Радуга

1 часть
Добро пожаловать домой!

Впервые о Радуге я услышала в 2016-ом году, с тех пор мечтала посетить. Это фестиваль без официальных организаторов, информация о месте и датах проведения передаётся через личные сообщения. От сердца к сердцу. На фестивале нет алкоголя, нет определённого расписания мероприятий. Есть Welcome-центр, Круг, кухня, баня, палатки и море добра. Люди приезжают на Радугу, чтобы освободиться от оков цивилизованного мира - от Вавилона. Побыть наедине с природой, очиститься. Кто-то говорит, что Радуга - это наркотики и беспорядочные половые связи везде и всюду, под каждым кустом, но это миф. Я сама в этом убедилась. Неадекватность с развязностью тут, наоборот, не приветствуются.

На одном месте фестиваль проводится месяц. А в целом Радуга идёт полгода в разных местах. По фазам луны. Есть российская Радуга, Белорусская, Европейская, Мировая. В том году познакомилась с одним хиппи в Питере, он рассказал о Радуге в Карелии, но тогда не получилось поехать. Сейчас о Радуге мне сообщила подруга-автостопщица (она сама уже была на многих Радугах), и так всё удачно вписалось в мой план по месту и датам. И вот, спустя три года, я иду по лесу восемь километров на радужную поляну. Я задержусь на фестивале ненадолго, ведь у меня ещё и другие планы. Кто-то скажет, что приехать на Радугу лишь на три-четыре дня - это сумасшествие. Я отвечу: сумасшествие – находиться рядом с местом проведения и не приехать вовсе!

***

Два часа шла по лесу. Последний час - под дождём. Шла по указателям: на деревьях были развешаны ленточки. А какие тут огромные грибы! А какая в лесу акустика уже на подходе к месту! Никакой ревербератор не переревербирирует! Итак, где я? Мох на деревьях растёт с северной стороны. Вижу берёзу, полностью поросшую мхом. Отлично, значит, вокруг берёзы – север.

Навстречу проходила сначала компания молодёжи, а потом - ещё пара человек. «Доброе утро!» - стандартное радужное приветствие, будь то день или ночь. Вот уже видны машины. Значит, тут рядом уже Welcome-центр. Вот компания сидит под тентом у костра:
- Добро пожаловать домой! Чаю, кофе?
Я пришла.

Оставила вещи на Велкоме, пошла гулять по окрестностям и искать место для лагеря. Тут течёт небольшая речка. Пока не стала её переходить. Прошлась слева, прошлась справа по берегу. Все со мной здоровались, и я желала всем доброго утра. Лагери тут так красиво обустроены! Тропинки выложены камешками, палатки разукрашены, висят радужные флаги. Это что? Вигвам? Типпи? Общий? Личный! Разрешили заглянуть внутрь: как же тепло и уютно.

Один берег обследовала, перехожу по небольшому мостику на другой. Вся Радуга как раз на другом берегу и сосредоточена. Вижу огромного ловца снов, большие качели и баню. Она топится весь день, и возле неё всегда есть народ. С берега поднимаюсь по тропинке в лес. Тент! Кажется, под ним что-то будет сооружаться. Останавливаюсь неподалёку. Пара шагов до главной поляны - до Круга. Лежу в палатке, отдыхаю и настраиваюсь на атмосферу Радуги. Слышу вдалеке крик: «Пааааау Вааааау!» Потом эти же слова звучат ближе. Слева, справа. И совсем рядом. Кричат изначально на кухне, а повторяют со всех сторон, для того чтобы сигнал дошёл до дальних лагерей. Первый «Пау» - вода закипела. Второй «Пау» - еда готова. А «Пау Вау Нау!» - все на Круг: время обедать. И так каждый день. Бывает, еда готовится раз в день, но в основном - два. Три - редко. Сейчас, кажется, был второй Пау.

