Пик Черского

1 часть
Восхождение

Итак, Пик Черского. Это высочайшая вершина Комаринского хребта Хамар-Дабана. Высота – 2090 метров. Вершина названа российскими географами в честь Ивана Дементьевича Черского - известного исследователя Сибири. Тропа на пик считается одной из самых популярных. Я в основном путешествую по городам, но походы мне тоже интересны. Тропа Голицына в Крыму - этого мне было мало, теперь хочу чего-нибудь посерьёзнее. Пик Черского - далеко не самая сложная вершина. Но дня три следует на него потратить. Как раз то, что мне нужно. Тем более я ни разу не была в горах.

Ночевала в палатке у реки Слюдянка в одноимённом городе. Приготовила завтрак на водах ледяной горной реки – отличное начало дня! На базе МЧС оставила гитару и некоторые вещи. Поболтали с МЧСниками, они мне даже карту нарисовали.

Лес, как всегда, прекрасен. Не тороплюсь. Это же поход, как можно торопиться? Гуляю и наслаждаюсь красотой природы. Что это такое тут - каменное и белое? Я никогда не видела белых камней! Их становится больше! Пройдя чуть дальше, вижу мраморную гору. Абсолютно белую. Раздаются взрывы: ведутся работы.

Прохожу по бесчисленному множеству мостов через Слюдянку: ровные и покосившееся, с перилами и без, широкие и пугающе узкие. Рюкзак не ощущается совсем. В середине пути сделала привал. Так расслабленно не торопилась весь день, что ела рис и пила кофе около часа. Потом захотелось поваляться и вздремнуть, кинув котелок в лес с криком: «Я поела!» Кажется, я окошачиваюсь.

Восемнадцать километров от МЧС до метеостанции - это первый день. Сначала всё просто: обычная лесная тропа, мосты через речку, на каждом километре отметки с бурундуком бурятской внешности. Особенно позабавила табличка с надписью: «Ты убрал свои тарелки? Молодец! Спасибо. Белки». И лишь в конце - подъём километра два. К закату дошла до метеостанции. Горы стали ближе - воздух изменился. Тут есть турбаза и просто поляна, где уже стоят палатки. Присоединилась к коллегам. Завтра меня ждёт тяжёлое восхождение и захватывающие дух виды.


2 часть
Пик Черского и водопады

Оставила палатку с тяжёлыми вещами, пошла почти налегке. Проходя мимо одного из лагерей, спросила, в какую сторону пик, ребята предложили идти с ними: они тоже собираются. Две девушки и три парня, местные, опытные походники. Сначала на пик, потом на водопады - замечательно! МЧСники предостерегали меня от похода на водопады в одиночку, так как там легко заблудиться.

Подъём. Началось. Серпантин. Тяжко. Выше и выше. Вот и метеостанция осталась далеко внизу. Дерево с ленточками, налево - пик, прямо - водопады. Сперва – налево. Снова тяжёлый подъём. По пути делаем несколько коротких остановок и собираем чернику: её тут просто море.

- Видишь, там, на горе, возвышается крест? Это и есть пик Черского.

До этой горы ещё идти и идти! Я уже устала. Мне с моим малокровием только по горам и скакать! Но кислород, бешено бегущий по венам, дарит ощущение жизни и разжигает азарт с каждым шагом.

Взобрались на первую вершину - открылся вид на озеро в форме сердца. Так и называется - озеро Сердце. Я вижу это своими глазами?! Нет, это слишком похоже на модную картинку из Инстаграма! Не верится, что я забралась в такое прекрасное место! Багамы, Испании и Франции? Захватывающая дух красота природы есть и в России!

К озеру тоже спускаются, ставят палатки и ныряют с аквалангами. Глубина небольшая, вода, говорят, тёплая. Мы спускаться не стали: подниматься потом лень будет, а у нас ещё планы на водопады - успеть бы. А со спуском следует ещё на день задержаться.

