Они живут в песнях

               
               
      
        Чудесная вещь – память, живёт она в независимости от нас и необъяснимым образом  в нужный момент возвращается откуда-то из  душевной глубины, помогая снова и снова переживать, казалось бы, давно забытые моменты жизни.
        Вспоминая жизненные истории, многие из них я стала брать за основу сюжетов своих литературных произведений, часто сохраняя  имена и излагая события такими, какими они происходили в действительности.
        Незадолго до  празднования  60-ой годовщины Великой Победы  советского народа в Великой Отечественной войны  я случайно узнала, что в Москве объявлен конкурс  на создание песни о войне.  И надо было написать песню весёлую, задорную, такую, которая  подняла бы дух солдата перед боем. Председателем жюри в этом конкурсе, предположительно по слухам, должна была стать наша любимая певица Валентина Толкунова.
        Но сначала исчезла информация о проведении конкурса, а потом несчастье – ушла из жизни Валентина Толкунова. Однако  желание написать песни о  далёких героях войны  и  подвигах во имя Победы осталось.
         Выросшая среди участников  войны, взрослевшая на их историях, ставшая свидетелем  горестных последствий войны, я без долгих раздумий выбрала  темы и героев  своих песен:  через их судьбы прошла война, и все они делали Победу.
         Моих родителей – Родионовых  Владимира Тимофеевича и Евдокию Дмитриевну  война застала в Краснозаводске Московской области, где они работали на заводе №11 оборонной промышленности.
         В октябре 1941 года немцы подошли к Дмитрову, а это в сорока  километрах от Краснозаводска.  Орудийные раскаты и взрывы были слышны ещё раньше:  в конце сентября немцы пролетали и над Краснозаводском, а 28 сентября первые бомбы упали на завод.
        Моя старшая сестра, которой тогда было семь лет, вспоминала, как в тот день они с бабушкой отправились в детский сад за младшей сестрёнкой. Навстречу шла группа учащихся ремесленного училища - мальчишек лет по 12-14 вместе  с директором училища.
       С самолёта при бреющем полёте немцы обстреляли тех мальчишек. Директор и несколько мальчиков были убиты, много раненных. Сестра до сих пор с содроганием вспоминает  ужас, который она испытала, будучи ребёнком.
       В октябре на заводе начался демонтаж оборудования, погрузка на железнодорожные платформы. Вместе с заводом эвакуировалась в Челябинск  наша семья.
       Прибыли на место назначения через два месяца, разгрузились под открытым небом. Семьи расселили в щитовых бараках, наскоро сколоченных, не утеплённых, многие  без крыш,  лишь с натянутым от дождя и снега брезентом.
       Нужно было утеплять бараки, а времени для этого не отводилось. Все взрослые на следующий день уже под снегом вышли на разгрузку вагонов, установку оборудования, обустройство производственных площадок…
       Производство оборонной промышленности… Сколько надо было проявить мужества, стойкости, упорства и смекалки, чтобы в неимоверных условиях военного времени  и уральской зимы, не имея капитальных зданий уже через месяц на фронт пошли трассеры и зажигательные шашки ?!
        В 1992 году в Южно-Уральском издательстве  Челябинска вышла книга Марии Александровны Меньшиковой «Завод у озера» о страницах истории Челябинского государственного завода «Сигнал», бывшего завода  № 254,созданного  на основе эвакуированного, получившего  в военное время название «Марс»  и специализировавшегося  на выпуске боеприпасов, пиротехнических и сигнальных средств.
        Рабочие и служащие предприятий военной промышленности считались мобилизованными на весь период войны. В июне 1943 года на некоторых заводах наркомата, в том числе и на «Марсе» ввели военное положение. Директору присвоили военное звание полковника артиллерийской службы, главному инженеру – майора,  начальникам цехов – капитанов, мастерам –лейтенантов. Они приняли присягу.       Лейтенантом – пиротехником стала и моя мама, работавшая мастером на участке мешки взрывной смеси. После войны была награждена орденом Трудового Красного знамени .
        Отец   выполнял поручения руководства по обеспечению завода сырьём, материалами, инструментом, что в тех условиях было не менее сложным, чем само производство, которое не должно было простаивать ни минуты.
        Личные судьбы разные, а общая судьба этого поколения – заслонить собой страну. И верно сказано в книге М.А.Меньшиковой: «если на одну чашу весов сложить ратный подвиг солдат на поле брани, а на другую – подвиг тыла, то ни одна не перевесила бы.»
        Вместе с нашей семьёй приехал в Челябинск и младший брат отца – Василий Родионов. В 1941 году в Краснозаводске он закончил десятилетку, готовился поступать в институт. Любимым предметом была физика. Но война перевернула все планы. И с первого дня прибытия на Урал  стал Василий  рабочим инструментального производства, в том же цехе был избран комсоргом.
        В конце 1942 года командование Уральского военного округа обратилось в Государственный Комитет обороны (ГКО) с просьбой разрешить сформировать танковый корпус из добровольцев. Подал заявление и Василий.
