Жемчужное ожерелье

До выписки из лазарета оставалось всего два дня, а шестеро приятелей, которых судьба свела здесь, все еще не могли решить важный вопрос: что подарить Лизе? Целый месяц сестра милосердия ухаживала за ними, как за родными братьями. Сначала они обсуждали разные варианты подарков лично от каждого, но потом пришли к выводу, что лучше сделать один общий подарок, какую-нибудь дорогую и красивую вещь, которая бы всегда была с Лизой и напоминала о них.  Они купили  жемчужное ожерелье и торжественно преподнесли его Лизе вместе с букетом белых роз и фотоснимком, с которого глядели шестеро здоровых улыбающихся парней.

Придя домой, Лиза поставила розы в фарфоровый кувшин, а вот что делать с ожерельем она не знала, поскольку никогда прежде не имела таких дорогих вещей. Примерив ожерелье у зеркала, она осталась очень довольна увиденным: украшение прекрасно смотрелось на стройной Лизиной шее, тускло поблескивая загадочным светом. Налюбовавшись подарком, она сняла ожерелье и положила его рядом с кувшином, в котором благоухали розы, там же поставила и фотографию.
 
К утру розы завяли, а ожерелье так и осталось лежать подле кувшина, потому что надеть его в другой раз Лиза не решилась. Здесь его однажды и заметила подруга, пришедшая как-то поболтать вечерком.
 
– Жемчуга? Какие великолепные! Откуда они у тебя?  Ну, признавайся!
Лиза рассказала свою историю.
– Отчего же ты их не носишь? – спросила подруга, перебирая в руках крупные жемчужины. 
–  Да мне как-то неловко, – начала Лиза, будто оправдываясь, – ожерелье такое красивое и дорогое… Не для меня такие вещи.
–  Отчего же не для тебя? Ты у нас тоже красивая, – весело сказала подруга. – Раз подарено, носи. Вот если бы мне подарили жемчужину, хотя бы одну, я бы всегда носила ее и нисколько не сомневалась!
Лиза сняла с нитки самую крупную жемчужину и протянула подруге:
–  Тогда давай носить вместе: я – ожерелье, а ты вот это – как брошь или как кулон.
–  Я и не знала, что ты меня так любишь, милая Лиза, –  воскликнула подруга и обняла ее. – Мне никто еще не дарил жемчуга, даже мой жених. О, как я счастлива, ты себе представить не можешь!

И она побежала домой, чтобы показать всем чудесный подарок.
С этого дня Лиза стала носить свое ожерелье постоянно. И скоро так привыкла к нему, что перестала его замечать. Но все, кто видели украшение, напротив, обращали внимание, хвалили и говорили разные комплименты. Лизе было неловко оттого, что она одна владела таким богатством. Она чувствовала себя обязанной поделиться с ближними тем, что имела. И когда кто-то из родственников или знакомых особенно восхищался ожерельем, она снимала с нитки большую жемчужину и дарила ее. Получившие подарок от души благодарили Лизу, и все как один говорили, что такой ценной вещи у них никогда еще не было и что они будут беречь ее, как зеницу ока. Люди всегда обещают больше того, что смогут сделать…

Постепенно ожерелье сделалось таким коротким, что носить его на шее сделалось уже невозможно. Теперь это была  нитка жемчужин средней величины и Лиза решила, что бывшее ожерелье можно носить как браслет, на руке. И носила –  пока нитка не стала еще короче и уже не сходилась на запястье. На коротенькой нитке теперь оставалось несколько мелких жемчужин и одна средней величины, которая в таком окружении выглядела крупной.  Лиза надела жемчуг на палец и стала носить его как перстень. Такая изобретательность восхитила многих. Они отдавали должное фантазии владелицы столь необычного украшения, говорили о ее особом таланте, а благодарная Лиза раздаривала им оставшийся жемчуг, пока не раздарила весь, кроме последнего.

Она держала в руках единственную оставшуюся жемчужину и не знала, что с ней делать. И тут она вспомнила, что среди ее знакомых и родственников найдется несколько десятков человек, находящихся в том же положении – это те, кому она в свое время дарила жемчуг. «Пойду к ним и узнаю, как они поступили со своими жемчужинами», – сказала себе Лиза и отправилась к подруге, которая получила от нее подарок первой. Та встретила ее очень радушно, напоила чаем и только тут заметила, что на шее у Лизы нет ожерелья.

– Где же твой жемчуг? – спросила она.
– Вот все, что от него осталось, – призналась Лиза, протягивая на ладони единственную жемчужину. Я не знаю, что мне с ней делать и пришла к тебе за советом. Скажи мне, что ты сделала с жемчужиной, которую я  тебе подарила?
– С жемчужиной… – подруга задумалась. – Уже не помню. Должно быть, она лежит где-то вместе с пуговицам или булавками. Нет, я не помню, давно это было.

Этот печальный случай заставил Лизу пойти к другим знакомым, которым был подарен жемчуг. Но и здесь ее ждало разочарование: оказалось, что никто жемчужин не сохранил, а некоторые даже не вспомнили, что когда-то получили из Лизиных рук дорогой подарок. «Я разделила свое единственное богатство со многими, я одарила стольких людей…» –  с грустью подумала она. Лиза крепко сжала в руке единственную жемчужину. Теперь она знала, что  с ней делать.
;


Рецензии
Какой прекрасный рассказ, Ирина!
Так дарить или хранить? Щедрый человек все равно захочет поделиться своим богатством, но надеяться на долгую память тех, кого одарили, наивно.
Всегда последнюю жемчужину оставлять себе, сохранить в любом виде.
Спасибо за повод к размышлению.

Елена Пацкина   19.11.2019 21:21     Заявить о нарушении
Благодарю, Елена!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   19.11.2019 21:43   Заявить о нарушении