подле него и махали большими банановыми листьями . Было очень тихо , за исключением звука москитов…
Свидетельство о публикации №219111900117