Вышка для проезда

Три года тому назад Василия Фёдоровича вдруг пригласил на приём руководитель сельского муниципального округа, ранее носившего название – поселковый совет. На встрече местный начальник напомнил приглашённому, что тот, являясь депутатом этого органа власти, должен всячески содействовать в разрешении проблем, существующих на этом территориальном образовании. В данном случае возникла ситуация, о которой в своём письме информировал Глава вышестоящей районной администрации, дав указание разобраться в ней и представить предложения по изложенной в письме проблеме.
- В письме из района речь идёт о дороге, пролегающей по нашей территории, - стал пояснять местный администратор, - которая неофициально называется почему-то «Матвеев проезд». При этом дорога не числится на балансе, как мне доложили, ни в одной организации и предприятии. Однако за последнее время в районную администрацию поступает такое громадное количество обращений и жалоб от граждан на плохое, даже безобразное состояние этого транспортного пути, что игнорировать их уже нет возможности.  Уважаемый Василий Фёдорович, кроме Вас в нашем округе никто профессионально в этом деле разобраться не сможет. Я очень прошу Вас, как депутата и местного жителя, сделайте одолжение – проедьтесь по этой дороге, посмотрите, что к чему и представьте свои соображения в письменном виде лично мне. Я Вам за это буду весьма благодарен. Договорились?
Василий Фёдорович внимательно посмотрел на чиновника, который устремил на него заискивающий взгляд, пожал плечами и промолвил:
- Ну, уж если так срочно это необходимо, то постараюсь Вам помочь, тем более я сам заинтересован, как и другие местные жители в разрешении этой проблемы. – И он направился к выходу из здания в сопровождении начальника.
Василий Фёдорович не понаслышке знал эту дорогу, иногда проезжая мимо, но не сворачивая на неё, которая вела к дачному посёлку. Ранее там размещалась воинская часть, вернее её склады, охраняемые солдатами. Но в смутные девяностые годы часть расформировали, имущество складов перебазировали в другое место, а некоторые складские помещения, которые ещё не развалились, местные жители и дачники, нахлынувшие вдруг откуда ни возьмись, использовали в своих целях. От воинской части осталось существующее до сих пор название территории, соответственно и посёлка «Склады».
Наибольший интерес вызвал у Василия Фёдоровича дошедший до него слух, что вдруг через неширокую речку, более соответствующую широкому ручью, протекающую сразу за «Складами», появился мост. Ещё при пребывании там военных такой мост было намечено там соорудить, но развал Союза, повлекший ликвидацию воинской части, исключил реализацию подобного плана. Каким же образом такое серьёзное сооружение в те экономически нищенские годы смогло возникнуть? Такая мысль неотступно преследовала Василия Фёдоровича. Наличие моста, несомненно, удовлетворяло всех,а недоброжелателей не могло быть, так как доселе существовавший путь только от «Складов» до большой дороги расстоянием пять километров, по которой нередко проезжал наш герой, не мог полностью обеспечить желания  в то время ни военных , ни гражданских лиц. А вот за речкой в десяти километрах пролегает более современное шоссе, по обочинам которого расположены более многочисленные и значительно оснащённые торговые, обслуживающие и другие различные предприятия. Создание моста дало возможность добраться до них. Правда, новое продолжение в два раза длиннее старого пути, но это не смущало жителей. Ведь отпала необходимость искать брод через речку, проезд по дну которой не всегда оказывался удачным.
В один из ближайших погожих дней Василий Фёдорович сел в свою старенькую «Ниву» и поехал в означенном направлении. Вот машина повернула на дорогу в сторону «Складов». При пребывании в этих местах военных дорога, покрытая асфальтом, была образцом транспортных путей. Сейчас от асфальта остались лишь мелкие островки. Автомобиль изрядно трясло на выбоинах и колдобинах. Проехав пять километров до «Складов» водитель чрезвычайно измотался и с облегчением принял решение остановиться и отдохнуть у речки. Действительно, поперёк её он увидел насыпь, перегораживающую поперёк речной поток и создающую небольшое водохранилище – пруд, на берегу которого сидел пожилой человек с удочкой. Поставив машину в сторону, водитель спустился к нему.
- Здравствуйте, ну как улов? – Спросил он у рыбака.
- Здорово, коли не шутишь! – Отвечал тот. – Вот наловил по мелочи кошке на обед.
Василий Фёдорович осмотрелся и взглянул на земляное сооружение, сочетающее в себе мост и, в некоторой степени, плотину, основой которого в нижней части служила круглая бетонная труба с внутренним диаметром около двух метров и толщиной более полуметра. Труба утопала в потоке воды примерно от четверти до трети своего диаметра, а сверху до высоты берегов была засыпана землёй.
