Анна Танеева Вырубова. Подвиг царского служения

Монахиня Мария, в миру Анна Александровна Танеева (Вырубова).
Подвиг Царского служения

Анна Александровна Танеева (Вырубова), монахиня Мария, заслуживает того, чтобы имя её навеки было соединено с именами Святых Царственных Страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Тональность публикаций об этой женщине, появившихся в последние годы, коренным образом изменилась. Если раньше в восприятии её личности довлели стереотипы, навеянные, так называемым, «Дневником Вырубовой» (сочинение А.Н. Толстого) и бульварными сплетнями, то в настоящее время люди, всё более отметая гнусную ложь, открывают для себя чудный образ благородной русской женщины, жертвенно послужившей русским идеалам.

Анна Танеева более известна, как Анна Вырубова по фамилии мужа, однако, похоронена под девичьей фамилией Танеева. Дата её рождения – 16/29 июля 1884 года.

Интерес к ней вызван целым рядом причин. Во-первых, временной отрезок её жизни пришёлся на особый период Русской и мировой истории. Анна Александровна оказалась в эпицентре событий, связанных с царствованием Николая II, будучи не только свидетельницей и очевидицей, но и одним из главных участников, что придаёт её свидетельству особое значение.

Во-вторых, внимание к этой женщине вызвано ещё и тем, что ей была уготована Богом удивительная судьба, удивительная своими поворотами, необычайными обстоятельствами. 

В-третьих, личность Анны Танеевой интересна и сама по себе. Она обладала замечательными свойствами души, которые в её жизни проявились конкретными поступками и делами.

Наконец, четвёртое, она, как историческая фигура, была фрейлиной Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Но она была не просто фрейлиной, она была личным Другом Царицы. Все члены Царской Семьи воспринимали её как родного, близкого человека, почти члена семьи. В свою очередь, Анна Танеева (Вырубова) горячо любила Государыню, как и всю Царскую Семью.

Анна Александровна Танеева (Вырубова) и по линии отца, и по линии матери вела свою родословную от знатных дворянских родов. В связи с обширностью материала, родословная роспись предков Анны Александровны Танеевой вынесена в отдельное «Приложение».

Анна Александровна – русская женщина. Русская и по происхождению, и по воспитанию, и по характеру, и по духу. В её судьбе, как и в устроении её души, необыкновенным образом переплелись все те свойства, которые на протяжении веков отличали и украшали русского человека, и которые в значительной мере были утрачены представителями того сословия, к которому принадлежала Анна Александровна.

За что её полюбила и приблизила к себе Императрица? Можно указать много черт, которые могли способствовать такому сближению: это и принадлежность к кругу русских аристократов, и светская образованность, и замечательные музыкальные способности, наконец, её простота, искренность и весёлость нрава. Всё это могло служить поводом для сближения. Но, как нам кажется, основная причина дружбы заключалась всё же в другом, и искать её следует на духовной глубине, в сокровенных тайниках человеческой души. Именно так: Государыня Императрица Александра Феодоровна обрела родственную душу в новой фрейлине Анне Танеевой, которую и возвела в новое достоинство, не прописанное этикетом: Аня стала для Государыни близкой подругой.

Было бы ошибкой обойти молчанием её дружбу с Григорием Ефимовичем Распутиным-Новым. Разговор о нём осложнён неоднозначностью отношения к личности этого человека. Разобраться в этом вопросе просто, достаточно взглянуть на вещи глазами самой Анны Александровны. В собственных воспоминаниях она считает своим долгом подробно рассказать о сибирском крестьянине, предложив читателю при этом определенные выводы. 

Немного опережая её собственный рассказ, отметим, что Анна Александровна относилась к сибирскому крестьянину, как к духовному человеку, Божьему страннику, наконец, как к старцу. Из доступных архивных и мемуарных материалов следует, что старец Григорий стал её духовным наставником, к которому она питала искреннее чувство уважения и любви, пользовалась его духовным советом, обращалась к нему за молитвенной помощью. Именно он помог Анне Александровне стать на путь живой веры, который привёл её к монашеству. Молитвы Григория Ефимовича сохранили ей жизнь после крушения железнодорожного состава, в котором Анна Александровна возвращалась из Царского Села. Она подробно пишет об этом в своих воспоминаниях. Реальность этого события подтверждена во многих воспоминаниях современников, в частности, в воспоминаниях директора Департамента полиции и товарища Министра Внутренних дел С.П. Белецкого, который по роду службы был детально осведомлён о случившемся.

Судьба накрепко соединила Анну Александровну и с Царской Семьей, и со старцем Григорием. Хотя она намного пережила их всех, этот духовный союз никогда не был расторгнут вплоть до её кончины, и, верим, был продолжен в вечности. Она дорого заплатила за это в земной жизни.