«Пау Вау Нау!» Можно смело оставлять вещи без присмотра: тут все свои, никто ничего не украдёт. Здесь просто нет таких людей. А если утащат... Век Радуги не видать. Взяла спальник, ложки-кружки-тарелки и пошла на Круг.

Ах да, ещё один момент. Тут практически 24/7 звучит музыка. С разных сторон. Но когда люди собираются на Кругу, звуки джамбеев, варганов, гитар, флейт сливаются в единый поток.

Темнеет. Свет огромного костра освещает поляну, вычерчивая силуэты людей. Три, четыре джамбея. Иностранец с гитарой задаёт фон. Мягкие звуки флейты рисуют мелодию. Искры костра взлетают в звёздное небо. Радужные люди танцуют у огня. Кто в чём: рваные одежды (они тут давно), Вавилонские одеяния (новенькие, это про меня). А музыка вьётся, а ритмы летят. Мелодия подхватывается, развивается. Люди танцуют кто как может: кто просто движется в такт ритму, а кто уже разошёлся в трансе... Я пока наблюдаю. Танцует моё сердце.

Ещё на водопадах Жане и на Утрише я писала том, что давно мечтала о чём-то диком, о чём-то природном и первородном. Духовном. Кажется, я нашла... Ни за что не поверила бы, если бы мне десять лет назад сказали, что в двадцать три года я наконец-то буду частью племени. Пусть тут люди лишь играют в индейцев... Но для меня эта игра - очень ценная.

Огромные кастрюли со свежеприготовленной едой стоят у костра и дожидаются, пока народ наиграется и напляшется. Здесь нет команд - всё происходит само собой. Потихоньку люди отходят от костра, формируя огромный круг по концам поляны. Тут человек сто точно есть. Музыка стихает, круг становится чётче, я тоже становлюсь частью круга. Все берутся за руки. Круг замыкается. Наступает тишина, слышны лишь только детские голоса да треск костра. Вырисовывается мистическая картина. И в этой мистике нет ни капли негатива. С дальнего конца поляны мягко раздаётся длинный низкий «Оооооммм» и разносится по Кругу. Справа подхватили, слева подхватили. Кто-то запел высоко. Поют на разных нотах, но в целом «Ом» звучит гармонично. Лес жужжит, вибрирует. Так отмаливается еда. Душа летает от чудесного звучания священного слога... Пение продолжается несколько минут и заканчивается тоже само собой. Руки поднимаются, задерживаются наверху на пару мгновений, ведутся к груди и складываются ладонь к ладони. Затем все опускаются на колени в поклоне. Молитва окончена.

Настало время объявлений. Кому есть, что сказать, выходят в центр Круга, берут палку (talking stick) и вещают. Кто хочет поделиться своими знаниями или навыками, объявляют семинар. Например: «Доброе утро, семья! Завтра после первого крика Пау на пляже будет семинар по игре на барабанах, буду кричать «Барабаны на пляже», встречаемся на Кругу. Хау!». «Хау!» - кричит Круг: человек услышан. Семинары бывают самые разные: йога, цигун, массаж, рисование; информация на тему истории, психологии, эзотерики, науки. Или просто беседы. Также перед едой задаются темы для обсуждений, например, надо сделать Чайную. Обговаривается место и время проведения обсуждения, приглашаются волонтёры. Когда все высказались, выходят люди, которые будут разносить еду, встают в Малый круг, поют «Ом» и ходят по Кругу с котлами, объявляя, что в котле. Сегодня - рис и чай. Готовят как для строгих веганов и шиваитов, так и для всеядных, но пищи животного происхождения на Кругу не бывает никогда. «Рис со всем! Рис без всего. Чай чёрный. Зелёный чай! Конфеты. Приправы!» Я обычно ем с солью, пью с сахаром, но тут приправ практически нет изначально - они ходят по Кругу отдельно, и чай не сладкий. Что ж... Тут, на природе, соли и сахара даже не хочется. Аппетит разыгрался - и так без всего очень вкусно. Хочу вообще отвыкнуть от каких-либо лишних добавок и употреблять еду такой, какая она есть, научиться чувствовать настоящий вкус пищи и чая.