       Записавшихся в очередь на подачу заявлений с завода было много, но директор предупредил, что с оборонного предприятия может отпустить только 15 человек. При рассмотрении поданных заявлений Василий получил отказ.
        Отец с мамой очень переживали за него, не хотели его отпускать.  Оставшись сиротой с семи лет, Вася воспитывался в нашей семье.
       Формировалась танковая бригада в Челябинске из танков, приобретенных на средства трудящихся Урала. Сдавали деньги на танки и рабочие завода № 254.Одним из первых сдал деньги мой отец, который в тот период был парторгом цеха. А Василий рвался на фронт, желая воевать в этой бригаде.
        После того, как им был получен отказ на заводе, он поехал в один из районных центров области и через районный военкомат  получил мобилизационную повестку.  В 1943 году Василий погиб. Повестка о гибели была послана на адрес, найденный на конверте в его вещах  – сестры отца в Москву. После войны по этому адресу приехал солдат, служивший с ним, поклонился моей тёте Марусе с благодарностью, мол, Василий его из танка вытолкнул, а сам не успел.
       В Москве на всё время войны  оставалась семья дяди отца - Родионова Ивана Минаевича. Сам он работал пекарем на хлебозаводе, был уже вдовцом и в годах. Было у него шестеро детей: четыре дочки и два сына. Старшие сыновья к тому времени жили уже самостоятельно, с отцом оставались четыре дочки.
     Старший сын - Семён Иванович Родионов служил  до войны в Брест-Литовске в лётной части, с первых дней войны на фронте. Мой отец в одной из командировок в конце 1941 года встретил его в Куйбышеве ( ныне Самара), куда Семён был направлен для получения самолёта. Больше с ним никто из родных не встречался, и никаких сведений о нём не было.  «Похоронка» пришла в конце 1942 года.
        Второй сын – Пётр Иванович Родионов был мобилизован с первых дней войны из Рязани, где жил со своей семьёй. Погиб  в 1944 году под Витебском. Родные долго хранили семейные истории, связанные с Петром. Подростком он жил в деревне Лопатинки в Рязанской области у бабушки. Страстно любил лошадей, а потому, как был чернявый, прозвище у него было «Цыган». Мальчишкой  убегал   из дома  с цыганами,  взрослым  женился на цыганке,  ушёл воевать с кавалерийским полком.
             Именно Пётр стал героем моей песни «Цыганский конь». Но  мой песенный герой  с войны вернулся живым, как  хотели бы все родные.
           Семью Петра, как и в фильме «Цыган», через цыганскую почту сёстры искали, так и не нашли.
         Старшая из сестёр –  Надежда Ивановна Родионова  в начале войны работала на главпочтамте Москвы телеграфисткой  и училась в пединституте на вечернем отделении исторического факультета. Была мобилизована на фронт в  1941 году. Войну закончила в Праге в звании старшины медицинской службы.
Мне довелось увидеть благодарственное письмо, которое получила Надежда Ивановна в честь 60-летия Победы.
         Вот выписка из того письма: «Родионова Надежда Ивановна, старшина медицинской службы, медсестра санлетучки, с декабря1944 года парторг полевого эвакуационного пункта( ПУП 202),ушла на фронт  осенью 1941 года и героически, самопожертвенно, рискуя своей жизнью, под  огнём врага спасала жизни советских воинов.
За героические подвиги на фронте в составе Волховского, Ленинградского и первого Украинского фронтов награждена  17-ью правительственными наградами.
Надежда Ивановна являлась секретарём партийной организации 202-го эвакуационного пункта. О ней написано, как о героине войны, в книге «На трёх фронтах» (авторы И.Г.Коровников, П.С.Лебедев и Я.Т.Поляков)
В послевоенный  период Надежда Ивановна работала в институте истории партии МГК и МК КПСС( филиал института Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС) в должности старшего научного сотрудника. Ей присвоено звание кандидата исторических наук и почётное звание  «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» Она является автором книг «Герои Октября»,  «Соратники», «Герои Гражданской войны» и др.
Надежда Ивановна долгое время работала заместителем председателя Совета ветеранов 59А( г.Москва) На протяжении 20 лет она работала вместе с генерал-полковником И.С.Катышкиным, полковником В.И.Пахомовым, генерал-майором И.А.Лойко, полковником Б.Ф.Романовым.
        Её имя  заслуженно занесено в альбом боевой славы Московского комитета  ветеранов Вов.
        Надежда Ивановна, ровесница Октябрьской революции, прожила вместе с Советской страной весь срок её существования, делила с ней свою судьбу и перенесла все тяготы и лишения, доставшиеся нашему народу за тот период. 
        Её  младшие сестры Анна и Нина  в начале войны были ещё  детьми и были отправлены в пионерские лагеря за пределы Москвы, а одна из взрослых сестёр – Мария Ивановна  была призвана на трудовой фронт и работала на линии обороны Москвы…
       Все тяготы военного времени, беды, потери   из огромной истории Великой Отечественной войны, пережитые нашей семьёй и родными, отражены  в моей песне «Память»  такой строфой: 
                …Сколько хлебнули, сколько терпели,
                Сколько теряли, как мы шли к цели,
                Как погибали наши друзья,
                А по-другому было нельзя!
      