Последний рывок по камням и тросам - и далёкий крест на горе прямо передо мной. Вокруг - горы. Бескрайнее пространство, тишина и величие природы. Тропы на другие пики, но мне они сейчас ни к чему, меня устраивает вариант для новичков. Более чем устраивает, я в восторге! Если бы не облака, там, далеко, то был бы виден даже Байкал.

Устроили привал, перекусили. Дыхание выровнялось - теперь можно и поговорить под кружку чая. Чаепитие… в горах! Безумно!

Спускаться значительно легче, хоть и говорят, что спуски тяжелее подъемов.

Далее - водопады. Вспоминается Возрождение и река Жане. Но тут водопады помасштабнее. Ребята уже были здесь. В тот раз заблудились и зареклись снова сюда ходить, но душа-то зовёт. Заблудились и сейчас. Здесь тропу очень легко потерять. «Увидишь первый водопад - и сразу назад тем же путём, которым пришла» - говорили мне МЧСники, но с ребятами мне заблудиться совсем не страшно. Не спеша объедаемся черникой и брусникой на солнышке, пока «вожак стаи» ищет тропу. Есть контакт! Скачем по камням, продираемся сквозь нетронутый девственный лес, буквально утопаем во мху.

Солнце начинает садиться, и меня захватывает невероятная усталость. Даже говорить трудно. Мечтаю вернуться в лагерь и поесть. Ребята уже пригласили меня на ужин. Тропа! Вот она. Но самое сложное впереди: подъём на карачках по обсыпающимся камням. Кто-то полез в обход не менее сложным путём. Мне чуть камнем не прилетело, пока ждала внизу своей очереди взбираться. Нет, спускаемся: там дальше должен быть подъём полегче. По камням, цепляясь за деревья, тяжело дыша в ровном ритме, ноги гудят, финиш совсем рядом. И вот я вижу свет костра. Чей-то лагерь. Мы выбрались.

Водопады - это не дорога с указателями. Это незабываемое приключение и настоящий поход. В котором я поучаствовала, покорив свою первую (и, наверно, не последнюю!) вершину. Нам повезло: медведя не встретили.

Перетащила свою палатку в лагерь к ребятам. Мои продукты на ужин не нужны: у них и так много еды, даже ещё и останется. А на меня дикий аппетит напал. В горах, говорят, так всегда. Предлагали сто грамм за восхождение - отказалась. Мне и так хорошо. Уснула быстро и спала без задних ног, даже не слышала, как парни ночью пели песни. Так я за всю жизнь ещё никогда не уставала. День удался. Последний день лета. Удался!

3 часть
Поменяли мы ранцы на бэки походные...

Осень начинается с вкусного завтрака, приготовленного на костре. И теперь я с нетерпением жду обеда: на природе мне есть хочется всегда и побольше. Чувствуется каждый кусочек, и счастья другого не надо. А сладкое раскрывается новыми вкусовыми букетами. Запастись бы разной едой и пожить в лесу у речки недельку... Стоп, мечтать надо о великом.

Спускались тоже все вместе. Первые шестнадцать километров пролетели незаметно, оставшиеся два дались чуть сложнее. Три дня на ногах с утра до ночи! По пути обогнали пару туристов: они еле шли. Но почти у финиша они стремительно пробежали мимо нас - второе дыхание! - пока мы отдыхали на привале.

Вот и снова цивилизация. Ребята едут в сторону Улан-Удэ на Тёплые Озёра, я с ними. И к Улан-Удэ буду ближе, и на Озёрах побываю: мне про них много хорошего рассказывали.
Кстати, что касается первого сентября... Не чувствую я, что лето кончилось! И пока даже не собираюсь с ним прощаться и отчитываться о лучших его моментах. Также как и о том, что это лето удалось, и мой план-минимум завершился успехом (я была на Байкале, сейчас я почти в Бурятии!) Ничего не завершилось, я готова выложиться на максимум! Вот когда я буду лететь по трассе сквозь золото и пламя лесов в обратную сторону, вот тогда - да. Тогда я поприветствую осень. А сейчас - пали, солнце!


Рецензии