- Давно я не был в ваших краях, - озираясь, промолвил прибывший, - вроде бы пейзаж как-то изменился, да и этой речной преграды раньше не замечал.
Заметив настороженный взгляд на него рыбака, Василий Фёдорович поспешил его успокоить:
- Не тревожьтесь, уважаемый, вероятно предполагаете, что какой-то проверяющий к Вам нагрянул, а я такой же, как и Вы, гражданин и меня очень радует, что наконец-то сооружена эта переправа.
- Да я не тревожусь, - отвечал собеседник, - но меня удивляет, что наконец-то кто-то заинтересовался объектами, находящимися на этой ставшей как бы ничейной территории после ухода отсюда военных. А что касается этой, названной Вами, переправы, то это дело рук всего-то одного человека, которому благодарны все, кто проживает в этом селении, и кто пользуется этим творением для сквозного проезда, а не как раньше, совершая объезд на многие километры, затрачивая в несколько раз больше времени, чтобы попасть с одной транспортной магистрали на другую. А совершил это полезное дело мой друг, к сожалению уже ушедший из жизни, прекрасный человек по имени Матвей, в честь которого и назван этот проезд, соединивший кратчайшим путём магистрали. Если Вы располагаете временем, то я могу подробнее рассказать о нём?
Василий Фёдорович не замедлил согласиться и от словоохотливого собеседника услышал следующее повествование:
- Матвей Пахомович служил в этой воинской части с самого начала её создания в середине 60-х годов до её расформирования в 90-е годы. По специальности он был военный инженер-строитель. Все здания складов построены при непосредственном его участии. Непременным атрибутом складов являлась смотровая вышка, на которой существовал пост с вооружённым автоматом солдатом. Первоначально предполагалось изготовить вышку деревянной, но, надеясь на длительное существование части, а времянка для этого не годится, решили сделать её из железобетона.  Денег в то время на военные нужды не жалели. Матвей, в то время ещё молодой человек, был инициатором и исполнителем такого проекта. Место строительства вышки обозначили на берегу речки на естественной возвышенности в виде небольшого холма, который позволил соорудить объект сравнительно невысоким – где-то около шести метров, не считая фундамента. Изготавливали вышку по методу скользящей опалубки, заимствованному из опыта создания Останкинской телебашни, в виде полой трубы. В качестве фундамента служила сама труба, утолщённая снизу и заглублённая не менее, чем на метр. К арматуре из толстой стальной проволоки приваривались металлические пластины – уступы, к которым в дальнейшем прикреплялась винтовая лестница. Вот такая монолитная железобетонная конструкция, построенная основательно, как говорится на века, возвышалась с холма над территорией,  и с её высоты обозревалась окрестность на значительные расстояния.
Но оказалось, напрасно народ надеялся на несокрушимость существовавшей в то время власти и, даже веря в её вечность. Со сменой руководства страны склады почему-то оказались никому не нужны кроме людей с криминальным прошлым. Поэтому их содержимое, во избежание полного  неминуемого расхищения, перебазировали в неизвестном направлении, расформировав воинскую часть. Так совпало, что Матвей в то время по возрасту ушёл в отставку и остался в этом посёлке, не жалея покидать обустроенное жилище. А я, как бывший вольнонаёмный, работавший под началом Матвея, последовал его примеру. Ведь лучшей жизни в той разваливающейся нашей стране, нам действительно было не найти.
Матвей очень переживал, что так вдруг скверно закончилась его трудовая жизнь. Но без работы он не мог существовать. Такая деятельная, активная была его натура. Он отремонтировал брошенный вследствие ликвидации склада колёсный трактор МТЗ с бульдозерным ножом спереди и навесным ковшом сзади, и этим агрегатом выполнял работы на своём участке и на участках односельчан совершенно безвозмездно и охотно. Естественно, для трактора необходимо дизельное топливо, называемое в просторечии соляркой. Он её привозил от АЗС (автозаправочной станции), которая находилась на обочине шоссе. На тракторе без государственного номера он не стремился там появляться, так как любой гаишник мог его серьёзно наказать, лишив транспортного средства. Личного автомобиля Матвей не имел, поэтому он заимствовал у соседей конную повозку, загружал в неё канистры и направлялся на ней к означенному объекту. Я несколько раз за компанию его сопровождал. Матвей обладал тонким юмором. Однажды я был свидетелем случая, когда никак не мог понять – почему все водители проезжающих мимо попутных машин смеются над нами, сидящими в повозке, и, оглядываясь, весело сигналят при обгоне. Приехав на АЗС, стал обходить сзади телегу и тут увидел закреплённый на ней небольшой транспарант с надписью «Не уверен – не обгоняй!», который не заметил при посадке в повозку.