              Подвиг молодых девчонок, ползающих по грязи с тяжёлыми катушками связи и вытаскивающих с поля боя раненных и мёртвых, познавших запах крови и боли, воевавших рядом с мужчинами, стал темой в моих песнях  «Сестричка» с посвящением моей  тётушке Родионовой Н.И.,  и  «Боевые подруги».
         Песня «Верность» со словами:
                Возвращайся! Раны все переживём,
                Лишь бы быть с тобой навеки рядом вновь!
стала ответом на другую песню  «Фронтовые письма» В  ней, как и в известном стихотворении Константина Симонова, главная тема – вера во встречу, а, значит, и жизнь:
                Я пишу тебе, родная: «Жди, и я вернусь!
                Никогда не разлучит нас ожиданья грусть!»

               
          Разлуки, потери, ожидание встречи и боевые будни – всё пережито родными, близкими, любимыми ради одной цели – Победы и все они были героями, вершащими подвиги во имя Победы, О них  надо рассказывать и в песнях!..
           Детство моего  поколения – ровесников Победы  прошло в послевоенное  время, а наши учителя, часто вернувшиеся с фронта, редко рассказывали нам о войне. Случайно  узнавали  мы в школе о том  или другом педагоге, что воевал и награждён, и становился тогда  для нас героем. А о ком-то, что воевал, не знали и не догадывались…
   В средней  школе №49 в Челябинске, которую закончили я и мои сёстры, преподавал математику Столпник Борис Павлович. Любили его ученики за какое-то отеческое, лёгкое отношение к нам. Любил пошутить, выходил на спортплощадку  футбольный мяч с ребятами погонять. И жил по соседству – в соседнем подъезде. Но не знали мы,  ученики, о его солдатских годах на войне…
       Так распорядилась моя судьба, что  уехала я  в 1968 году жить и работать в Белоруссию в Гомель.
         В Челябинск я старалась по возможности ездить чаще, чтоб навестить родителей, повидаться с друзьями. В один из приездов решила навестить своих любимых учителей,  и одного из них –  математика Бориса Павловича. Стал он к тому времени уже пожилым и больным человеком, а потому хотелось доставить ему немного радости, что помнят его, любят.
       Разговорились. Стал расспрашивать  меня о Гомеле… И тут  с волненьем я слушаю рассказ о том, как он участвовал в освобождении   города, в котором теперь живёт моя семья, где родились мои дети.
  Я слушала, как в ночь на 26 ноября 1943 года с огромными потерями под проливным огнём противника с высокого берега Сожа солдаты  форсировали реку. Сколько погибло в том бою наших людей, до конца не сосчитали. Только команда «Вперёд! Ни шагу назад!» и переправлялись в ледяной воде кто в чём, кто как…Кто-то хватался за трупы убитых, кто-то на  связанных наспех, попавшихся под руку брёвнах или досках…Река в свете немецких прожекторов стала от крови красной…
           Погоревали мы с Борисом Павловичем, вспомнили школьные годы. И напоследок всё-таки сказался его неунывающий нрав, рассказал мне историю, как однажды  во время отдыха на переходе  мылись солдаты в русской печи. Так и превратилась эта история в песню «Банька».