Когда котёл проходит полный круг (first time), а еда в нём ещё остаётся, его относят к костру, и можно самому подходить и накладывать себе добавку (second time).

После еды разносятся крики: «Слава поварам! Слава серверам! Слава...» Или даже так: «Слава КПСС! Воистину слава!» После трапезы музыка и танцы у костра продолжаются до утра.

Я подхожу ближе к костру, слушаю музыку, пытаюсь влиться в ритм, гуляю вокруг да около. И чувствую свободу. Потом засыпаю в своей палатке под звуки Радуги, и они мне ничуть не мешают.


2 часть

Доброе утро, Радуга! Как проснулась в душной палатке, так сразу в речку, а она - по колено! Пришлось лежать на воде. А на том берегу иностранец играет регги и поёт солнечную песню на чистом английском, прогуливаясь по пляжу с гитарой. И все вокруг такие позитивные и расслабленные!

Сварила на завтрак гречку. Подходит ко мне радужный парень: «А можно с тобой покушать?» Поделилась едой, потом мы пошли гулять по Радуге. Как бы я хотела иметь свой большой лагерь с флагами, палатками, фонариками и прочими штучками! Как бы я хотела целый месяц провести на Радуге! Мой спутник отправился на пляж на борьбу, а я - на Велком общаться под предлогом попросить кипятка для чая. Кипятка нет - предлагают заваренный чай или кофе. Есть банка тушенки и голодные люди. Ребята, как насчёт риса? Есть пара пакетиков, сейчас принесу! Да, кстати, на Велкоме можно и мясо есть, и курить прямо у костра. Это промежуточный портал между Вавилоном и Радугой. Весь день так на Велкоме и провела, лишь пару раз ходила до Круга на Пау Вау (кормили сегодня два раза). А чаи и кофеи на Велкоме гоняют 24/7.

***

Утро - речка - Велком. Чаи-кофеи. Уходят одни люди, приходят новые - всех провожаем, всех встречаем. Разговорилась с одним из новых: он психолог. На Пау Вау пошли вместе, пока ждали круга, общались.
- Сядь поудобнее, закрой глаза, сосредоточься на своих ощущениях... Где тяжело?
- Чёрная дыра в груди. Массивная.
- Возьми её в руки и попытайся вытащить на свет за пределы тела.
- Не могу...
- Что мешает?
- Люди вокруг.
Хоть темы были затронуты тёмные, сам разговор происходил в добром свете. Предложил мне игру: поменяться ролями. Я буду психологом, я буду его слушать и направлять. Мне это нравится! Чуть позже поиграем.

Пообедали. На Кругу начали объявлять семинары: пение народных песен на голоса, затем рисование, беседа на тему отношений в Чайной (её уже почти сделали, она как раз под тем тентом, рядом с которым я поставила палатку), вечер сибирского рока на Велкоме. Сначала пошли в Чайную слушать про отношения. Всё правильно говорят, но немного скучновато. С гитарой отправились на сибирский рок. А там женщина играет на детском синтезаторе и поставленным оперным голосом поёт песни Летова. Подбираю что-то на слух, подыгрываю. И бросаю это дело, отдавая гитару хиппи. Для меня это слишком сюрреалистичная музыка. Лучше просто послушаю пение и вникну в текст. Нет, сибирский рок - не моё. Слишком авангардно.

После второго Пау Вау начинается тусовка на Кругу, но я не могу петь в такой огромной незнакомой компании. Иду на Велком, там атмосфера домашняя. Пьём чай, поём, чай пьём, общаемся, варим кофе. А над лесом поднимается луна. Завтра будет праздник полной луны (full moon) и праздничный ужин. Самая главная ночь Радуги.

Она же и самая последняя моя радужная ночь. С утра после full moon’а на Велкоме пью последний чай и прощаюсь со всеми. Рюкзак за спину. Доброго утра, Радуга. Я ещё вернусь.


Рецензии