Заброшенная смотровая вышка памятником прошлому режиму возвышалась над окрестностями. В неё повадились охотники за металлоломом, которые любыми варварскими способами извлекали по частям винтовую лестницу, а её крышу в виде зонта успел демонтировать и сбросить на землю местный житель, использовав её на своём участке при сооружении беседки. Все эти издевательства над вышкой привели к печальному последствию. Один из пацанов во время игры в ней, взбираясь вверх по остаткам лестницы, сорвался и, падая, получил серьёзную травму. Матвей притащил к вышке небольшой сварочный аппарат, сохранившийся у него со времён службы в части, когда тот был списан по истечении срока годности, подключил его к источнику электроэнергии через кабель, наличие и расположение его знал только он, который когда-то обеспечивал освещение вышки, и немедленно срезал сваркой все оставшиеся металлические уступы, кое-как восстановил входную дверь, заперев её на замок. Всё это он проделал быстро и легко.
Несколько дней Матвей задумчиво ходил вокруг своего детища, часто поглядывая вниз на речку, извлекая из кармана маленький блокнот и ручку, с которыми никогда не расставался по своей привычке ещё со службы, и спешно делал записи. На мой вопрос, что он затеял предпринять? Он отвечал: «Друг мой, случившееся вообще-то не к длительным размышлениям, а к решительным действиям. Ведь потерянное время никогда назад не возвращается. Необходимо избежать любого какого-то очередного происшествия».
И вот, наконец, я застал его однажды орудовавшего лопатой у основания вышки со стороны речки и решил подшутить над ним:
- Пахомыч, а что это ты подкопом занялся, наверное, вспомнил о своём зарытом здесь кладе? Использовал бы свой бульдозер, тогда дело пойдёт быстрее.
- Сейчас мне не до клада. – Отвечал Матвей. – Но если моя задумка окажется удачной, то она будет намного ценнее клада. А использовать здесь бульдозер невозможно – место слишком узкое и обрывистое. Но не беспокойся – дойдёт очередь и до бульдозера.
Несколько дней он тайком откапывал вышку только со стороны речки, поэтому для посторонних лиц его работы была невидима. Я догадался, в чём состояла задумка Матвея.
- Ты хочешь уронить вышку? – Спросил я его.
- Вот именно, но не уронить, а свалить. – Отвечал он. – При этом сделать это необходимо в правильном направлении.
Я обратил внимание, что подкоп мой друг осуществлял своеобразно, со скосами с одной стороны и с выступами – с другой. Я всецело верил в него и доверял ему в разработке очередного проекта. Многолетнее сотрудничество подтверждало, что в нём удачно сочетаются знания и опыт, как народного умельца, так и профессионального специалиста.
Вот, наконец, Матвей завершил подкоп. Труба вышки на четверть её окружности была оголена на всю глубину фундамента. Вышку держала земля только с трёх сторон.
- Я тебя породил, я тебя заставлю работать и дальше! – Лукаво вымолвил землекоп.
- Может её подтолкнуть твоим бульдозером, и она упадёт. – Предложил я.
- Этого не следует делать. – Возразил друг. – Лесорубы перед тем, как спиленное дерево начнёт падать, от него отбегают, так как его комель может «сыграть» назад при падении. Так и в нашем деле, фундамент падающей трубы может изувечить трактор. Но затягивать процесс не следует -  могут возникнуть непредвиденные случайности. Завтра обязательно нужно завершить работу.
К счастью, погода постаралась успешно завершить процесс задуманный Матвеем. Ночью разразилась мощная гроза, сопровождавшаяся сильным ветром. Средь громовых раскатов и вспышек молний вдруг явственно раздался сильный хлопок, подобный тупому удару, зазвенели оконные стёкла, задрожали стены, мою постель вроде бы даже тряхнуло, как будто произошло землетрясение. Под утро погода успокоилась, наступал солнечный рассвет.
Предчувствие ожидания чего-то необычного овладело мною, почему-то тянуло меня к речке, и я спешно направился туда. Предчувствие меня не обмануло. Ещё издали были заметны перемены в пейзаже – отсутствие его доминанты – несравненной вышки. Приблизившись к речке, увидел её на дне овражка, омываемой потоками воды. Несмотря на ранний час рядом с трубой в болотных сапогах стоял Матвей и орудовал лопатой, извлекая из входа в трубу остатки земли.
