Притча О жадности

В деревне, что стояла на берегу «Желтой реки» жил почтенный Тенгфей. Ему было уже за шестьдесят лет, когда Тенгфей начал задумываться о том, почему в его жизни так мало покоя и счастья? Все последние годы Тенгфей старался жить так, чтобы люди прославляли его за щедрость. И если в молодости он бывал иногда жадноват, то подходя к порогу старости Тенгфей, избавился от этого порока. Он без сожаления раздавал соседям излишки риса и овощей, а если кому-то требовалась новая пара обуви, то Тенгфей делал ее нуждающемуся практически даром. Слава о столь щедром человеке быстро распространилась по округе. Из ближних селений люди также старались обратиться к столь щедрому обувщику, а мастером Тенгфей, я, вам скажу, был первоклассным!

Но вот беда, Тенгфей не смотря на свою щедрость, и большое количество добрых дел, совсем потерял душевный покой. Ланфен, жена Жикианга как-то раз посоветовала сходить тому в гости к «Дающему мудрые советы», и побеседовать с ним. Ланфен видела, что с Тенгфеем в последнее время не все в порядке и, не смотря на его добрые дела, и большое количество друзей, улыбка совсем перестала гостить на его лице.

Тенгфея и самого очень мучил этот вопрос, что с ним не так? Вот взять хотя бы, к примеру, его соседа Тао. Тот живет так, что как говориться, и капли воды у него в дождь не выпросишь! Однако, по всему его виду можно судить, что он счастлив. А как Тао смеется? Словно в последний раз! Его заливистый смех слышен на всю деревню.

В воскресный день, Тенгфей отправился в пещеру к мудрому даосскому монаху. Он прихватил с собой пару новых сандалий и большой мешок с рисом. Когда Тенгфей добрался до пещеры, пот тек с него градом, подъем дался ему очень нелегко. «Зато, у «Дающего мудрые советы» будет запасная пара обуви, а этого риса ему хватит на целый месяц!», подумал Тенгфей, опустив мешок перед входом в пещеру монаха.

Монах встретил гостя радушно! Он очень обрадовался подаркам, пригласил Тенгфея войти, приготовил, по своему обыкновению, чай и, спросил о проблеме, с которой Тенгфей к нему наведался. Тот подробно рассказал даосу о своей беде. Монах на протяжении всего рассказа внимательно слушал гостя, время от времени, подливая чай в пиалы.

- Вот так и живу! Помоги, если понимаешь, что со мной не так, отчего я, служа людям и отдавая им, иногда, последнее – несчастлив!

Монах ответил:

- Всему виной твоя жадность, Тенгфей!

Тенгфей чуть не поперхнулся чаем после слов «Дающего мудрые советы».

- Что ты такое говоришь, почтеннейший? Моя жадность? Да в округе все знают о моей щедрости и том, что я готов отдать последнюю чашку риса любому человеку!

- Я об этом слышал! – улыбнулся «Дающий мудрые советы», - твоя щедрость и есть проявление жадности!

- Видно, зря я к тебе пришел! Не надо было слушать Ланфен! Я ухожу! - сказал Тенгфей, вставая.

Он уже было направился к выходу, но «Дающий мудрые советы» остановил его.

- Подожди, Тенгфей! Уж раз ты пришел ко мне за советом, то хотя бы выслушай его!

Тенгфей сел обратно на камень и приготовился слушать монаха.

- Когда ты раздаешь рис соседям и делаешь обувь по низкой цене, не ловишь ли ты себя на мысли, что поступаешь очень хорошо и Небо, вознаградит тебя за твои добрые дела? - спросил даос.

- Если честно, думаю! Но как же может быть иначе? Ведь если мы делаем добро, значит, это как-то отражается в Великом Пути и все наши хорошие поступки записываются в Его памяти!

- Вот видишь, Тенгфей, я же сказал, что ты жаден! Ты не требуешь оплаты твоего труда от людей, но требуешь этого от Дао! Ты не хочешь принимать той малой оплаты, что предлагают тебе соседи за твои труды, а ждешь большой награды от Небес! Ты жаден, Тенгфей! И лучше тебе прямо сейчас признать это!

Тенгфей задумался. «А ведь монах прав! Я всегда жду награды за мою щедрость от Высшего мира!»

- Знаешь, «Дающий мудрые советы», ты пожалуй, кое в чем прав!

- Кое в чем? – переспросил даос.

- Пожалуй, во всем! – опустил голову Тенгфей. – Но что же мне делать? Как научиться жить счастливо? Что делать? Подскажи, если есть какие-то соображения!

Даос одобрительно кивнул, радуясь тому, что Тенгфей признал свою слабость.

- Мой совет достаточно прост, как и все в этом мире! Спокойно делай свое дело, но никогда не бери за свои изделия денег больше чем они стоят. И никогда не бери меньше их стоимости! Если не умеешь отдавать бесплатно, без мысли получить от Дао награду, то лучше не отдавай! Помни, что все приходит в свое время и в том количестве, которое необходимо для человека. Если ты отдашь, то, что пришло к тебе, то другому не прибавишь, а у себя отнимешь! И еще, жадность это не столько наше нежелание поделиться, сколько наше желание получить что-либо взамен того, чем ты поделился!

Тенгфей задумался, а потом спросил:

- А не будут ли соседи обвинять меня и говорить, что именно после беседы с тобой я стал жадным, хотя до нее был щедрым?

- Не бойся этого! Знающие поймут, а непонимающие, зря будут чесать свои языки в попытках обвинить тебя! А то состояние счастья, которое ты начнешь испытывать, когда твой труд оплачивается по достоинству в этой жизни, а не когда-то потом, и есть обретение Дао!

Когда Тенгфей возвращался от «Дающего мудрые советы», то прикинул примерную цену за обувь, которую будет отныне брать с покупателей. Оказалось, что она не была такой уж непосильной даже для небогатых людей.

В тот же день, к нему пришел сосед за парой новых сандалий. Тенгфей объявил ему цену. Сосед сначала удивился, но затем, достав кошелек, заплатил требуемую сумму. Когда он ушел, Тенгфей улыбнулся. Это заметила его жена.

- Ты улыбаешься, Тенгфей? Что случилось?

- Ничего! Почти ничего, дорогая! – еще раз улыбнулся Тенгфей, – я просто становлюсь по-настоящему щедрым!


Рецензии