           Вспоминаю своих родных, участников боёв и познавших все тяготы военного лихолетия , а вслед за ними всплывают в памяти  лица просто знакомых-ветеранов войны или членов семей друзей, их имена, фамилии...
          Более двадцати лет назад  ушёл из жизни брат моей матери Королёв Василий Дмитриевич, призванный в 1942  году на фронт из деревни Малинищи Михайловского района Рязанской области. Воевал, был ранен, но вернулся.   Не только дядя Вася, а ещё и гармошка его, заливистая тальянка, стали героями песни «Плачет тальянка»
     Прощаюсь с родными, ушедшими в вечность, и ловлю в душе досаду, как мало я о них знаю, как мало мы общались друг с другом. Я не помню всех дат рождения и смерти, я не знаю, где и как погибли те, кто не вернулся с войны.. Но  все делали Победу, все по полному праву в рядах Бессмертного полка.
     Нет уже моих родителей, нет моей незабвенной тётушки Надежды Ивановны и моего учителя Бориса Павловича…Их нет с нами  на земле, но они всегда со мной и с родными в песнях.
                Они ушли в  песни о неизвестных героях той войны, обычных гражданах нашей Родины, каких было очень много.
        Идёт время.  Снова минуло десятилетие. Не звучали мои песни с больших сцен и в больших городах России. Но успела я спеть их  Надежде Ивановне и её друзьям,   успела спеть тем ветеранам - моим коллегам, которые трудились  рядом на производстве. Пою их в городе, в котором живу  и который освобождал мой учитель… И чувствую, с каким теплом и благодарностью принимают слушатели эти песни …
                Пою, рассказывая через музыку, летящую в сердца людей, о героизме и судьбах героев Великой Победы. И очень хочу, чтоб эти песни жили долго, и вместе с ними будут жить их герои.
   
   

 Примечание: Песни –
 «Память» -http://www.runetmusic.ru/tracks/44583/
               
 «Фронтовые письма»--http://www.runetmusic.ru/tracks/35057/
 « Верность» -http://www.runetmusic.ru/tracks/35613/
 «Сестричка»- http://www.runetmusic.ru/tracks/61567/
 «Цыганский конь»- http://www.runetmusic.ru/tracks/30263/
 «Боевые подруги»- http://www.runetmusic.ru/tracks/30165/
 «Банька»-http:-//www.runetmusic.ru/tracks/30166/
 «Рассказ солдата»-://www.runetmusic.ru/tracks/64793/
 "Плачет тальянка"-http://www.runetmusic.ru/tracks/45567/
         
               
               
Страничка в  runetmusic/ users/ galinka


Рецензии
Здравстуйте, Галина.
Редко какая семья в ту войну не понесла утрат и потерь близких и родных и до сих пор эта боль в народе не изжита. Это заставляет браться за перо, за музыкальный инструмент, чтобы зафиксировать в стихах, песнях, воспоминаниях память о тех, кто вынес тяжесть той беды и победил. Понимаем и помним.
Не смотря на трагичность судеб того поколения,
не смотря на многие трудности и тяготы прошлого, не смотря на неизжитую боль в народе,образы ушедших, дорогих наших вспоминаются светло и с теплотой.
Вечная им память. Спасибо Вам, Галина, что бережёте и передаёте свои воспоминания детям, внукам.

Юрий Кутьин   14.12.2019 23:31     Заявить о нарушении