- Надо же, как по заказу получилось! Есть Бог на свете! Ну, словно молочного поросёнка уложило на царском блюде! – Радостно прокричал он мне. И я понял эти слова, что его расчёты подтвердились полностью. Затем он взобрался наверх, встал рядом со мной и, дружески хлопнув меня по плечу, удовлетворённо произнёс:
- При падении и ударе почти весь грунт вытряхнуло из трубы, а оставшуюся там почву вымоет поток воды. Вот сейчас очередь дошла и до бульдозера, о котором ты напоминал ранее.
В это время стали подходить местные жители. Некоторые из них, охая и ахая, удивлялись – как буйство грозы смогло повалить такую громадину, не зная истинной причины этого происшествия.
Несколько дней Матвей своим бульдозером кромсал холм, сталкивая с его поверхности грунт на лежащую на дне овражка трубу, пока от этой возвышенности фактически ничего не осталось, она почти сравнялась с окружающей поверхностью и с насыпью над трубой. Затем он осторожно стал трамбовать насыпь, постепенно уплотняя грунт и добавляя его в просевшие места. Торец трубы, утолщённый в качестве фундамента, и возникшая грунтовая плотина в некоторой степени преградили путь речному потоку, в результате этого получился небольшой водоём – пруд, которому впоследствии были очень рады сельчане, так как он стал местом выгула домашних уток и гусей. К тому же в нём вдруг завелась мелкая рыбёшка.
Матвей был страстно увлечён текущей работой, ставшей для него каким-то хобби, и я понимал, что он не остановится её выполнять, пока не доведёт дело до логического конца. Это подтвердилось его дальнейшими действиями. Своим тракторным бульдозером он проторил практически заново новую дорогу расстоянием в десять километров от насыпи до другого шоссе, таким образом, создав сквозной проезд от одной трассы до другой, и старался поддерживать нормальное состояние его. Правда, это ему не везде удавалось. Водители автотранспорта почти сразу узнали об этом маршруте, обеспечивающим им кратчайший путь, и пользовались им, особенно при благоприятных погодных условиях. Год назад мой друг внезапно скончался в результате закупорки кровеносного сосуда тромбом, и его детище стало приходить в запустение. Но его название хранит память своего создателя «Матвеев проезд». Хоронить Матвея вышел весь посёлок. Проезжающие мимо процессии водители, узнав, с кем расстаётся народ, сигналили в его честь прощальными гудками.
Рыбак кончил свой рассказ, а Василий Федорович объяснил ему – с какой целью он здесь оказался. Друг Матвея вдруг сразу воспрянул, воскликнув:
- Давай действуй, дорогой товарищ, уговори начальство, докажи ему, что проезд жизненно необходим людям, а мы тебе поможем – будем любыми путями и способами надоедать чиновникам своими коллективными обращениями, просьбами и жалобами по этой проблеме.
Василий Фёдорович простился с рыбаком, поднялся наверх, сел в машину и въехал на переправу и там остановился. Выйдя из автомобиля, он взглянул вниз. Бывший рассказчик смотрел на гостя с мольбой, жалобно улыбаясь и медленно махая кепкой, провожая его.
Человек на переправе в задумчивости обозревал местность и размышлял – что же более ощутимо сможет предпринять он – простой местный житель, чтобы помочь таким же рядовым гражданам, которым обустройство этого проезда послужит весомым подарком для них и лучшей памятью его создателю, принцип которого, по словам Л.Н.Толстого состоял в том, что «делать добро – есть единственное верное счастье жизни».
Новая грунтовая дорога, проторенная Матвеем Пахомовичем, действительно представляла жалкий вид, видимо ставшей такой после ухода из жизни бывшего военного строителя. «Нива» медленно пробивалась в глубокой колее, хорошо ещё, что осадков давно не было, с трудом разъезжаясь со встречным транспортом. Василий Фёдорович с облегчением вздохнул, выехав, наконец, на шоссе.

Минуло три года. До чего же они изнурительны были для Василия Фёдоровича с многократными хождениями по различным инстанциям, всюду получавшего отговорки, мол раньше было ещё хуже, а он не соглашался с таким постулатом, отвергая его и заявляя – почему же намечаемые планы определяются прошлым, когда это следует исходить из будущего. Значительную помощь местному депутату и общественнику оказывали граждане района своими коллективными и частными обращениями по проблеме обеспечения транспортной доступности современного уровня. Результатом таких упорных объединённых действий состояло в улучшении проезжей части новой дороги и переправы через речку путём покрытия набивкой их гравийно-щебёночным слоем, а также постановка на баланс района  всего сквозного проезда со старой и новой дорогой, с включением в план следующего года работ по асфальтированию всей этой трассы. Утверждено её официальное название «Матвеев проезд», что подтверждают дорожные указатели, установленные на перекрестках проезда с двумя параллельными шоссе.



Ноябрь 2019 года




Рецензии