О современном искусстве

Посетила центр современного искусства «Заря» во Владивостоке. Что бы о таких вещах плохого (иногда и хорошего) ни говорили, было интересно увидеть всё своими глазами.

Эмм... Да. Белые просторные залы. Народу нет (и хорошо). Простыни какие-то висят. За стёклами  - маленькие картинки и заковыристые цитаты, написанные корявым почерком. Линия. Минимализм. Поразмыслить. Каждый подумает о своём. Но это уже давно было, а в контексте современного центра гениальная простота окутана пафосом и псевдофилософией.

Телевизоры, странный видеоряд и наушники. Мне нравится, что есть контакт. Это интригует. Подхожу к одному из экранов. Снято в стиле live без монтажных склеек, в текст не вникла. Далее висят три телевизора в ряд, на каждом из них бежит в разных локациях человек с тетрадью в руках и чёркает в ней на бегу. В финале показываются получившаяся линия. Интересная идея, но так может каждый! Поверхностный плод подсознания: рандомно нарисовалось, само получилось (а подсознание способно на более серьёзные вещи!) Искусство ли это? Нет. Это лишь творчество. Так творить может каждый, и это прекрасно. Самовыражение - естественная вещь. Но делать из получившегося экспонат? Мне кажется, это абсурд.

Но не всё так плохо. Из светлых залов зайдя за шторку, оказалась в темноте. Моему взору предстали огромные светящиеся грибы, на ножки которых проецировалось движение машин. И всё это под лёгкую психоделическую музыку. Когда экспонат успешен? Когда стоишь и погружаешься в него. За грибами я наблюдала долго.

Как же забавны люди, которые обсуждают современное искусство с применением умных слов! Термины, теория, поиск глубокого смысла. Мне кажется, для произведений современного искусства есть лишь два слова: «вкусно» и «невкусно». Если что-то зацепило, то сразу чувствуешь: о, да! Это восхитительно, прямо в точку, тонко, красноречиво, цепляет! Будто бы свет сходится клином, и ощущаешь: да, художник, это оно! Какой-либо симбиоз несопоставимых вещей - на этом, кажется, всё и держится в галереях нашего века. Но и это не искусство. Хоть уже и не просто случайное творчество. Это креатив. Вкус. Он либо есть, либо его нет. В «Заре» я видела мало «вкусных» вещей.

Есть такое упражнение для начинающих художников: смотришь на свою руку и рисуешь её, не глядя на бумагу. В этом - приличная часть современного искусства. Но это лишь упражнение! Да, интересно получается, смотрится действительно необычно. Но это промежуточный этап собственного развития художника. Только ради того, чтобы пробудить правое полушарие перед серьёзной работой. Как искусство может существовать без мастерства самого художника? Ох уж это вечное сравнение творцов Ренессанса и современности! Рука опытного гения и свою же руку напишет максимально приближенной к оригиналу, даже не глядя на холст!

Но современность - не о мастерстве. Хорошо. Далее. Как искусство может существовать без идеи и посыла? Есть ситуация и есть художник. Есть ЭМОЦИЯ. Её надо прожить. Прогнать через себя, как алхимики прогоняли вещества, возводя металл в золото. Происходит процесс. Не громко крикнуть огромными буквами, чтобы услышало как можно большее количество людей, а грамотно изъяснить, преподнести. Ориентир не на экспрессию: она должна быть оправдана, если используется. Взрослый крик души, а не вопль подростка. Также есть ИДЕЯ. Обдумываются и анализируются чувства и эмоции. То есть, искусство интеллектуально.

Я не говорю о том, что искусством можно считать лишь больные глубокие темы, нет, искусство - и в юморе тоже. Но, побродив по «Заре», я не сказала бы, что вышеописанный процесс стоял за каждым экспонатом.

Не прониклась. Местами даже посмеялась. Но не злобно. Нет, это ни в коем случае не критика - какой из меня критик? - я слаба в теории. Всё вышенаписанное - лишь личное мнение, родившееся из собственного вкуса и опыта. Да, я не разбираюсь. Но я мыслю. Забавно слушать «разбирающихся», также как и «критиков», которые критикуют личное мнение. Всё ли у таких людей в порядке с самооценкой?

Современное искусство существует для того, чтобы об искусстве размышлять: в двадцать первом веке «Мыслитель» Огюста Родена покинул своё место, превратившись в деятеля.


Рецензии