Народная мудрость гласит: близ Царя – близ чести и смерти. Всю свою жизнь Анна Александровна терпела поношение от современников. Поругание её имени не прекратились и после её кончины. Основной шквал обвинений обрушился на неё, начиная с 1914 года, наложив на всю последующую жизнь тяжёлый, трагический отпечаток. Война положила начало страшной травле Четы Русских Венценосцев, а также Их ближайших друзей. Власть Помазанника Божьего сдерживала силы центробежные, разрушительные, подталкивающие мир к пропасти, ведущие человечество в царство антихриста. На пути их планов стоял Самодержавный Русский Царь, Помазанник Божий.

К сожалению, в России в то время мало кто из высших классов воспринимал идеал личного служения Царю, как жизненный принцип, как руководство к действию, мало, кто вложил эту мысль в своё сердце, кто подчинил ей свою волю, кто поставил целью своей жизни защитить животворные, подлинно русские начала.  Идея царской самодержавной власти, как правило, воспринималась лишь умозрительно, отвлечённо, только как образ мыслей, но не как образ действия, образ жизни и служения. Русская интеллигенция предпочла идти широким путем отступления и увлекла за собой значительную часть русского простого народа, соблазнив, совратив, обесчестив его, лишив духовной силы.

Что же Анна Александровна? Она в полной мере разделила все невзгоды своего дорогого Отечества. Как уже было сказано, ещё до февральского переворота, ей пришлось пережить страшную железнодорожную катастрофу. Господь сохранил ей жизнь по молитвам старца Григория, хотя она и осталась калекой. Находила утешения только рядом с Царицей, а также в её (А.А. Вырубовой) собственном лазарете для искалеченных воинов. Этот лазарет Анна Александровна основала на деньги, выплаченные ей железной дорогой за понесённые увечья. Затем февральский переворот, тяжёлая болезнь корью, от которой новые власти так и не дали ей оправиться. Её арестовали больной, подняли с постели, разлучили с Царской Семьёй, отвезли в Петропавловскую крепость, заключили в одиночную камеру зловещего Трубецкого бастиона. Она перенесла издевательства моральные и физические, но осталась жива, и дух её не был сломлен. Чудесным образом была спасена от расстрела. Скитания по обезумевшему, революционному Петрограду. Далее бегство с матерью по льду Финского залива в Финляндию, жизнь в эмиграции, общение с Валаамскими старцами, принятие монашества в Смоленском скиту Валаамского монастыря, служение Богу в ангельском чине. И всё это на фоне не прекращающихся пересудов, косых взглядов, откровенной клеветы, противостоять чему можно было только бесконечным терпением, кротостью и смирением, незлобием и любовью.

Особый разговор о случаях литературно-исторической фальсификации её воспоминаний. В 1927 году в Советской России появился «Дневник Анны Вырубовой», настоящими авторами которого являлись известный советский писатель А.Н. Толстой и бывший член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, советский историк П.Е. Щёголев. Подобного рода попытки, но в более замаскированной форме, были предприняты и за пределами России. Их результатом явилось выход в США и Финляндии в 70-80 годах ХХ века разных версий, так называемых, «поздних» или «неопубликованных воспоминаний Вырубовой».

Тем не менее, Анну Александровну Танееву (Вырубову) – монахиню Марию можно назвать счастливым человеком. Столько претерпевшая от человеческой злобы, всеми гонимая женщина, уже при жизни получила неоценимую награду в виде проявления искренней дружбы и любви как со стороны своих Венценосных Друзей, так и со стороны Их необыкновенного Друга, так и со стороны простых русских людей, кто имел счастье близко сойтись с ней в жизни и оценить красоту её души. Верим, что и в Небесных обителях, Господь судил верной Анне быть рядом со своими Друзьями в вечности.

Царская Семья в своей жизни сумела воплотить идеал земного счастья – Божественного благословения роду человеческому. Необыкновенная милость Божия войти в жизнь Святой Царской Семьи. То, к чему прикоснулась волею судьбы и Промыслом Божиим Анна Танеева трудно описать словами. Можно прочувствовать сердцем, ощутить духовно и благоговейно склониться перед величием подвига жизни Святых Царственных Страстотерпцев. Анна Александровна совершила большее. Она деятельно послужила своим Венценосным Друзьям, попытавшись передать необыкновенное чувство сопричастности той небесной радости, которой, несмотря на многочисленные страдания и невзгоды, была проникнута жизнь святой Царской Семьи. Именно это и совершила монахиня Мария (Анна Александровна Танеева-Вырубова), написав о них необыкновенные воспоминания «Страницы моей жизни», а затем всю вторую половину своей жизни в изгнании твёрдо став на страже той правды, которую любящим сердцем и духом донесла до потомков верная Аня.

Блаженной памяти монахиня Мария, в миру Анна Александровна Танеева (Вырубовой) скончалась после непродолжительной болезни 20 Июля 1964 г. Похоронена на православном кладбище г. Хельсинки.

Темам «лжедневника» и, так называемых, «неопубликованных воспоминаний», имеющих финское происхождение и искусственно связываемых с именем Анны Вырубовой, посвящены отдельные главы нашей книги «Верная Богу, Царю и Отечеству».
Финский период жизни Анны Александровны более подробно отражен в «Послесловии».


Рецензии